Ария для Новодворской, соло для Познера

Оценить
Архимандрит Тихон говорил со студентами о литературе, кино и дегероизации в современной России

Десятые Пименовские чтения, посвященные памяти архиепископа саратовского и вольского Пимена (Хмелевского), открылись в Саратове в минувшую субботу. Тема традиционных чтений в этом году – «Православная традиция и диалог культур в современном мире».

После вступительного слова митрополита саратовского и вольского Лонгина слово взял вице-губернатор Денис Фадеев. Он упомянул, что прекрасный опыт взаимодействия государства, высшего образования и традиционных конфессий на сегодняшний день достигнут во многом благодаря работе Пименовских чтений. Но из его речи запомнилось больше всего то, как он нервничал. Возможно, его смутило большое количество пришедших: в немаленьком актовом зале двенадцатого корпуса СГУ было не протолкнуться.

Ректор СГУ Леонид Коссович отметил, что за истекшие десять лет с момента проведения первых чтений удалось достигнуть очень многого: «Из небольшого камерного мероприятия Пименовские чтения превратились в авторитетнейший научный форум, объединяющий представителей государственной власти, духовенство, научную, образовательную и культурную общественность в их совместном поиске решений многих актуальных вопросов укрепления российской государственности, сохранения нашего уникального культурного наследия, возрождения духовно-нравственных ориентиров и ценностей, поддержания межнационального и межконфессионального мира». Одним из достижений ректор назвал воссоздание кафедры теологии и религиоведения на базе философского факультета СГУ, что, по его мнению, стало результатом плодотворной работы университета и саратовской епархии.

Одним из самых запоминающихся стало выступление наместника Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Тихона. Ожидали, что личный духовник Путина, как его окрестили многие СМИ, будет продолжать говорить на тему теологии, однако вопреки этому Георгий Шевкунов (это мирское имя архимандрита) коснулся, на первый взгляд, не совсем профильной темы – тенденции к дегероизации в современной России: «Любого героя войны сейчас можно уничтожить. Нет ни одного героя России, который не был бы оболган. <…> Нам сейчас оставили для героев только двух человек – Лихачёва и Сахарова. Был, конечно, и Солженицын, но он, оказалось, что-то не то написал. И святых так же развенчивают: на «Эхо Москвы» говорят про связи Александра Невского с татарами. Послушайте, это интересно».

Писатель Василий Ирзабеков наметил другую современную проблему – десакрализацию власти, однако почему-то не стал ее разворачивать и говорил по большей части на тему семейного вопроса, отметив, что очень недоволен современной социальной рекламой, посвященной этой теме. Особенно ему не понравилась однажды увиденная семья в виде семи (разумеется) матрешек, из которых шесть были детьми, а старшая – матерью. «А где же отец?» – возмутился писатель. Правда, ему потом объяснили, что отец был второй по величине матрешкой, но это его покоробило ничуть не меньше.

Практически сразу после пленарного заседания многие переместились в одиннадцатый корпус СГУ, где должна была пройти уже творческая встреча архимандрита Тихона со студентами. Большинство присутствующих представляло институт филологии и журналистики. Именно поэтому архимандрит сразу оговорился, что постарается говорить больше о своей прогремевшей книге «Несвятые святые», которая вместо предполагаемого изначального тиража в 30000 экземпляров была распродана в количестве уже более миллиона книг, а кроме того, переведена на несколько языков.

Интересовал собравшихся и его документальный фильм «Гибель Византии. Византийский урок», к которому в свое время было очень неоднозначное отношение. На вопрос «Почему не приняли фильм?» архимандрит Тихон ответил: «Главным было создание фильма-притчи, но и погрешить против истины не хотелось. Реакция на фильм была спланированной. Я знал, что его будут смотреть как единомышленники, так и противники». Отдельный интерес архимандрита вызвала реакция Познера: «На телевидении есть такая договоренность, что один канал не ругает другой. И вдруг господин Познер оказался нарушителем конвенции (он ведущий Первого канала, а не «России») и в конце своей программы «Времена» заявил: «На прошлой неделе показывали два фильма. Один сняли в Голливуде о поведении наших солдат в Афганистане, а второй фильм называется «Гибель Византии». Это отвратительный фильм, полный лжи и неправды. Надо запомнить, что здесь империи (многими критиками отмечалось, что, говоря о Византии, Тихон подразумевал современную Россию. – Прим. ред.) больше не будет. Вот такие времена». Сам же архимандрит сравнил этот фильм с партитурой, где оппозиционеры должны сыграть свои партии: тут – ария Новодворской, тут – соло Познера.

Филологи не могли не задать вопросы о литературе, но архимандрит признался, что художественную литературу читал по большей части до 33 лет, а сейчас в основном интересуется только духовной и время от времени перечитывает Достоевского. Он объяснил это, сославшись на Гоголя, который сжег второй том «Мертвых душ», потому что понял, что в рамках беллетристики не получится изобразить позитивный опыт.

Прогнозируемо не обошлось на встрече без вопроса про Pussy Riot. В их отношении у архимандрита твердая позиция: «Моя бы воля, я бы судил по совокупности за все их акции и присудил бы штраф в 300 рублей за мелкое хулиганство. А на следующий день вся либеральная и консервативная пресса начала бы об этом писать и больше возмущалась бы такому мелкому штрафу. Быть может, тогда бы пересмотрели этот закон».

В отношении же вопроса о ювенальной юстиции Отец Тихон был более осторожен, хотя предупредил, что его мнение многим может даже показаться кощунственным. С его точки зрения, в работе этого законопроекта должна принимать активное участие церковь, потому что существует большая вероятность недоразумений, когда, например, у постящихся могут отобрать детей из-за «недоедания».

Сами чтения, разделенные на множество секций, проходили в субботу. По традиции все начинались одновременно. Наш корреспондент пошел в четвертую секцию «Православная традиция и художественный текст». Пожалуй, ключевой идеей, высказанной в рамках этой секции, стали слова профессора Людмилы Герасимовой о том, что многие современные деятели культуры, в том числе и писатели, сейчас стараются в каком-то роде встать над христианством, сделав его лишь элементом своего творчества.