Хилая такая экономика
Смена власти в Саратовской области совершенно не изменила ее экономику. Об этом говорят и официальные цифры социально-экономического развития, и те тенденции, что мы наблюдаем в способах хозяйствования. Субъекты экономической деятельности чувствуют себя при губернаторе Радаеве не лучше и не хуже, чем при губернаторе Ипатове. А все благие намерения – это только слова, которые к делу не пришьешь и которыми сыт не будешь. Даже наоборот: чем больше пустых слов говорится, тем меньше в конце концов делается.
Капли радости в море слез
Губернатор Радаев пришел во власть с лозунгами революционного преобразования бюджетной политики. Прекратить наращивать государственный долг области! Заместить коммерческие кредиты бюджетными! Сделать расходы эффективными! Заставить чиновников из предыдущего правительства вернуть нецелевым образом потраченные бюджетные средства!
Несколько месяцев в кресле губернатора серьезно сказались на радаевских настроениях. Про уголовные преследования вороватых чиновников никто уже не говорит. Зарплаты чиновникам нынешним не урезали, а, наоборот, подняли. От хороших пенсий ни один чиновник и ни один депутат не отказались. Так что даже на будущее расходы бюджета на себя любимых не уменьшили.
Но главным итогом можно считать то, что Валерий Радаев перестал критиковать правительство Ипатова за никчемную социально-экономическую деятельность. И даже больше того, начал говорить ипатовскими же лозунгами про то, что «нам есть чем гордиться». Гордиться на самом деле нечем.
Государственный долг Саратовской области, за который губернатора Ипатова не клюнул только ленивый, составлял на начало 2012 года 36 миллиардов рублей. В конце декабря он составляет 38 миллиардов рублей. На самом деле ничего странного в этом долге нет, потому что именно этот потолок заимствований еще прошлой осенью был заложен в областной бюджет. Региональное министерство финансов не видело иных, кроме коммерческих кредитов, источников финансирования дефицита. Но новый губернатор Валерий Радаев со страстью всякого неофита обвинил Ипатова и его команду в том, что они предпочитают легкие пути, и повелел своим новым чиновникам собрать собственными дополнительными доходами в областной бюджет три миллиарда рублей.
Этот приказ у людей сведущих вызывал только усмешку. Потому как сведущие люди хорошо знали, что бюджетные планы при Павле Ипатове всегда были напряженными, и собирать обозначенный объем собственных доходов почти всегда приходилось за счет авансовых платежей крупных предприятий по налогу на прибыль. Не сумев получить дополнительные три миллиарда рублей в бюджет, губернатор Радаев сделал для себя важный вывод: собственные бюджетные доходы не нужно раздувать. Вместо того чтобы хвастать перед вышестоящим уровнем результатами грандиозных усилий, лучше прибедняться. В результате имеем то, что имеем.
Общий объем доходов областного бюджета в 2012 году составляет 65 миллиардов рублей. На 2013 год общий объем доходов заложен на уровне 60 миллиардов рублей. Но 2014 год – 63 миллиарда рублей. И даже в 2015 году запланированная цифра доходов не дотягивает до фактического исполнения доходной части бюджета 2012 года! Так что никакого развития по цифрам в главном законе области нет. Никто при губернаторе Радаеве не собирается планировать от достигнутого факта. Говоря простыми словами, правительство не надеется, что предприятия области будут демонстрировать устойчивый рост налога на прибыль, повышая заработную плату работникам. Потому что именно эти два налога являются важнейшими источниками собственных доходов областного бюджета. При этом не будем забывать, что где-то в кабинетах министерства финансов есть важный документ о том, что к 2015 году сегодняшний государственный долг области должен быть закрыт. По крайней мере такие планы весной нынешнего года широко анонсировались.
Еще один амбициозный анонс Радаева касался замещения кредитов, взятых в коммерческих банках кредитами бюджетными. В результате, если верить господину Радаеву, «у нас получилось провести такое замещение на общую сумму 10,5 миллиардов рублей». Это означает, что четверть долга теперь стоит не 8-11 процентов годовых, а всего два процента. Такое изменение структуры долга снизит расходы на обслуживание кредита миллионов на 600. Насколько это верно, увидим в 2013 году. Пока же, по отчету губернатора, на обслуживании долга сэкономили порядка 150 млн рублей. Для жителей Саратовской области это – капля в море, милый пустячок. А для Валерия Васильевича повод гордиться собой.
Невеселая проекция
Моду старшего брата на прибеднение тут же подхватил как минимум областной центр. Власти Саратова приняли бюджет на 2013 год без всяких амбиций. Впервые глава города Олег Грищенко совершенно равнодушно отнесся к доходной части и не грозил страшными карами властям регионального уровня за чудовищное недофинансирование городских нужд. Политические пертурбации минувшей весны изменили расклад так, что теперь вся область выстроена по вертикали – формально единоросской, фактически володинской. И стоящие на нижней ступеньке не имеют права ни гавкнуть, ни тявкнуть на верхних. А напротив даже – обязаны одобрять и славить их действия и в глаза, и за глаза.
В начале года такая выстроенность казалась благом. Потому что слух муниципальных руководителей грели слова будущего президента Владимира Путина об изменениях Бюджетного кодекса в пользу низового уровня власти. На эту удочку попался и глава города Саратова Олег Грищенко. Но не случилось, не срослось с бюджетной самостоятельностью. А обещания не осложнять жизнь новому губернатору даны. И придется жить неопределенное количество времени как получится. Но точно не в располагающих к творческому напряжению условиях. На свои смогут поддерживать только порядок и латать дыры. В глобальном – полная зависимость от благосклонности верхних. Невеселая перспектива, прямо скажем.
Браво Алгайскому району
На сайте регионального министерства экономического развития и торговли размещена интересная табличка по динамике роста налоговых платежей от малого бизнеса по муниципальным образованиям. Цифры даны в сравнении середины лета 2012 года к лету 2011-го. То есть фактически итожат результаты усилий ипатовского правительства по развитию малого бизнеса. Рекордными темпами они нарастали в Александрово-Гайском районе. За год платежи по единому налогу на вмененный доход, единому сельхозналогу и упрощенной системе налогообложения практически утроились и составили 8 миллионов рублей или 768 рублей в пересчете на одного жителя района трудоспособного возраста.
Последний показатель очень важный. Хотя бы потому, что он выше только в Балаковском, Екатериновском, Ершовском, Ивантеевском, Калининском, Самойловском, Хвалынском, Энгельсском районах и в Саратове. Остальные муниципальные образования, которые, конечно же, более перспективные для развития малого бизнеса, чем Александорово-Гайский район, демонстрируют вялое развитие малого бизнеса. Хуже всех ситуация в Питерском (245 рублей на трудоспособного жителя) и Воскресенском (377 рублей) районах. Теперь вот интересно посмотреть, как ситуация по этому показателю изменится в конце года и в следующем году. Результаты будут зависеть и от новых глав, и от усилий министерства экономического развития, которое возглавил в новом правительстве Радаева не чуждый бизнесу Владимир Пожаров. А еще от настойчивости и пробивной силы нового министра сельского хозяйства Ивана Бабошкина, который районную специфику знает, так как несколько лет был главой в Дергачах.
Главных препятствий на пути развития малого бизнеса в районах области не счесть. Во-первых, надо что-то срочно делать с тарифами на подключение новых энергомощностей. Потому что у Облкоммунэнерго и СПГЭС они составляют около 5 тысяч рублей за кВт. Возможно, эта цифра вполне оправдана при первичном подключении, потому что будет отсекать лихих предпринимателей с несерьезными намерениями. Но для тех, кто намерен расширять уже действующее производство, это непосильная, сдерживающая планы нагрузка.
Во-вторых, министерству экономического развития хорошо бы отследить успехи всех людей, ставших предпринимателями с помощью государственных грантов. Некоторые из них втянулись в увлекательный процесс и пытаются сейчас развиваться на собственные деньги. Было бы неплохо всем активным и усердным компенсировать часть ставки коммерческих кредитов.
В-третьих, требует скорейшего решения вопрос о земле. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия области поставлены в очень тревожные условия. На неоформленные земли скоро перестанут выдавать различные субсидии. А полностью оформленными угодьями похвастать могут далеко не все. Проблема состоит в том, что руководителю сельхозпредприятия, который обрабатывает неоформленную землю, невыгодно оформлять ее, потому что муниципалитет тут же будет обязан выставить гектары на торги. И совсем не факт, что землю в обработку по закону получит именно тот, кто ее уже обрабатывает и кто уже потратил минимум 500 рублей на гектар на оформительскую работу. Решить проблему лучше всего механизмом закрепления земель за теми, кто ее обрабатывает. Но его еще надо выработать.
Грибковая инфекция
Но для того, чтобы сдвинуть экономику области вперед всерьез и надолго, этого недостаточно. Дело в том, что она поражена грибковой инфекцией заказных банкротств, в результате которых большие массивы собственности перераспределяются не в самые здоровые руки. На различных этапах процедуры банкротства обогащается узкий круг людей. Среди них сами конкурсные управляющие, их доверенные лица, арбитражные судьи, выносящие решения в пользу конкурсных управляющих, и работники юридических управлений налоговых инспекций, сопровождающие процедуру банкротств в роли уполномоченного органа, которому все должны, даже не столько в форме недоплаченных налогов, сколько в форме пени, набежавших за десятилетия.
Одну из таких жестких банкротных историй наша редакция рассматривает не первый месяц. Суть ее очень проста. Несколько лет назад сельхозпроизводителей Аткарского района, работающих на землях советского учхоза «Красная звезда», подвесили на крючок банкротства налоговые органы. Не ради пополнения бюджета. А ради личного обогащения. Ведь подчеркнутое внимание государства к формально незаконной обработке земли отвлекалось только подношениями в виде части урожая. Восставший против всё увеличивающихся поборов руководитель одного из предприятий был наказан тем, что у него отняли весь урожай. Он не сдался и попросил суд разрешить ему выкупить право на землю уплатой всех долгов, не им сделанных. Большую часть этих долгов составляли платежи в бюджет. Но налоговый орган не поддержал эту позицию, отмахнувшись от официальных десятков миллионов рублей.
Сколько еще таких конкурсных производств заканчиваются пшиком для областного бюджета? Министерству экономического развития Саратовской области предстоит большая работа по анализу этой темы. Это необходимо сделать как можно скорее, чтобы пресечь деятельность хорошо организованных групп, действующих исключительно в своих собственных интересах. Результаты этих всё более привычных для области банкротств хорошо видны жителям небольших поселков и городов. И они отбивают у людей всякое желание заниматься предпринимательской деятельностью.
И самое главное – люди перестают верить в то, что власть может их реально защитить, восстановить справедливость, помочь организовать комфортную среду не только для послушных бюджетников, но и для готовых рисковать и брать на себя ответственность за тех, кто просто может и хочет работать и зарабатывать. А без доверия никакой экономики не будет. А цифры ВРП и всякие прочие индексы – это всё только лукавая статистика.