Возвращение из эвакуации

Оценить
Танцы без автомобиля на холодном ветру

«Конец ноября. На улице 4 градуса мороза, ветрено. А мы пританцовываем у здания областного ГИБДД на Соколовой горе уже третий час, потому что дежурный, который должен нам поставить на протокол печать, занят, принимая какие-то документы у своих коллег. Нас собралось уже человек 20», – рассказывает о своих впечатлениях от операции под названием «возвращение эвакуированного автомобиля» моя подруга Юлия.

Автор: Денис Юлин

Глазами водителей

Действия эвакуаторщиков и полицейских настолько слаженны и отработанны, что это заставляет задуматься. После обнаружения пропажи и звонка в ГАИ водитель узнает, что его автомобиль «угнали» совершенно законно. По прибытии на штрафстоянку хозяину обычно советуют ехать за документами, в частности, за копией протокола о задержании транспортного средства, в горГАИ. О том, что точь-в-точь такая же есть на самой штрафстоянке, вам, естественно, никто не скажет.

В горГАИ вас тоже пошлют – обратно на стоянку, если ваши документы на машину, права или страховка остались в салоне эвакуированного автомобиля, что частенько бывает. После того как вы еще раз порадуете своим присутствием владельца штрафстоянки, вас снова пошлют. На этот раз искать того инспектора, который выписал протокол о нарушении правил парковки. Вам нужно будет отксерокопировать бумагу и ехать с копией обратно, чтобы поставить печать. И только потом со всеми документами можете ехать на стоянку и забирать свое авто. «Как будто они специально время тянут, чтобы повременная оплата хранения машины больше вышла», – говорит владелец эвакуированной машины.

На самой стоянке водителя тоже ждет несколько сюрпризов. Во-первых, заходить в комнату, где сидит человек, который выдает машины, почему-то разрешается только по одному. Не для того ли это, чтобы стрясти с каждого как можно больше денег? Зачастую водители еще во время первого визита спрашивают, сколько нужно заплатить, чтобы сразу забрать свое авто. Стандартная цена – 4 тысячи. Но мой знакомый оказался бдительным и попросил показать прейскурант на услуги штрафстоянки.

Владелец заведения «вспоминает»: «Ой, совсем забыл! У нас же цены на вызов эвакуатора вчера понизились – 1800 рублей это стоит. Плюс по 100 рублей за каждый час стоянки». Учитывая то, что каждый день на стоянку попадает около 20-30 автомобилей, это прибыльный бизнес.

Бытует мнение, что чаще всего сотрудники ДПС эвакуируют отечественные автомобили и иномарки – те, которые попроще. Сотрудники обеих саратовских штрафстоянок это опровергают. «Соотношение наших машин и иномарок примерно 60 на 40 процентов. Но согласитесь, их и на улицах наших больше. Мы эвакуируем все автомобили, которые нарушают ПДД и мешают дорожному движению», – рассказал диспетчер одной из штрафстоянок, пожелавший остаться неизвестным.

Глазами гаишника

Привокзальная площадь, начало декабря. Легкий мороз, ветрено. Танцуем на пару с инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по городу Саратову Денисом Борисовым неподалеку от памятника Дзержинскому. Полицейские с упорством Сизифа тормозят почти каждую проезжающую мимо машину и не пропускают к вокзалу никого, кроме общественного транспорта, сотрудников РЖД и жителей близлежащих домов. Рядом припаркованы два эвакуатора, готовые к работе.

Инспектор рассказывает: «У нас принцип работы такой. Чтобы припаркованный транспорт не мешал движению других участников движения, будь то другой водитель или пешеход. У каждого из нас свой маршрут патрулирования. Плюс жители звонят, жалуются. Иногда подходят водители троллейбусов, которые не могут объехать брошенную посреди дороги машину. Очень многие оставляют машины рядом с остановкой, что мешает общественному транспорту высаживать пассажиров. Обычно как – приедут, ставят под знак, думают, на 5-10 минут отойду, ничего не случится. А эвакуатору, чтобы вывезти автомобиль, больше и не требуется».

«Говорят, что вы эвакуируете в основном отечественные машины и только недорогие иномарки. Это правда?» – беру я быка за рога. «Я бы не сказал. Все эвакуируем. И отечественные, и иностранные. Примерно 50 на 50. Один раз даже «Хаммер» вывозили. Сегодня – чуть больше 10 протоколов, давайте ради интереса посмотрим». Смотрим. Из иномарок – Chevrolet Lanos, Reno Logan, Nissan X-Trail, Opel Agila, Volkswagen Polo. Русских чуть больше – две «Приоры», две «шестерки», «девятка», «девяносто девятая», «четырнадцатая», «Ока».

«У иномарок нет крюков, за которые можно трос цеплять. Крюки обычно заменяют так называемые фаркопы, которые вкручиваются в специальное отверстие на бампере. А у некоторых, особенно крутых, и этого нет, а потянешь за сам бампер – отвалится. Поэтому эвакуаторщики и отказываются, – объясняет инспектор Вячеслав Семенов. – Блатных номеров сейчас мало. Еще бывает, если у автомобиля коробка-автомат, тоже какие-то сложности возникают, но я не вникал».

Напротив нас припаркован большой черный джип. «А вот этот, – спрашиваю, – ничего не нарушает?» «Нарушает, – нехотя протянул сотрудник ГИБДД. – Вон там, видите, знак остановки общественного транспорта». «Тогда почему же вы его не эвакуируете?» Тот замялся. «Под этим знаком можно останавливаться для посадки-высадки пассажиров. К тому же водитель мог предупредить, что он на несколько минут». Прошло 15 минут. Ну что, говорю, сейчас уже можно? Вместо ответа гаишник начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. «Знаете, я уже 12 часов на ногах. Один раз перед вашим приходом сел в машину погреться. Работаем и в дождь, и в снег...»

«Я всё понимаю. Это ваша работа. Но с джипом-то что?» – перебиваю его я. В этот момент появляется водитель джипа и объясняет, что не видел знак. «Я здесь всегда паркуюсь, и каждый раз машины стоят», – добавил, как выяснилось при проверке документов, судья областного суда. «А этого я не имею права штрафовать, – комментирует сотрудник полиции, глядя на разворачивающий внедорожник. – Административные штрафы не применимы ни к судьям, ни к сотрудникам прокуратуры».

***

Очевидно, что проблема не только в нерадивых автолюбителях, но и в отсутствии в городе мест для стоянки. Полицейские же не считают, что строительство многоуровневых парковок изменит ситуацию: «Кому надо, тот может прогуляться, вместо того чтобы ставить авто под знаком. Взять хотя бы «Триумф» – там есть прекрасная подземная стоянка. Так никто же ей не пользуется! Все ставят на тротуарах прилегающих улиц, там уже прохожим ходить негде. А подземный гараж пустой. И ведь недорого это – за 2-3 часа с меня взяли всего 40 рублей. Плюс зимой ты знаешь, что машина у тебя гарантированно не замерзнет. Что тут скажешь? Менталитет у нас такой...»