Старый двор

Оценить
Государство равнодушно наблюдает за происходящим

Из окна моей многоэтажки в центре города открывается вид на старый двор. Вернее, дворик. Хотелось бы видеть его глазами художника Вячеслава Курсеева, который мастерски улавливает всю эту волнующую сердце трогательную красоту уходящего в прошлое Саратова. Но, увы, не дано.

Автор: Надежда Зеленцова

Поэтому вижу заднюю стену столетней двухэтажки. Разномастный, когда-то красный кирпич местами выщерблен, где-то крошится, через весь домишко проходит зловещая трещина. Крыша прогнулась – видимо, стропила устали держать листы видавшего виды шифера. Видно и другую стену дома, она из почерневшего дерева. Уныло смотрит на мир крошечное окошко.

А еще вижу сарай, к которому примыкает уличный туалет. Крыша сарая покрыта старым замшелым шифером вперемежку с листами ржавого кровельного железа. Всё это великолепие соседствует с одноэтажным деревянным домиком. Хозяева его, похоже, не знают, что есть на свете краски и кисти, и не ухаживали за своим жилищем, кажется, с момента постройки. Если не с позапрошлого века, так с начала прошлого точно. И стоит почерневшее жалкое строение с маленьким оконцем на высоте полуметра от земли.

В светлое время суток можно видеть, как жители этого самобытного двора посещают удобства (читай: сортир). По утрам многие несут ночные вазы (горшки или вёдра). Особенно жалко почему-то грузную старуху. Несмотря на осень она долго выходила в туалет в легком халате. Больно смотреть, как она возвращается в свой дом, с трудом передвигаясь на неверных старческих ногах, опираясь для безопасности на стену сарая. Обидно и больно не просто за город, но и за всю страну, для отдельных граждан которой в ХХI веке элементарный поход в туалет причиняет столько хлопот, если не сказать страданий.

Во дворе нет асфальта, нет клумб, только пара неприхотливых сорных деревьев – кленов ясенелистных.

Глядя на этот островок беспросветной нищеты, думается: неужели все обитатели этого дворика настолько убоги и немощны, что не прилагают хоть немного усилий, чтобы как-то облагородить свой двор и дома? Неужели нельзя починить покосившиеся ворота или вскопать и засеять маленький цветник? Может, все они верят в скорейшее расселение и ждут доброго дядю-инвестора? Стоит же какому-то застройщику проявить интерес к территории, как сразу оказывается, что неоформленный как положено сарай стоит три миллиона рублей…

Интересно, каким образом в Европе старые домики в центре города заботливо сохраняются? Взять, к примеру, Прагу, где можно увидеть дом какого-нибудь сапожника постройки тринадцатого века. Или тот же Амстердам, где полно покосившихся домов семнадцатого века. Их не сносят, а укрепляют, ведь именно эти интересные постройки придают городу неповторимый колорит. Но внутренности этих домов претерпели приятные метаморфозы. Для того чтобы у жильцов были все удобства, соответствующие веку за окном. Наверняка собственники жилых помещений несут ответственность и постоянно совершенствуют свои квартиры, но доля участия государства в сохранении этих зданий, а значит, облика городов несравненно больше.

У нас же многие жильцы не прилагают никаких усилий, чтобы привести в порядок свои дома (немудрено, ведь оформить их в собственность большая проблема). Люди годами ждут, когда строения снесут.

Государство отстранённо и равнодушно наблюдает за происходящим. Или руки как-то не доходят, успеть бы учителям зарплату вовремя повысить.

Поэтому и видим мы такие контрасты: ветхие дома соседствуют с элитными многоэтажками. Последние строят методом пресловутой точечной застройки. Машины их небедным жильцам ставить негде. Зачастую авто стоят вдоль оживленных улиц, что усугубляет пробки.

А как хотелось бы, чтобы достойные строения сохранялись, а вместо убогих избушек появлялись не только многоэтажки, но и скверики, и многоуровневые парковки, и даже дома, аналогичные старым, но только вновь отстроенные. И неважно, что кто-то презрительно скажет: «Новодел».