С кем будем дружить думами?

Оценить
У нижегородцев в законодательном собрании есть целых четыре фракции — нам такое и не снилось.

В рамках ХХХIII заседания Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа (подробности — на стр. 7) подписано соглашение о сотрудничестве между Саратовской областной думой и Законодательным собранием Нижегородской области. Так с кем же мы теперь будем дружить думами?

Самое время сравнить наши регионы и их законодательные органы, принявшие обет светлой дружбы на благо населения.

На 3,297 миллиона жителей Нижегородчины приходится 50 депутатов. На 1 января 2012 года население Саратовской области составляло 2,509 миллиона человек. Депутатских мест в нашем парламенте — 45 (пока «живых» депутатов 44, но меньше чем через год будет 45). Путем несложных арифметических действий можно посчитать, что на одного депутата Нижегородской области прихо-дится 73267 человек, а на одного народного избранника Саратовщины — 57756 человек. Судя по этой цифре, нашим северным друзьям приходится работать больше, но если принимать во внимание площади наших областей (Саратовская — 101,2 тыс. кв. км, Нижегородская — 76,9 тыс. кв. км), у наших — концы длиннее, ну в смысле расстояния.

Еще интереснее становится, если посмотреть на структуру нижегородского заксобрания. Она единая с аппаратом законодательного органа, у нас же — дума отдельно, аппарат отдельно. Значит ли это, что парламентарии Нижнего ближе к народу, хотя бы в лице собственного аппарата?

Комитетов в нижегородском парламенте на два меньше — восемь против наших десяти. Вероятно, их депутаты спокойнее относятся к возможности возглавить комитет. Но зато у них есть (о ужас!) четыре фракции: в «Единую Россию» входит 31 депутат, в КПРФ — 12, в «Справедливую Россию» — четыре, в ЛДПР — три. И аппарат есть у каждой фракции, а не только у ЕР, как у нас.

Возникает вопрос: это как же надо было проводить выборы, чтобы обрести такой состав парламента? Видимо, там «Единая Россия» не чинит дворы и дороги и не убирает зимой снег, недостаточно активно строит детские сады и ФОКи в рамках партийных проектов и много чего еще не делает. А может, у них просто нет такого харизматичного агитатора, как Николай Васильевич Панков вкупе со своим наставником, которого многие просто называют солнцем? В общем, им есть чему у нас поучиться в этом плане. Если наш положительный опыт будет освоен, то не придется тратить бюджетные денежки на содержание депутатов от неконструктивной оппозиции вкупе с аппаратами фракций.

Но, скорее всего, расклад политических сил в обществе более реально отражен в нижегородском заксобрании, нежели чем в нашем. Судите сами — более трети мест в парламенте досталось оппозиционным партиям. При этом у ЕР сохранено большинство для принятия необходимых решений, но и предпочтения народа в известной степени отражены.

Еще большее недоумение вызывает сравнение структур аппарата нашей облдумы и аппарата нижегородского заксобрания. Судите сами: у нас семь отделов плюс десять аппаратов комитетов и один на деле, а на рисунке три аппарата фракций. У них — 20 отделов, из них четыре — автономные, а 16 входят в пять различных управлений. Три управления подчиняются руководителю аппарата, а два — напрямую председателю заксобрания (управление по взаимодействию со СМИ и государственно-правовое управление). В управление по взаимодействию со СМИ входит пресс-служба и отдел по информированию о деятельности депутатов и депутатских объединений.

В общем, аппарат в Нижнем достаточно громоздок. Это минус, особенно если он формируется по принципу «ну как не порадеть родному человечку». А с другой стороны, в нем так много полезных подразделений, взять хотя бы сектор государственных закупок для нужд заксобрания. Это наводит на мысль о том, что депутаты уделяют много внимания качеству собственного служебного обслужи-вания и не жалеют на это средств. И почему бы не позволить себе такое благо, если доходы областного бюджета Нижегородчины в 2013 году составят 101,6 млрд рублей, расходы — 109,2 млрд рублей, а дефицит бюджета прогнозируется в размере 7,6 млрд рублей (7,5 процента от доходов). Для сравнения контрольные цифры нашей казны: доходы — 60,2 млрд рублей, расходы — 65,7 млрд (дефицит составляет 5,5 млрд рублей, или 9,13 процента от доходов).

Что еще у нас общего? И Нижний Новгород, и Саратов, по информации издания Business Insider, составленной по данным ООН, вошли в рейтинг 28 самых быстро вымирающих городов мира. Причем по России Нижний занял в этом списке лидирующую позицию, а Саратов расположился на следующей строке. И это наш большой плюс!