Арканар-2
«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные»
**Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
Собственно говоря, есть только один вопрос: «Конец света не состоялся?» Или он начался давно, продолжается сейчас и неизвестно, когда завершится? Как Present Continuous в английском языке демонстрирует нам, что действие либо происходит сейчас, в данный момент времени, либо началось и еще не закончилось в настоящем.
Автору этих строк вторая концепция ближе. И именно с этой точки зрения попробуем заглянуть в 2013-й год, отметив для себя, что число 13 большинство из нас считает несчастливым.
Дмитрий Козенко
Что было, что будет…
Общий посыл таков: власть уверенно считает, что внутри страны у нее нет реальных противников. Протест начала года стих, власть с упоением преследует участников. Как руководителей, так и рядовых участников, попавших под раздачу по какой-то непостижимой методе. Из этого следует, что рядовые участники событий на Болотной площади получат в большинстве реальные сроки. Подтверждением уже стали четыре с половиной года, полученные Максимом Лузяниным.
Вершителем внутренней политики станет Следственный комитет, в принципе это уже происходит сейчас. Продолжится и уголовное преследование лидеров оппозиции, тех, кого власть считает опасными для себя, – Сергея Удальцова и Алексея Навального. Если они дрогнут и покинут страну, власть этим удовлетворится. Если же откажутся от эмиграции, то реальное лишение свободы вполне возможно. И когда Владимира Путина спросят об этом, он ответит так же, как и о Ходорковском: «Дело чисто экономическое, никакой политики, никаких личных мотивов».
Борьба с коррупцией в верхних эшелонах стихнет. Максимальный калибр будущих объектов такой борьбы будет на уровне мэров районных городков, сотрудников правоохранительных органов среднего звена (до майора включительно). Конечно же, достанется педагогам и врачам. Недавно, кстати, промелькнуло сообщение о том, что будут особо строго карать медиков за выдачу левых бюллетеней. Уже стихнувшие кампании против Сердюкова и Скрынник по сути были не антикоррупционными действиями, а разборками элитных группировок.
Продолжится коммунальный коллапс – прежде всего в провинциальных городах. У регионов действительно нет средств, но Москве это глубоко безразлично. Улучшение жилищных условий отодвигается на неопределенное время, судя по всему, за рубежи, намеченные Путиным в его предвыборной программе, то есть за 2020 год. Президент и сам говорил об этом на своей пресс-конференции: сначала расселим аварийные дома, а потом уже возьмемся за ветхие. Правда, за время большого расселения ветхие станут аварийными, а просто старые дома – ветхими, но кому до этого дело? Надо было на Рублевке строиться. Всё заметнее будет тенденция переложить все социальные и коммунальные затраты на граждан, на их кошельки. Подробнее об этом – чуть позже.
Президент проведет год спокойно, без экстравагантных экзерсисов вроде полетов со стерхами. Годы уже не те. Появляться на публике он будет гораздо реже. Причиной тому не состояние здоровья, которое так активно обсуждалось, а нечто другое. На наш взгляд, усталость, но не от самой неограниченной власти, а от некоторых её атрибутов. Всяких там встреч с гражданами, визитов, прямых линий и так далее.
Временами будет казаться, что власть в стране перешла к Государственной думе. Это вполне объяснимо. Президент с реальной властью будет находиться в тени, от правительства Дмитрия Медведева ничего судьбоносного не ждут же его немногочисленные сторонники.
Нелегитимные, но зверски активные
По поводу же нынешней думы у меня сложилось стойкое убеждение, что депутаты шестого созыва (за исключением самых тугодумов) понимают, что они вовсе не были избраны, а назначены по списку, составленному в администрации президента. Нет, конечно, это не пробудило в них дремлющие совесть и чувство приличия. Наоборот, Дума от своей нелегитимности испытывает некий азарт, даже озверение, стремясь везде доказать свою значимость. На первые роли выходят молодые типа Железняка, Бурматова, нашей Баталиной. О таких людях говорят: способный, очень способный, способный на всё. Они это и стараются доказать. Законы о митингах, об НКО, «закон подлецов». Менее одержимые стараются как-то смягчить всё это непотребство.
Так, Медведев предложил на будущий год соорудить проект партии ЕР «Сироты России». Возможно, на следующий год нам представляется отличная возможность проследить, как этот проект разделит судьбу другого партийного проекта – «Чистая вода». Он же – «Фильтры Петрика – в каждый дом». Есть большие подозрения, что деньги бессовестно попилят, но сиротам жить легче не станет. Да и кому они нужны на самом деле, эти больные дети? Доктору Лизе, Чулпан Хаматовой?
Вот и восходящая на политическую орбиту Ольга Баталина заявила на «Эхе», что неплохо бы создать федеральную целевую программу «Россия без сирот» (кажется, так). Словом, с партийной выи на плечи налогоплательщиков. И еще обратите внимание: ФЦП звучит почти так же, как ДЦП. Бывают странные сближенья. И традиционный вопрос всем этим деятелям: двенадцать предыдущих лет вы чем занимались?
Закон «Об образовании», или Год руки в чужом кармане?
Пока все ломали копья вокруг ответа на закон Магнитского, пытались разглядеть человеческие черты в наших депутатах, дума под шумок приняла закон «Об образовании». В будущем году он будет исполняться. Чтобы нас не обвинили в ангажированности госдепом США, приведем оценку этого закона заместителем председателя думского комитата по образованию:
«Правительство заняло на совещании достаточно жёсткую позицию, и в результате 11 декабря на заседании комитета по образованию голосами партии «Единая Россия» были сделаны четыре шага назад от тех предложений, которые пытался провести комитет.
Во-первых, положение о том, что средняя заработная плата педагогов должна быть не ниже средней по региону, отнесено теперь только к работникам муниципальных учреждений, прежде всего к учителям. К другим педагогическим работникам это положение теперь не относится.
Во-вторых, было исключено прошедшее даже первое чтение положение, согласно которому вышедшие на пенсию педагоги в сельской местности и отработавшие 10 лет получали, пусть урезанные, права на коммунальные льготы. Теперь пенсионеры-учителя из числа коммунальных льготников исключены.
Снято ограничение, согласно которому плата за общежитие и коммунальные услуги для студентов не должна быть выше 10 процентов от размера расчётной стипендии. Сейчас это 5 процентов.
И наконец, исключено положение действующего закона о том, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна составлять более 20 процентов от реальной цены.
Я думаю, таким способом решили быстро решить проблему детских садов. Теперь люди будут просить снять их с очереди, потому что платить за детские сады придётся значительно больше».
Что называется, получите. Предлагаю знаком 2013 года назначить такой: рука, глубоко залезающая в чужой карман.
С вас контрибуция!
Под конец декабря среди других подарков Госдума положила нам под скромную ёлочку и так называемый закон о капитальном ремонте. Официально он называется «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предполагается возложение ответственности за капитальный ремонт многоквартирных домов на собственников жилых помещений.
«Это закон очень сложный, но и необходимый. С каждым годом финансирование капитального ремонта жилых домов за счет бюджета снижается. Законопроект дает реальную возможность обеспечить финансирование этого процесса и работу для наших подрядных организаций», – считает бывший председатель Госстроя РФ Анвар Шамузафаров. Хорошо хоть он не депутат и потому отметил, что понимает граждан, которые с опаской относятся к данному документу.
Что имеется в виду? «…ремонт фундаментов, крыш, подвалов, лифтов, внутридомовых систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, установку счетчиков газа, света, воды, тепла. При этом законами субъектов РФ этот перечень может быть расширен», – это бывший депутат, а ныне врио губернатора Московской области Андрей Воробьев.
Теперь займемся арифметикой. Контрибуция за капитальный ремонт будет взиматься в размере от 2 до 10 рублей за квадратный метр, уже подсчитал Леонид Писной. Теперь иллюстрации, картинки с натуры. Возьмем для простоты подсчетов одноподъездный девятиэтажный дом, раньше их называли свечками. 54 квартиры. Средний метраж одной квартиры – опять же для простоты – определим в 50 квадратов. И плату возьмем среднюю – 6 рублей. Итак, 54 кв. х 50 кв. м. Равно 2700. Умножаем на 6 рублей. 16 тысяч двести. За год, соответственно, будет 194 тысячи. Минус двадцать процентов неплательщиков. Грубо – 75 тысяч. Итог: 119, ну 120 тысяч в год. По мнению опытных строителей, стоимость капитального ремонта такого дома начинается от двух с половиной миллионов. Это самый минимум. Разделим миллионы на тысячи, получаем двадцать лет. Не ровно, а еще и с большим хвостиком. Именно столько лет потребуется для того, чтобы жители обычного дома смогли накопить себе на капитальный ремонт, притом минимальный.
Там в законе и еще есть фокусы. Где деньги хранить? Закон предлагает два варианта. Первый: собрание собственников жилья голосует за то, чтобы хранить деньги на отдельном специальном счете. Там они лежат себе, а инфляция их кушает. Вариант второй: средства аккумулируются в региональном фонде. Там они тоже лежат, но до них кроме инфляции могут дотянуться и местные чиновники. Выводы делайте сами. По моему мнению, у нас просто хотят стянуть бумажник.
Чем дело кончится…
О саратовских делах много писать не будем, оставим это неблагодарное дело коллегам. Но оставим за собой один фрагмент. А именно строительство нового аэропорта в Сабуровке. Уверен, что говорить об этом будут весь грядущий год и даже что-то делать. Но, на мой взгляд, это намерение давно уже стало идефикс новой саратовской власти.
Безусловно, новый аэропорт нужен. Но, может быть, не так спонтанно. Без ощутимой идеологической нагрузки, без сверхцели «Посрамим Евстафьева». Когда заместитель председателя правительства по спецпроектам Юрий Моисеев говорит «Деньги будут в этом году, а работы начнутся на следующей неделе», я не совсем понимаю, о чем идет речь. Кстати, очень бы хотелось увидеть расчеты, проведенные специалистами правительства: какой будет, например, пассажирооборот в будущем аэропорту. Сколько людей будет летать и куда. Ведь ничего этого нет. И очень может статься, что бюджетные деньги просто зароют в степи под Сабуровкой, но, как было два рейса в Москву и два обратно, так и останется. Куда летать-то со средней зарплатой меньше 15 тысяч?
И еще о деньгах и прогнозах. По всем прогнозам кроме повышения тарифов – обязательного, как морозы зимой – ждет нас еще и рост цен на продукты питания. Под конец декабря тонна зерна уже стоила 10 000 рублей, а обычно 4-5 тысяч.
На чём сердце успокоится
И чтобы совсем уж не было грустно, под самый финал нами припасен анекдот. Управляющий делами Кремля Владимир Кожин заявил, что российские чиновники, начиная с первых лиц, скоро пересядут на отечественные автомобили. И в будущем году будут определены параметры этих автомобилей. Можно заранее предположить, что ездить они будут хуже «мерседесов», зато стоить будут дороже.
Такие вот перспективы.