Перекроить пространство и простор (3-я серия)
Возрождать саратовское Заволжье власти всех уровней принимались неоднократно. В первый раз осознанные действия были предприняты во времена партийного увлечения распашкой целинных земель. Тогда в саратовских заволжских степях была нарушена степная жизнь. И сотни тысяч прекрасных пастбищ были превращены в условные пахотные земли. Все попытки искусственно оросить их в конце концов закончились неудачей. Урожайность полей так и осталась низкой. А небольшой плодородный слой почвы деградировал – выветрился, вымылся, засолился. Но советских правителей не так-то легко было свернуть с намеченного пути. Им «разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор», и они предпочитали поднимать показатели своих свершений всё выше и выше, и выше.
На распаханных землях нужно было хозяйствовать, не обращая внимания на цену, которую приходилось платить. И хозяйствовали. К 1990 году в самых наших неблагополучных районах выращивали овец и отчитывались тоннами настриженной шерсти. То ли с шерстью этой было что-то не то, то ли трава для барашков вся высохла, то ли некому их стало пасти, лечить и стричь, но через десять лет этот показатель в отчетах сошел почти на нет. И вот тогда для борьбы с экономической депрессией правительство губернатора Дмитрия Аяцкова придумало воссоздать овцеводство, а заодно и коневодство и производство мясной говядины. Землю в тамошних местах решено было засеять многолетними травами и завезти в районы здоровый перспективный скотомолодняк. На бюджетные деньги за три года, до 2005-го максимум, должны были проявиться и укорениться видимые перспективы.
Но как-то не срослись программные намерения с реальными деньгами, которые то ли были выделены по назначению, то ли нет, и Заволжье продолжило загнивать, мечтая о лучшем будущем. Примерно к 2005 году явно начал вырисовываться другой вектор развития. Планы накренились в сторону добычи углеводородов. Но и сегодня большая часть левого берега Волги не вырулила к завидным экономическим показателям. Поэтому никто не мешает мечтать о них дальше.
«Всё, что выдумано, возможно», – говорили братья Стругацкие. Стопроцентно соглашаясь с этим, продолжаем выдумывать новую жизнь Саратовской области, в которой для начала мы укрупнили районы (начало см. в № 226 и 227 нашей газеты).
Нефтеносная гордость и раковые шейки в придачу
В новый Духовницкий район, кроме него, помещаем Ивантеевский и Перелюбский. Площадь объединенного района составит почти 8 тысяч кв. км, население почти 52 тысячи человек.
Клянусь, что когда мы смело занимались новой административной нарезкой, никто в редакции не мог похвастать тем, что вообще знает о Бузулукской впадине, в западной части которой как раз и находятся эти районы так называемого дальнего саратовского Заволжья. А поскребли по Интернету и выяснили, что именно с ними связаны основные перспективы наращивания добычи углеводородного сырья в Саратовской области. Беда только в том, что эта территория плохо изучена геологами, которые могут пока лишь сказать, что проводка будущих скважин будет сложной. Что продуктивные горизонты углеводородов залегают глубоко.
Но с другой стороны, лиха беда начало. В Ровенском-то районе вот пробурили сложную скважину под русло Волги – 2,5 км в глубину, а затем еще на такое же расстояние по горизонтали. Или нет? Нашли или нет работники Саратовнефтегаза значительные залежи нефти под Волгой, как предполагалось? Как-то не умеют у нас популярно рассказывать о победах самой значимой в будущем для России нефтеносной провинции. Что знает обыватель о том, как осваиваются наши девять месторождений (Западно-Вишневское, Перелюбское, Южно-Первомайское, Тепловское, Придорожное, Южно-Тепловское, Даниловское, Разумовское и Западно-Степное) в дальнем Заволжье? И осваиваются ли?
Думается, что если и да, то какими-то не очень революционными темпами. Иначе демографическая ситуация в этих левобережных районах была бы гораздо лучше той, что есть сейчас. Разведка недр – это высокотехнологичная, высокооплачиваемая и очень перспективная работа. И если она кипит, то обойти ее вниманием невозможно.
А еще таких раков, что мне доводилось есть в Духовницком районе, больше нет нигде. Так что на перспективу организации рачьих ферм в здешних местах предлагаю посмотреть повнимательнее. Одновременно стоит подумать о переработке деликатесных членистоногих на месте. Раковые шейки консервируют и в томате, и в рассоле.
Поделочный камень оптом и в розницу
В новый Балаковский район, кроме него, войдет Пугачевский. Площадь объединенного района – около 7 тысяч кв. км, население – 296 тысяч человек.
Помнится, что, когда Павел Ипатов был еще первым руководителем Балаковской АЭС, он любил рассказывать журналистам, что в пруду на территории атомной водятся прекрасные раки и что он сам их неоднократно пробовал. Так вот от греха подальше этих раков в Духовницкое на будущий консервный комбинат лучше не возить. А то обзавидовавшийся нашим экономическим успехам Геннадий Онищенко ненароком может запретить к продаже всех российских раков.
Балаково пусть так и продолжает вырабатывать электроэнергию, делать удобрения и с помощью хозяев «Северстали» налаживать производство мелкого сортового проката.
Территорию стоит начать развивать за счет возможностей Пугачевского района. Здесь можно выстроить санаторно-курортную сеть для лечения органов дыхания – говорят, здешний степной воздух очень этому способствует. А еще простимулировать организацию множества небольших предприятий по производству стройматериалов. Ведь в тамошних местах можно добыть не просто ширпотреб, а какой-то редкий поделочный камень. Обеспечить рынки сбыта для дешевой местной продукции будет нетрудно, если всерьез взяться за обустройство путей сообщения.
Дело в том, что Пугачев – очень хороший транспортный узел. Прямо через город проходит автомобильная трасса Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград. А по железной дороге товары можно отправлять хоть на юг России, хоть в Сибирь. Нужно только сделать грамотные подходы к железнодорожной станции. И, может быть, новый вокзал. А желательно еще и новые фирменные комфортабельные вагоны с душевыми кабинами, в которых жители Сибири с удовольствием отправятся дышать нашим степным воздухом на Большой Иргиз. Ну и на Волгу в окрестностях Балакова, конечно. Не все ведь с предубеждением относятся к атомной энергетике.
В свободное от отдыха время гостей можно возить или водить по историческим тропам, связанным с известными личностями. С Василием Ивановичем Чапаевым, например.
Сделать китайца счастливым родственником
В новый Дергачевский район, кроме него, войдут Краснопартизанский и Озинский. Площадь составит 11 тысяч кв. км, население – 56 тысяч человек. Пока.
Дело в том, что население нового Дергачевского района легко можно увеличить за счет мигрантов. Здесь и так уже плавильный котел народов. Здесь есть даже курды! Ну и почему не начать приглашать на здешние территории, например, китайцев? Рассуждения о том, что они не смогут разводить верблюдов, доить верблюдиц и делать уникальные лекарства не только из молока, но и из копыт и содержимого горбов, не принимаются. Китайцы могут всё. И будут делать всё. Но если у них получатся только одни прекрасные верблюжьи одеяла, это уже обеспечит области прирост товарооброта с западными территориями. И еще держим в уме тот факт, что китайцы маются с демографическим перекосом в сторону мужчин. И согласие женщины выйти за него замуж китаец считает счастьем и большой удачей.
А когда население этих районов, богатых нефтью, газом и горючими сланцами, прирастет за счет работоспособных и трудоспособных, будут нам тут и табуны, и даже, не исключаю, страусиные яйца и перья. Есть люди, для которых главное – зацепиться за землю. И почувствовать на ней себя свободным предпринимателем. А уж дальше сами собой появятся и дома, и деревья, и дети.
Место силы и удали
В новый Новоузенский район, кроме него, пусть входят Александрово-Гайский и Питерский. Площадь будет более 9 тысяч кв. км, население – 70 тысяч человек.
Новоузенский и Питерский районы расположены на территории Прикаспийской нефтегазоносной провинции. Но сидеть и ждать сложа руки, когда всё вокруг заскрипит качалками, наверное, неправильно. Можно и не дождаться.
Мечтая о процветании здешних земель, хорошо бы вспомнить, что их заселение началось несколько столетий назад, а именно в первой половине XVIII века. «В бескрайних просторах ковыльных степей находили приют крепостные крестьяне, городская беднота, раскольники, а также бежавшие от военной царской службы и принудительных повинностей – словом, все те, кто искал на отдаленных окраинах страны свободу от крепостной неволи, преследований и жестокой эксплуатации». У рек Большой и Малый Иргиз и Узени быстро росли села, хутора, старообрядческие скиты и монастыри. В 1760 году при слиянии рек Большой Узень и Чертанла основана деревня, названная также Чертанлой. Теперь это Новоузенск.
Через сто лет после начала заселения этих земель сюда активно переезжали малоземельные крестьяне из среднерусских и украинских губерний. Здесь вполне комфортно жили и татары, и литовцы, и поляки, и немцы, и чуваши, и казахи. К концу 19 века территория Новоузенского уезда равнялась почти 40 тысячам квадратных километров. По своей величине он превосходил Московскую губернию и составлял более половины площади Италии, раскинувшись от границ с Уральской областью до берегов Волги. Сейчас на этой территории расположены десять заволжских районов Саратовской области.
Чтобы восстановить эти территории, нужно объявить их лет на 20 безналоговым раем. Для всех желающих обустроить эту землю. О безусловной победе правящей партии «Единая Россия» придется на это время тоже забыть. А вот обо всех полезных ископаемых, что можно добыть из недр, рассказать всем желающим как можно подробнее.
Офшорные земли без следа «Единой России»
В новый Ершовский район, кроме него, войдут Федоровский и Марксовский. Общая площадь – почти 10 тысяч кв. км, население – 128 тысяч человек.
Думаем о том, как провести воду из Волги в Ершов. И начинаем пожинать плоды этих стараний. Потому как Маркс – это райская территория. И запасами своих достоинств этому району сам бог велел делиться с соседями. Да, сегодня это сухие степи. Но если когда-то без всякой мелиорации здесь росли травы в рост человека, по которым носились дикие лошади, значит, что-то в этих краях есть? А если еще вспомнить, что царское российское правительство не одно десятилетие пыталось переселять в эти края всех недовольных, строптивых, провинившихся, а значит, активных, вольнолюбивых, то, следовательно, дух вольности должен остаться в генах у здешних людей? И дух предпринимательства, и воля к победе над проблемами. Не вижу препятствий к тому, чтобы былая слава здешних людей, разбогатевших на сельскохозяйственном труде, вернулась в эти места.
Ну и про дрофу, конечно, не стоит забывать. Мудрая налоговая политика, нейтрализация влияния партии «Единая Россия» на этой территории и выдвижение на руководящие посты предприимчивых смелых людей будут способствовать оформлению земельных участков в собственность. А когда дело дойдет до того, чтобы на пастбищах качать нефть, можно будет и поторговаться за то, так ли это надо здешним процветающим краям.
Бахча мирового значения
В новый Краснокутский район, кроме него, войдут Ровенский, Советский и Энгельсский. Площадь – около 10 тысяч кв. км, население – 129 тысяч человек.
Ну, если уж лезут бурильщики в нефтеносные пласты под Волгой, то нужно принять этот факт как данность. А вообще-то эти края – золотое дно для овощеводов. Арбузы, дыни, кабачки, тыквы, помидоры и многое другое нужно поставлять в Саратов и не только в свежем, консервированном, соленом, сушеном виде. Секрет успеха в том, чтобы в продукции не было никакой химии. А там – хоть лягушек дополнительно выращивай. Хоть перепелок в промышленном масштабе разводи. Главное, целью поставить – сделать этот большой район области главным экспортером с продукцией, которой можно и нужно гордиться.