Ученый малый, но педант

Оценить
Знаменитый российский историк и архивист происходил из известной саратовцам семьи Злобиных

Имена скромных архивных тружеников не так известны, как представителей других профессий, скажем, государственных деятелей, композиторов, писателей, художников. Однако вряд ли кто сомневается в важности их работы – стоять на страже и охране документального наследия, нашей истории. Одним из таких «стражей» был Константин Константинович Злобин.

Его дедом был именитый гражданин города Вольска Василий Алексеевич, бывший подпасок из села Малыковка (с 1780 года г. Вольск), который поднялся на винных и соляных откупах и стал одним из богатейших людей России. Значительную часть своих барышей он жертвовал родному городу. К концу жизни состояние его пришло в упадок, а после смерти обнаружились огромные долги. Пришлось даже продать имение его сына, Константина Васильевича.

Константин Васильевич Злобин служил в Министерстве юстиции под началом поэта Державина и сам занимался литературой. Константин Васильевич умер в 1813 году, оставив вдову с двумя дочерьми. Сын Константин родился уже после его смерти, в 1814 году. Семья бедствовала. Но юноше удалось получить прекрасное образование: он окончил частный пансион, затем юридический факультет Петербургского университета. Здесь, вероятно, не обошлось без помощи влиятельного человека. Возможно, этим человеком оказался государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский

Молодой Злобин начал службу в Министерстве внутренних дел и продолжал успешно продвигаться по служебной лестнице. Ему, как человеку всесторонне образованному и в высшей степени работоспособному, вскоре стали доверять ответственные посты, нередко он возглавлял департаменты в период отсутствия их директоров (например, департамент хозяйственных дел, департамент внутренних сношений). С 1861 года Злобина назначают первым директором двух архивов Министерства иностранных дел – Государственного архива и Санкт-Петербургского главного архива. Здесь хранились документы кабинетов российских императоров, документы из дипломатических архивов, следственные и уголовные дела особой важности. К Государственному архиву, как к хранилищу важнейших документов, проявляли интерес сановники. Члены дома Романовых неоднократно посещали его.

Основным направлением в деятельности архивов в то время было выполнение запросов правительственных учреждений и частных лиц. Однако в 1860-е годы в архивы стали допускаться ученые для занятий. Поиск документов затруднялся низким уровнем учетно-справочного аппарата. Документы необходимо было привести в надлежащий порядок. Злобин вместе с историком академиком Петром Петровичем Пекарским произвели разбор дел Государственного архива – отсистематизировали документы по 28 разрядам, внесли в описи. Директор архива собственноручно составил общий именной указатель к документам. Он представлял собой книгу из 623 листов. Этому предшествовал гигантский труд: Злобин выписал каждую фамилию на отдельную карточку, а затем расположил их в алфавитном порядке. Таких карточек было более 21000!

В 1866 году было основано Императорское Русское историческое общество – общественная организация, собиравшая и публиковавшая исторические документы. Одним из основателей общества был наш земляк Злобин. Он активно участвовал в его работе, публиковался в издаваемом обществом сборнике.

Злобина часто привлекали для экзаменовки лиц, направлявшихся на службу за границу. Пушкинское определение «ученый малый, но педант» как нельзя лучше подходило и к Злобину. О нем ходили легенды. По одной из них, его коньком был Готский альманах (дипломатический и статистический ежегодник, который публиковал хронику политических событий), из которого он любил задавать вопросы. При этом сведения, которые его интересовали, на практике вряд ли кому-либо могли пригодиться. Однокашник Пушкина по лицею и острослов канцлер Горчаков называл Злобина «развороченной библиотекой», намекая на обширность, но беспорядочность его знаний.

Наш земляк не забывал своего родного города. В Вольске он имел собственный дом и земельные владения в Саратовской губернии. Вольское городское общество даже избрало его своим почетным гражданином «в память его деда и отца». Константин Константинович не оставил потомства, и с его смертью в 1877 году род Злобиных пресекся. Всё свое имущество он завещал сестре, а после её смерти – Императорскому человеколюбивому обществу. Его богатейшая библиотека, насчитывавшая более 6000 томов книг по всем отраслям знаний, поступила в Петербургский университет, а картины – в собственность Киевского университета.

Наталия Самохвалова, Государственный архив Саратовской области