Военно-морская история

Оценить
Всё-таки согласитесь, до Нового года еще далеко, потому погодим с поздравлениями. Поговорим о странностях нашей жизни. В конце прошлой недели мелькнуло сообщение, что Россия отказалась от опциона в договоре с Францией. Договор предусматривал покупку

Всё-таки согласитесь, до Нового года еще далеко, потому погодим с поздравлениями. Поговорим о странностях нашей жизни. В конце прошлой недели мелькнуло сообщение, что Россия отказалась от опциона в договоре с Францией. Договор предусматривал покупку двух вертолетоносцев типа «Мистраль», а опцион – постройку еще двух в России. Естественно, при французском участии.

Вся эта военно-морская история началась сразу после грузинской войны. Мало кто знает, но тогда и на море велись боевые действия. Большой десантный корабль (БДК) «Саратов» высаживал десант не то в Поти, не то в Батуми, и там десантники сожгли стоявшие у причалов грузинские военные катера. Но «Саратов» – старый корабль, ему в наступающем году исполнится 47 лет. Кстати, долгое время наша область шефствовала над этим кораблем. Каждое лето в День военно-морского флота саратовская делегация приезжала на «Саратов», привозила подарки, участвовала в банкете и даже принимала заказы на мелкий ремонт. Что-нибудь изготовить в Саратове, а потом на БДК доставить. Но так было при губернаторе Дмитрии Аяцкове, тот вообще был геополитически озабоченным человеком. При Ипатове все визиты-делегации свели до минимума. Капитан корабля даже обиделся и наговорил недобрых слов в адрес саратовских властей. Как будет при Радаеве, совсем не ясно. Слетали один раз в Севастополь, этот визит оброс разными слухами. Пока этим их шефство над Черноморским флотом и ограничилось.

После грузинской кампании военные начальники задумались: а не заместить ли корабли типа «Саратов» какими-то другими, новыми, более приспособленными к современной войне? Но главной целью, конечно, ставилось сдерживание коварной и агрессивной Грузии. Взгляд тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова остановился на Франции. Были проведены переговоры и заключен контракт на поставку в России двух современных вертолетоносцев типа «Мистраль». «Мистраль» – это вам не «Саратов». Француз почти в пять раз больше, на три узла (всего-то) быстроходнее и, понятное дело, вместительнее.

Конечно, военные моряки возмутились. Вопреки дисциплине и субординации стали забрасывать тогдашнего главнокомандующего (вы удивитесь, но это был Д. Медведев) открытыми письмами. Писали о многом: о том, что Россия испокон веков не покупала иностранные корабли. Это неправда, легендарный «Варяг был построен в США, и даже перед Великой Отечественной войной купили недостроенный немецкий крейсер «Лютцов». Писали военные моряки и о том, что французские вертолетоносцы не пригодны для нашего флота. Кто бы их послушал. Сначала был заключен контракт, потом стали думать, куда бы корабли пристроить. Выяснилось, что ни одна из черноморских баз не может принять корабли таких габаритов. Так что Грузия может жить спокойно, да и ветеран «Саратов» продолжит свою долгую службу. Недавно к берегам Сирии ходил. Продолжит ли наша область или город шефство над тезкой – никто не знает. Как тут другим помогать – сами по уши в долгах.

Пока наши французские партнеры достраивают два вертолетоносца, получившие имена «Севастополь» и «Владивосток», военные наши умы думают, куда бы этих гигантов пристроить. На Черном море не получается. На Балтике тем более тесно. На Север? Там просторно. Но что они там будут делать, какие боевые задачи решать? Тем более что (цитируем одно из открытых писем): «Готовых причалов с необходимой инфраструктурой для «Мистралей» в наших северных базах нигде нет, а создание новых мест стоянок, например, у острова Обливной в Кольском заливе, потребует больших денег. Где и для чего будут применяться «северные» десантные корабли-доки? Наверное, отгонять белых медведей от берегов Новой Земли. Другой «боевой» задачи на Севере для них нет».

Потому решили отправить «Мистрали» с глаз долой – на Дальний Восток. Моряки, правда, не унимаются, пишут, что и там нет оборудованных стоянок. Ни во Владивостокской бухте Золотой Рог, ни в Советской Гавани, ни в Авачинской бухте. Да и в какие страны будут десантировать 1800 морпехов два гиганта? В Китай? В Японию? В Южную Корею? Так мы с ними вроде дружим. В Северную Корею? Вообще абсурд, мы эту страну любим и стараемся на неё равняться.

В общем, стоять этим кораблям на приколе, пока не пройдет срок списания. Погон за эту сделку ни с кого не сорвут, рублем не накажут, в тюрьму тем более не посадят.

На данный момент времени эта сделка оценивается в миллиард 200 миллионов евро. Грубо говоря, 50 миллиардов рублей. Сейчас популярны, с тяжелой руки наших депутатов, разговоры, мол, неплохо бы детьми-сиротами кому-то заняться. Денег на это дело отыскать. Уверен, 50 мистралевских миллиардов очень бы пригодились на это дело.