В год по чайной ложке? Не согласна!

Оценить
75-летняя пенсионерка решила не ждать, пока управляющая компания возместит ей ущерб к 2020 году, и добилась своего

«И пришли татары на Русь. Посылает Батый своих воинов собирать дань с русских. Когда вернулись ратники, хан спрашивает, как ведут себя русские. «Плачут», — отвечают воины. Хан снова посылает их туда за данью. И опять у них спрашивает, что делают русичи. Татары говорят: «Плачут, вроде всё с них вытрясли». Но Батый отправляет их снова. На этот раз на тот же вопрос хана воины говорят: «Смеются». «Ну, вот теперь там делать нечего!»
Эту притчу мне рассказала пенсионерка Лариса Гусева, которая, подобно обобранным до нитки русичам, доведена до такого состояния, что уже не переживает и не плачет, а относится к происходящему с иронией.

Перед нашим знакомством она мысленно представлялась мне одной из сотни недовольных ЖКХ, ЖКО, ТСЖ и заодно всем миром старушек, которых регулярно показывают по нашему региональному телевидению. Но не тут-то было. Лариса Леонидовна — энергичная, активная женщина, вдобавок наделенная искрометным чувством юмора. Весело и задорно она поведала мне захватывающую историю о том, как полгода назад в этой квартире произошло ЧП в системе электроснабжения. И рассказала о последствиях этой аварии, вылившиеся в полгода борьбы с управляющей компанией.

Короткое замыкание, долгая история

10 июня, когда многие жильцы дома разъехались во время праздничных выходных, Лариса Леонидовна решила постирать. Маленький телевизор был включен на кухне. Микроволновка всегда подключена к электричеству, чтобы не останавливались встроенные электронные часы. Женщина включила стиральную машинку в сеть, но запустить программу и нажать на кнопку «пуск» не успела. И тут произошел скачок напряжения в сети. Всё замигало, задергалось, свет мгновенно погас. Когда электричество включилось, оказалось, что «полетели» и стиральная машина, и телевизор, и микроволновая печь. Вдобавок в подъезде сгорел домофон, который жильцам потом пришлось ремонтировать за свой счет.

18 июня пенсионерка написала заявление в управляющую компанию с просьбой возместить ущерб в связи с аварией на электросети. Там ей сказали, что для начала нужно произвести ремонт техники, а потом предоставить чеки с оценкой причиненного ущерба. В УК посоветовали сделать это всем пострадавшим.

К 13 августа Лариса Леонидовна написала второе заявление. В нем была указана сумма ремонта — 6920 рублей. Из них за стиральную машину 4320 рублей, за телевизор 1400 и за микроволновую печь 1200. Управляющая компания не стала возражать и сообщила: «В ответ на ваше заявление о возмещении причиненного ущерба сообщаем, что ваше заявление рассмотрено, проведена проверка и принято решение о возмещении вам нанесенного ущерба в размере 6920 рублей путем перерасчета размера оплаты за ЖКО. Ежемесячная сумма будет составлять 50% из начислений статьи ремонта».

3 сентября пенсионерке приходит квитанция об оплате коммунальных услуг, где в графе «текущий ремонт жилья» вместо положенных 160 рублей к оплате полагаются те самые 50% — по 80 рублей в месяц. Когда пожилая женщина прикинула, что такими темпами должники рассчитаются не скоро, то решила нанести визит в управляющую компанию.

«Занято! Это начальник в туалете прячется»

В один из приемных дней Лариса Гусева позвонила в свою управляющую компанию в час записи приема (с 8 до 9 утра). Услышав до боли знакомую фамилию, секретарша пробарабанила: «Уже всё занято на сегодня, записи нет!» Пенсионерка решила не спорить по телефону, а на прием все-таки пошла. Эта история стала одним из ярких эпизодов ее войны с беззаконием.

«Прихожу к 16:20, — вспоминает Лариса Гусева, — посетителей ни души. Секретарша, как увидела меня, закричала: — Вы что пришли? Я вам сказала, что уже записи нет и всё занято!

— Да никого из людей нет. А Сергей Васильевич на месте?

— Нет и не будет! И что вы здесь расселись?! Здесь не зал ожидания.

— Я старый больной человек.

— Все вы тут больные. Были бы больные, не ходили бы тут. Выйдите в коридор!

— Буду ждать. У него приемные часы. Есть народ или нет, сидеть в это время — его святое дело. — В этот момент боковым зрением вижу, что он входит, видит меня, и — назад из комнаты. — Подождите, это он сейчас был!»

Лариса Гусева поковыляла за ним в коридор, а юркий руководитель заскочил в туалет.

«Мне уже стало тогда смешно, — рассказывает Лариса Леонидовна. — В это время какой-то служащий направляется в туалет, а я говорю громко: «Занято, там начальник спрятался!» Он, пристыженный, услышал и вылетел оттуда в кабинет. Я — за ним.

— Вы что тут за безобразие устраиваете! — кричит он.

— У вас приемные часы.

— Я занят, я уезжаю. — Схватил куртку, выскакивает. Я выхожу за ним на крыльцо. А он за дом спрятался. Открываю телефон, чтоб посмотреть время и удостовериться, что начальник уезжает в приемное время. Он же подумал, что я куда-то звонить собираюсь. Запрыгнул в машину и уехал с глаз моих долой».

«Скажите спасибо, что не по пять рублей отдаем»

Лариса Гусева — ветеран труда, вдова инвалида Великой Отечественной войны. Она 45 лет проработала в школе учителем русского языка и литературы и завучем, заслужила звание «Отличника народного просвещения». У самой конфликтов с учениками никогда не было, а вот разрешать чужие споры и проблемы ее регулярно звали. Хотя она и была завучем, но постоянно избиралась в местком в конфликтную комиссию, чтобы защищать права трудящихся. Даже когда на одном из школьных праздников учителей награждали лентами, ей, как она рассказывает, надели ленту «За справедливость!».

Ради установления этой справедливости пожилая женщина решила в истории с управляющей компанией идти до конца. Написала очередное заявление:

«В своем ответе вы обязуетесь возместить причиненный ущерб путем перерасчета оплаты за ЖКО. Низкий вам поклон и благодарность за такой сердечный ответ! Но давайте посчитаем вместе. Итак: сумма ущерба — 6920 руб. Сумма начислений за текущий ремонт — 160 рублей, итого 50% — 80 рублей в месяц. За сколько месяцев вы вернете мне ущерб? 6920: 80 = 86,5 месяцев. А сколько это лет? 86,5: 12 = 7,2 года. Итого в ноябре 2019 года я получу всё. Ура! Еще раз спасибо! Большего цинизма, бездушия и издевательства я и не могла себе представить. Как у вас хватило совести принимать такое решение (кстати, незаконное), учитывая, что мне 75 лет и я больной человек. Могу представить медицинские документы. Вы, призванные служить и защищать интересы жильцов, которых обслуживает компания, решили осчастливить меня, предлагая подождать 7 с половиной лет, до 2020 года. Это ли не издевательство?»

От всех этих переживаний у пенсионерки повысилось давление, ухудшилось самочувствие. Но на попятную она не пошла. В личном разговоре с коммунальщиками Лариса Леонидовна добавила: «Теперь не могу позволить себе умереть до того срока, пока вы мне не выплатите всё. Вы же возьмете грех на свою душу, что бабка умерла, а вы ей не заплатили, как же вы нагрешите!»

Дальнейшими ее действиями стало обращение в мировой суд. Воспользовавшись образцами из Интернета (Лариса Леонидовна с ноутбуком давно на «ты»), она написала исковое заявление. «Мне предложили отдать деньги к 2020 году, а я их хочу получить до конца света!» — с иронией говорит Лариса Гусева. По решению суда ответчика принудили выплатить пенсионерке долг 6920 рублей и 500 рублей — за материальный и моральный ущерб. А суду управляющая компания должна выплатить еще и штраф в размере 50% суммы, присужденной потребителю, плюс 600 рублей — судебные издержки. Но срок возмещения ущерба в решении суда не был указан!

Юрист управляющей компании смеялся женщине в лицо: «А срока выплаты-то нет! Мы вам выплачиваем по 80 рублей, к нам никаких претензий! Еще спасибо скажите, что не по пять рублей в месяц». Обеспокоенная пенсионерка снова обратилась за уточнением в мировой суд. Там ей пояснили, что сделано всё правильно, обеим сторонам дается месяц на обжалование, после которого управляющая компания должна произвести единовременную выплату. Обжаловать решение суда ни Лариса Гусева, ни управляющая компания не захотели.

Через месяц Лариса Леонидовна отправилась с решением суда к судебному приставу. После того как ее запутали «объяснениями», откуда она должна забрать деньги, у судебного пристава или лично от управляющей компании, написала очередное заявление. Здесь она, как честный человек, указала сумму 7420, из которой администрация управляющей компании может не платить ту часть, которая уже выплачена в счет оплаты ЖКО, — 320 рублей. Таким образом, должны отдать 7100 руб.

Деньги Ларисе Леонидовне были перечислены аккурат перед концом света, 20 декабря.

Всплывший вопрос

«Вот так бодалась я с этой управляющей компанией, и хочу сказать, что судьи очень хорошо отнеслись ко мне, были на стороне пострадавших. И есть все основания полагать, что можно добиться своих прав», — подводит итог Лариса Леонидовна.

Как вы понимаете, Лариса Леонидовна Гусева — великая оптимистка. А еще она человек, обладающий недюжинным чувством юмора, энергией и настойчивостью. Кроме того, у нее есть время и, к счастью, здоровье. Потому как, не обладая всем этим, вступать на путь борьбы с коммунальным беззаконием невозможно. Да, судьи отнеслись хорошо. Они не пряталась в туалете, не хамили и вынесли справедливое решение. Но ведь надо было добиться выполнения этого самого решения той самой управляющей компанией. А это отдельный и, думается, самый сложный этап борьбы за свои права.

Депутат областной думы и заслуженный строитель Леонид Писной регулярно на радио «Эхо Москвы» призывал всех пострадавших обращаться в суд. Но Леонид Александрович не объяснял, как добиться выполнения решения суда.

К сожалению, жизнь в нашей стране устроена так, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. И победителей в борьбе за свои права единицы. Как, впрочем, и борцов за свои права.