Да это просто барда какая-то…
В Аркадакском районном суде рассматривается иск прокуратуры к местному спиртовому заводу. Надзорное ведомство требует, чтобы предприятие установило очистные сооружения и рекультивировало земли, загрязненные в результате сброса барды – отхода производства спирта. На сегодня завод приостановил работу по инициативе собственника.
Поводом для прокурорской проверки стали многочисленные жалобы жителей Балашова на качество водопроводной воды, взятой из Хопра. По словам горожан, в начале ноября из кранов пошла вода с резким запахом аммиака, причем зловоние было такой силы, что распространялось по всей квартире. По сведениям МЧС, концентрация аммиака в реке приближалась к пределу допустимой нормы два миллиграмма на литр. Некачественная вода поступала в течение трех-четырех дней. На это время районные власти запустили по городу цистерны с водой из артезианской скважины.
Многие балашовцы винят в ситуации аркадакский спиртзавод, расположенный на реке Большой Аркадак (это приток Хопра). Как выяснили проверяющие, предприятие сбрасывало на соседнее поле барду – жидкий отход производства, состоящий из смеси воды и остатков зерна. «Это место нельзя назвать хранилищем, никакого оборудования там не было, просто пустырь», – говорит старший прокурор экономического отдела областной прокуратуры Дмитрий Аксенов. Точное количество сброшенных отходов не подсчитано, но известно, что каждый день для их перевозки использовалось несколько КамАЗов. Площадь загрязнения, по предварительным сведениям, составила 15-20 гектаров.
Роспотребнадзор оштрафовал предприятие на 150 тысяч рублей за нарушение правил обращения с отходами. Районная прокуратура подала иск с требованием установить очистные сооружения для переработки барды. Когда началось судебное рассмотрение, завод приостановил работу. Как подчеркивает Дмитрий Аксенов, прокуратура «этого не требовала», руководство предприятия самостоятельно приняло такое решение.
По мнению контролеров, барда с поля могла просачиваться в соседние леса, вызывая гибель деревьев, и в реку Большой Аркадак, причиняя вред рыбе. Сейчас Роспотребнадзор и областной комитет охраны окружающей среды продолжают проверку, чтобы определить величину ущерба. Как отмечают в прокуратуре, после получения окончательного заключения надзорное ведомство может подать еще один иск о компенсации.
Отметим, что спиртзавод в Аркадаке действует с советских времен. Как рассказывают в прокуратуре, очистных сооружений здесь не было изначально: барду просто выливали в яму-отстойник, но тогда спирта производили меньше, а животноводческих хозяйств в районе было больше (барду брали на корм свиньям). В 1990-е годы пропорция изменилась, и утилизация отходов стала проблемой.
В городской черте Аркадака расположено еще одно, так называемое «старое бардохранилище», по величине примерно такое же, как и современное. Жители Аркадака не раз жаловались на ужасный запах разлагающейся барды. Владелец старого хранилища ООО «Аркадакский спиртзавод» был признан банкротом в 2007 году. Нынешнее ООО «АркадакСпирт» не имеет к этому отстойнику никакого отношения. Объект считается бесхозным, то есть убрать отходы обязаны районные власти. Областной комитет охраны окружающей среды выдавал такие предписания еще в 2007 году.
Напомним, что жители Балашова, расположенного ниже по Хопру, жалуются на качество воды примерно с 2008 года. В течение нескольких лет контролирующие инстанции настаивали, что аркадакский спиртзавод здесь ни при чём. Например, весной нынешнего года (когда из-за аммиака пришлось на десять часов отключить от водоснабжения весь 80-тысячный Балашов) по поручению губернатора для выяснения причин загрязнения была создана межведомственная комиссия. Эксперты заключили, что во всем виноваты стихийные свалки на берегах реки и навоз с частных подворий.
По словам Дмитрия Аксенова, «ни раньше, ни сейчас нельзя говорить о связи спиртзавода в Аркадаке с водными проблемами в Балашове, установлен только факт загрязнения почвы, а откуда аммиак берется в Хопре, будут разбираться экологи». По словам представителя прокуратуры, повышенное содержание аммиака наблюдается во всех малых реках Волго-Донского бассейна.
От подобного таинственного загрязнения реки страдают также жители Пугачева (около 40 тысяч человек), расположенного на Большом Иргизе. Здесь летом 2009-го и 2010 годов отмечалось повышение содержание марганца в воде. Предельно допустимая концентрация была перекрыта в 28 раз. Как признавали в местной администрации, «река выглядит так, как будто в нее вылили зеленую краску». Аномалия продолжалась около месяца. На это время в больницы и школы привозили воду из артезианских скважин, жителям советовали покупать бутилированную. Причина загрязнения осталась неизвестной. Областные чиновники приводили несколько догадок: «Бурые водоросли, или нефтегазодобыча в Самарской области, или антропогенные явления, связанные с нашими военными».