Почему трамвай холодный

Оценить
Горожане страдают из-за старого парка подвижного состава

Непривычно низкие для декабря температуры превратили городской транспорт не только в средство передвижения, но и в средство согревания. Думаю, что я не единственный человек в Саратове, кто ждёт повода поскорее заскочить в проходящую мимо маршрутку, автобус, троллейбус, дабы избавить своё тело от окончательного замерзания. Но насколько саратовский общественный транспорт готов к поддержанию в салонах адекватных температур при работе в зимний период? Какой маршрут наиболее «тёплый» и довольны ли горожане условиями поездок?

Народ терпит и понимает

Опрошенные мною пассажиры троллейбусов в большинстве своём претензий на холод в транспорте не предъявляли. Но из общения с кондукторами выяснилось, что жалобы иногда поступают. Троллейбусы ведь разные бывают – исправные и не очень. Один кондуктор, к примеру, рассказала, что на днях ей пришлось работать в неотапливаемом вагоне троллейбуса.

Печальней дела обстоят в трамваях. «Холодно», – сказала значительная часть моих экспертов. Холодно и пассажирам, и кондукторам, которым приходится не только мёрзнуть, но и целый день выслушивать жалобы. Кондукторы винят в создавшемся положении муниципальное предприятие «Саратовгорэлектротранс». В «Саратовгорэлектротрансе» проблему признают, однако решить её, как выяснилось, не так-то просто.

По словам заместителя директора предприятия Павла Кузнецова, отопление есть во всех городских трамваях и троллейбусах. Все вагоны оборудованы обогревателями, неотапливаемый транспорт в рейсы не выпускается (такое случалось когда-то в «лихих» 90-х годах, но и то в единичных случаях). Обогревается вагон не только зимой, но и в холодные периоды осени и весны. Другое дело – эффективность отопления. Проблема в том, что техническое состояние значительной части саратовского трамвайно-троллейбусного парка не позволяет говорить о рациональном использовании вырабатываемого в салонах (а это, между прочим, удовольствие дорогостоящее) тепла – оно из вагонов просто уходит. На 9-м трамвайном маршруте, бывает, топят так, что пассажирам становится некомфортно сидеть в креслах. Но если в салоне нет хорошей теплоизоляции, КПД такого подогрева невелико.

На маршруте повышенной комфортности

Лучше всего c теплом дело обстоит в новых подвижных составах. Новых трамваев в городе – примерно десятая часть от общего числа. Речь идёт о 23 вагонах на 3-м маршруте. Возможно, вы обращали на них внимание – это бело-кремовой расцветки составы с электронными табло и открывающимися на манер автобусных дверьми. Изготовлены составы в 2008 году (последнее обновление трамвайного парка Саратова как раз происходило в 2008-2009 годах). Все мои собеседники подтвердили, что в новых «тройках» заметно теплее, высказывалось желание видеть такие составы и на других маршрутах города.

– А уж как мы этого желаем! – сказал мне Павел Кузнецов. – Вы не представляете, сколько хлопот со старыми вагонами!

Спрашиваю, почему новая техника досталась именно «тройке». Оказывается, повышенное внимание к маршруту связано с тем, что он – самый скоростной и самый протяжённый в городе (21 км). Но новые составы покрывают только половину потребности линии – всего на «тройке» работает 46-48 вагонов.

Что делать со старым вагонным парком? «Можно сдать в металлолом и купить новые выгоны», – шутит Кузнецов. Потому как модернизировать старые (комплекс работ включает в себя покраску, замену электроники, узлов, агрегатов, смену внутренней обшивки, уплотнений на окнах и дверях, и прочее) очень дорого. Стоимость модернизации приближается к половине цены нового трамвая. Так что заниматься приходится не модернизацией, а ремонтом. Во всех вагонах заменили отопители, а в некоторых установили даже дополнительные. На данный момент в 160 вагонах находятся по два отопительных прибора, в 39 – по четыре. В 2013-2014 годах планируется установить по четыре отопителя во всех трамваях города, кроме тех самых 23-х «обновлённых» вагонов «тройки» – там уже стоит аж по шесть тепловых агрегатов.

Отдельное внимание уделяется обогреву водительской кабины: всё-таки водитель проводит в ней весь рабочий день. То же с отоплением кондукторского кресла, хотя в старых моделях трамваев кондуктора вынуждены ходить греться к «рулевому» в гости.

Минимально допустимой температуры в салоне не существует. Есть только рекомендованные нормы. Потере тепла способствует периодическое открывание дверей вагона. Поэтому, если в трамвае вам не открыли заднюю дверь, не спешите ругаться. Вполне возможно, что сделано это было как раз из «теплоэкономических» соображений.

В некоторых западных странах такая проблема решена установкой общедоступных кнопок открытия двери. Остановился около гражданина транспорт, хочет гражданин войти – значит, нажимает на кнопку. Хочет гражданин выйти? То же самое. А просто так дверь открываться не будет. В старых моделях существует верёвочка, дёрнув за которую, можно подать водителю соответствующий знак.

Троллейбусы догоняют трамваи

Городские троллейбусы обновляются быстрее. Относительно новыми (со сроком эксплуатации менее 10 лет) в Саратове являются 102 троллейбуса, что составляет чуть больше половины от общего их числа (последнее обновление троллейбусного парка происходило в Саратове в 2009 году). Поэтому возможность поддерживать должный уровень теплоизоляции есть хотя бы в половине салонов.

Новые трамваи и троллейбусы городу не по карману. Стоимость нового трамвая – 16 миллионов рублей. Новый троллейбус до поры до времени стоил около трёх миллионов рублей, теперь 6-9 миллионов. При этом покупать электротранспорт за рубежом, по словам Кузнецова, выйдет еще дороже. К тому же они требуют фирменных запчастей, специальных ремонтных стендов и прочих особых условий.

***

Зимой в Саратове работают 222 трамвая, 184 троллейбуса и до 1000 автобусов. Все трамвайные и троллейбусные маршруты города обслуживаются подвижным составом, принадлежащим МУПП «Саратовгорэлектротранс». Автобусы и микроавтобусы на городских маршрутах примерно на 90 процентов принадлежат частникам.

***