Культура – как феникс?

Оценить
Премьеры, фестивали, юбилеи… И один большой пожар. Так завершает год «культурная столица» Поволжья

Жизнь культурная в основном измеряется сезонами – с сентября по июль. Однако мы привыкли подводить итоги согласно календарному году. За этот год много чего в Саратове случилось, в том числе и в сфере культуры. Смена министра, достройка нового здания ТЮЗа и пожар в старом, несколько юбилеев и множество всяких фестивалей. Итак, с чем мы пришли к 2013 году?

Новая метла

Со сменой областной власти сменился и министр культуры Саратовской области. Вместо поднадоевшего легкоуправляемого бывшего генерала Владимира Синюкова министром стала директор филармонии Светлана Краснощекова. Что мы о ней знаем? Только то, что ее директорство пришлось не на золотые годы филармонии, а «золотыми» их сделать Светлана Владимировна не смогла. Может, в силу своих менеджерских способностей или же в силу времени, которому неинтересна филармония как учреждение культуры. Однако именно при ней случился страшный пожар, уничтоживший в 2006 году большой зал филармонии. Характерно, что никакого наказания Краснощекова не понесла, а так и осталась в должности и позже даже доросла до министра.

Вообще, не исключено, что впоследствии за Светланой Владимировной закрепится прозвище «пожарного» министра, потому что при ней сгорела не только филармония, но – только за последние полгода – Центр детского творчества в Энгельсе, Дом культуры в Дергачах. И старый ТЮЗ.

Ньюсмейкер года

Это звание, без сомнения, принадлежит Театру юного зрителя им. Киселева. Два громких события в 2012 году были связаны с этим театром. Но оба они, к сожалению, мало имеют отношения к его творческой деятельности.

В конце прошлого года, 29 декабря, новое здание ТЮЗа наконец-то, после 30 долгих и мучительных лет ожидания, распахнуло свои двери. «Мы строили, строили и наконец построили!» – вещал со всех местных телеканалов и страниц газет директор театра Валерий Райков.

Репетиция новогоднего представления «В новом доме Новый год!» шла прямо в условиях стройки. В начале декабря прошлого года мне удалось побывать в новом, почти сданном в эксплуатацию ТЮЗе вместе с делегацией первых лиц области. Журналистов туда не брали, а мне просто повезло. И если «с лица» театр производил приятное впечатление, хотя рабочие всё еще что-то мыли, скребли, оттирали, в зале еще не было кресел, а на сцене шел монтаж сценического оборудования, то «изнанка» оставляла желать лучшего. Из вскрытых низких потолков во внутренних коридорах торчали провода, а губернатор Павел Ипатов, даром что невысокий, задевал макушкой вентиляцию. В гримерках артистов стояли корыта с раствором, лежали кучи песка и цемента.

Но 29 декабря коллектив, несмотря на почти военные условия, все-таки выпустил спектакль (правда, по моему мнению, весьма сомнительной художественной ценности) и устроил губернаторскую ёлку в фойе. Ипатов тогда пообещал, что теперь эта ёлка навсегда переедет в новый ТЮЗ из привычного уже театра драмы, где она проводилась еще со времен губернатора Аяцкова. Но уже в нынешнем году губернаторской ёлке вернули старую прописку в театре им. Слонова.

Вторым громким событием стала, к сожалению, не первая премьера в новом здании – «Капитанская дочка» Пушкина в постановке Адольфа Шапиро. Нет, это был пожар в старом здании ТЮЗа, который уничтожил сцену, зрительный зал и крышу. До этого целых девять месяцев коллектив ТЮЗа наслаждался работой сразу на четыре сцены. В то же время неоднократно предпринимались попытки выселить коллектив из старого здания. Там предполагали то разместить филармонию, то поселить муниципальные театры, которые по двадцать лет скитаются по подвалам, то устроить в старом ТЮЗе Дом молодежи.

Идея Дома молодежи особенно была близка нынешнему заместителю председателя правительства по социальной сфере, а тогда депутату областной думы Андрею Россошанскому. Помнится, на заседании комитета по культуре облдумы, которое прошло как раз накануне отставки Павла Ипатова, Андрей Саухин, бывший тогда председателем Счетной палаты Саратовской области, клеймил руководство ТЮЗа позором за нецелевое использование средств. В особенности в вину директору театра Райкову ставили «несусветное» количество пожарной охраны обоих театров количеством более 30 человек. Как знать, не будь этих пожарных постов, чья миссия заключалась в том, чтобы нажать тревожную кнопку и эвакуировать людей, обошелся бы без жертв тот страшный пожар?

Пожар случился вечером 2 октября, когда в театре уже десять минут как шел спектакль. Людей вывели, никто не пострадал, но от ТЮЗа остался лишь красивый фасад, а директора Валерия Райкова временно отстранили от должности.

Культурная же общественность чуть позже провела слушания по вопросу, кому отдать ТЮЗ после реставрации. По версии, которую сообщила недавно интернет-газета «Четвертая власть», восстановленное старое здание, скорее всего, самому театру уже не вернут. А отдадут Центру поддержки одаренных детей, который сейчас располагается в бывшем Доме приема официальных делегаций на Волжской. И лоббирует это, по слухам, Андрей Россошанский.

Райкова в должности теперь вряд ли восстановят, особенно после скандального письма артистов в прокуратуру, где они жаловались на то, что директор заставлял их строить себе дачу. И хотя подписали его всего шесть человек, повод для проверки деятельности отстраненного директора прекрасный. При всем при этом Райков был неплохим директором, поскольку театр выпускал за сезон больше премьер, чем все остальные театры вместе взятые, здесь работали режиссеры из разных городов России и разных стран мира, и их спектакли заставляли говорить о саратовском ТЮЗе. Саратовский ТЮЗ – один из немногих провинциальных театров, чьи спектакли с завидной регулярностью попадали в номинацию премии «Золотая маска». Вот и в этом году туда отобрали спектакль по пьесе Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран» (режиссер Маттиас Лангхофф). И, как сказал вдохновитель творческой лаборатории «Четвертая высота» Олег Лоевский, одного голоса не хватило для попадании на премию спектаклю-исследованию «Быть или не быть? Да не вопрос» режиссера из Санкт-Петербурга Дмитрия Волкострелова.

Лаборатория «Четвертая высота» в Театре юного зрителя – это тоже один из отличных проектов. В свое время она поразила театралов: сделать спектакль-читку за три дня – это хороший творческий стресс как для артистов театра, так и для молодых режиссеров. И отличный результат на выходе для зрителей. Многие действительно хорошие спектакли появились в репертуаре ТЮЗа благодаря «Четвертой высоте». В этом году «…высоту» объединили с фестивалем «От А до Я» – еще одним творческим проектом театра. Он проходил всего два раза за десять лет, но при этом в фестивале принимали участие детские театры от Астрахани до Ярославля. В тот раз в Саратов приехал только Вольский драмтеатр. И ни фестиваля, ни творческой лаборатории толком не получилось.

Министерство культуры области «Четвертую высоту», конечно, поддерживает, но больше финансовой помощи идет все-таки от Союза театральных деятелей. Для того чтобы находить средства, нужен хороший менеджер. Без хорошего театрального менеджера творческая судьба ТЮЗа Киселева, к сожалению, не завидна.

Фестивальное движение

В Саратове много интересных фестивалей. Правда, среди них не много таких, о которых известно широкой публике. Самые известные, наверное, Собиновский музыкальный фестиваль, который живет уже почти двадцать лет и по праву считается визитной карточкой города, международный фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и совсем новый театральный фестиваль, успевший за два года превратиться в один из самых ожидаемых культурных событий года, – фестиваль памяти Олега Янковского.

Помимо этого прошли Всероссийский конкурс исполнителей народной песни им. Лидии Руслановой (он проводится всего раз в три года), фестиваль саратовской театральной школы, посвященный народной артистке СССР, мастеру Валентине Ермаковой. Этот фестиваль был приурочен к столетию консерватории.

Однако тут интересно выделить судьбу двух фестивалей. Во-первых, это «Саратовские страдания». Если не знать всех подковерных интриг, можно подумать, что организаторы сего действа обласканы региональным министерством культуры. Ведь каждый год смотреть и оценивать конкурсную программу, проводить творческие встречи и мастер-классы в Саратов приезжают мастера документального и игрового кино российского и международного уровня. Здесь частый гость президент «Саратовских страданий» Олег Табаков, он приезжает на открытие фестиваля раз в два года, тут можно увидеть таких звезд, как Евгений Миронов, Вадим Абдрашитов, Борис Хлебников, Алексей Федорченко, Герц Франк. В этом году режиссер Александр Расторгуев представлял во внеконкурсной программе документальный фильм «Я тебя не люблю», снятый совместно с Павлом Костомаровым. Эти режиссеры, если кто не знает, совместно с журналистом НТВ Алексеем Пивоваровым работают над проектом «Срок».

«Саратовские страдания», благодаря организаторам, наверное, один из самых интересных и атмосферных проектов в Саратове, где ты не просто зритель, а включен в процесс создания чего-то чрезвычайно важного.

Но каждый год «Саратовские страдания» бьются за выживание. При этом уровень фестиваля и участники из разных стран, и члены жюри оценивают как очень высокий, несмотря на то что практически все режиссеры, представляющие свои фильмы на конкурс, мечтают попасть в Саратов, у фестиваля не хватает средств, чтобы приглашать всех желающих. Спонсорской помощи хватает не всегда, хотя фестиваль на самом деле многим этим спонсорам обязан, а министерство культуры каждый год урезает бюджеты.

Фестиваль памяти Янковского впервые прошел в прошлом году и собрал много зрителей и журналистов, в том числе федеральных изданий. В этом году его ждали с нетерпением. И тоже встретили на ура – поскольку давно пора было показать, сколь многим театрам саратовская театральная школа дала прекрасных артистов и режиссеров. Правда, в следующем году фестиваля памяти Янковского не будет.

Дело в том, что изначально его планировали проводить раз в два года, но, видимо, для того, чтобы следующий фестиваль совпал с 70-летием великого артиста (который выпадает как раз на 2014 год), организаторы решили немного ускорить процесс. И чтобы не пропускать, провели фестиваль два года подряд – в 2011-м и 2012-м. Что стало для саратовской театральной публики хорошим подарком.

Круглые даты

Отмечены в этом году и несколько юбилеев. Так, саратовской консерватории исполнилось 100 лет. И по этому поводу было организовано множество праздничных мероприятий. 75 лет отпраздновала Саратовская областная филармония. Юбилейный концерт проходил на сцене нового ТЮЗа, поскольку свой зал у филармонии пока еще не восстановлен. Но в этом году чиновники от культуры и сотрудники филармонии стали всерьез говорить о деньгах, которые вот-вот поступят на реконструкцию большого зала. И возможно, в 2014 году учреждение вернется в свой дом и перестанет скитаться по чужим площадкам.

25 лет исполнилось театру магии и фокусов «Самокат». Причем тоже каким-то чудом. Наверное, благодаря зрительской любви и постоянным аншлагам. Но никак не поддержке города или области.

Прощания

В октябре этого года не стало заслуженного артиста России, актера театра драмы Владимира Аукштыкальниса. И в том же октябре от нас ушел «саратовский Райкин» – народный артист РСФСР Лев Горелик.