В гостях у «Срединного государства»

Оценить
Впечатления корреспондента «Газеты недели» о быте и нравах обитателей одного из городов Китая

Знакомство с Китайской народной республикой началось с полупустого пекинского аэропорта. Прибыли туда мы ночью, так что полюбоваться с высоты птичьего полёта Пекином, или, точнее, Бэйцзиин («Северная столица») – так китайцы произносят его название, – не удалось. Всё, что мы увидели, – простирающееся под крылом самолёта поле ярко-жёлтых городских огней.
Наш путь лежал дальше на восток, в портовый город Далянь на Квантунском полуострове – между Желтым морем и Ляодунским заливом.

Город с русскими корнями и нерусскими дорогами

Далянь был основан русскими в конце позапрошлого века на арендованной у Китая территории и назывался тогда Дальним. Потом, после русско-японской войны 1904–1905 годов, город надолго стал японским владением. В 1945 году Далянь был освобождён советскими войсками и до 1950-го находился на правах арендованного теперь уже Советским Союзом, после чего был окончательно передан Китаю. О российском периоде истории города напоминают некоторые сохранившиеся здания (есть даже «Русская улица»). В местных университетах обучаются китайскому языку много российских студентов.

Если верить «Википедии», в городе свыше шести миллионов жителей. Далянь строится – в таких масштабах и такими темпами, какие саратовскому губернатору Радаеву и мэру города Грищенко не привидятся, наверное, даже в самых их светлых снах (за исключением, возможно, фантазии о городе-саде на Зелёном острове). Думаю, и московским чиновникам о таких масштабах ещё мечтать и мечтать.

Красивыми небоскрёбами застроен коммерческий центр города с многоэтажными магазинами (а есть и подземный торговый центр в несколько уходящих вглубь этажей). С ухоженными и благоустроенными районами коттеджей порой соседствуют более «пролетарские» уголки – с грязноватыми подъездами домов.

Одна из площадей Даляня – Синхай («Море звёзд»), по некоторым сведениям, считается самой большой площадью Восточной Азии (диаметр – 239,9 метра).

В парках и на улицах можно встретить людей (возрастом постарше), играющих в карты и домино. Некоторые в свободное время делают зарядку с кнутом или водой пишут на земле иероглифы, а по вечерам собираются и делают непринуждённую коллективную зарядку на открытом воздухе, танцуют.

Дороги в городе очень хорошие – ровные, красивые. Сравнивать их с саратовскими бессмысленно. На тротуарах есть полосы из жёлтых ребристых плиток – для людей с проблемами зрения.

Город убирают, хотя рядом с нашим отелем к концу дня становилось грязновато: по вечерам там разворачивались палатки с горячими закусками, и использованные деревянные шампурчики выбрасывались прямо на асфальт. Урны для мусора повсеместно двухкамерные – для перерабатываемых и не перерабатываемых отходов.

Медузу под соусом? Шелкопряда жареного?

Местные жители предпочитают не готовить еду дома, поскольку цены в забегаловках Даляня невысоки: в переводе на наши деньги рублей за 150 вполне возможно поесть, причём хорошо. Блюда бывают огромными, осилить их в одиночку не всегда по силам, можно брать одну порцию на двоих. Но китайцы эти порции уминают запросто.

Среди блюд – креветки, кальмары (хотя, возможно, это был осьминог), медузы, насекомые (шелкопряды на улице продаются мешками, я ел жареных – не очень понравилось), древесный гриб, соевый сыр, суп с яйцом и прочие деликатесы.

Чёрный чай не подают. Для питья перед едой бесплатно приносят горячую воду с заваренными рисовыми зёрнами – почти безвкусную. С хлебом тоже беда – просто так его не приносят, а объяснить что-либо невозможно из-за языкового барьера.

Можно поесть и на улице – в палатках, где при вас готовят мясо и морепродукты на коротких шампурах, пельмени, похлёбку, какие-то грибы. Всё сдабривается такими приправами, что у европейца может случиться пожар прямо во рту. Приходилось останавливать щедрых на остренькое продавцов.

Уличные кушанья весьма дешевы – шампур стоит от 2 до 5 юаней (один юань равен примерно пяти российским рублям). Но санитарное состояние палаток вызывает некоторое опасение. А еще будьте готовы к тому, что во время трапезы вы можете услышать чавканье насыщающегося соседа.

Без лишней стеснительности

И не только чавканье. Китайцы повсеместно смачно харкают (именно так – с характерным гортанным звуком, русские студенты прозвали его «чужим») – прямо на улицах, никого не стесняясь. Могут и высморкаться через два пальца прямо на мостовую.

Культура вождения в городе отсутствует – водители, совершенно не считаясь с пешеходами, прут через зебру, даже не думая уступать. Пару раз при мне машина не пропустила женщину с маленьким ребёнком – ей пришлось спешно отскакивать назад. Кое-где у светофоров есть кнопки включения «пешеходного» света, но, сколько я ни жал на них, ничего не добился.

Зато на улице очень много уличных регулировщиков в форме и белых перчатках – они чёткими движениями регулируют автомобильный поток. Среди них есть и женщины. Других полицейских я что-то не припомню, однако город очень безопасен, даже ночью.

Одеваются местные китайцы в основном простенько, интересно одетых встретишь не часто. В ходу спортивные штаны, иногда можно встретить даже людей в пижамах. У девушек популярны шапки в виде мордочек панды. Пирсинг, кроме серёг в ушах, не распространён даже у женщин. Мне показалось, что модно выглядящих парней там даже больше, чем девушек.

Обычно модники (реже модницы) с вычурными причёсками сосредоточены в салонах красоты, где и работают. Салонов много – и парикмахерских, и маникюрных. Парикмахерские частенько расположены прямо за стеклянными витринами, так что клиентов и процесс стрижки видно с улицы. Так же открыты для любопытствующих и зубоврачебные кабинеты (их тоже много). Интересно, каково это – сидеть в стоматологическом кресле с открытым ртом на всеобщем обозрении?

Такой китайский Интернет

Из местного населения английский не знает практически никто – если кто-то и говорит, то с таким акцентом, что понять сложно. Поэтому даже в отеле и в аэропорту объяснить что-либо непросто. На людей европейского типа обращают внимание – идя куда-либо, постоянно ловишь на себе чужие взгляды, а уж при поездке в автобусе становится как-то не по себе. Но китайцы народ воспитанный – если поймать их взгляд, корректно отворачиваются.

Здесь дико популярен южнокорейский хит «Gangnam style». Он звучит чуть ли не из каждого утюга, некоторые пытаются разучивать исполненный в клипе – кстати, ставшем недавно самым популярным в истории портала YouTube – танец.

Но посмотреть этот клип на YouTube вам не удастся. Он блокируется, как и Facebook, как и результаты запросов и новости «Яндекса», как и иногда новостная лента от Google. Были у меня сложности даже с заходом на сайты саратовских СМИ.

Однако оговорюсь – я пользовался Интернетом ужасного качества от отеля, и возможно, часть сложностей объясняется именно этим. Доступ к «Одноклассникам», «ВКонтакте» и Skype был открыт.

Водитель – в белых перчатках

Горячая вода и отопление здесь включаются лишь на некоторое время – несколько раз в день. На домах можно заметить солнечные батареи, кое-где они есть даже на дорожных знаках.

Основа городского транспорта – трамваи и автобусы (одно- и двухэтажные), проезд стоит один юань. При входе – через переднюю дверь – денежку надо опустить в расположенный рядом с водителем лоточек с прорезью, похожий на копилку. В автобусах установлены ЖК-телевизоры, а водитель – в форменном пиджаке и белых перчатках – может наблюдать за происходящим у задних дверей через специальный монитор. На автобусных остановках нет лавочек – только широкая поперечная рейка, к которой можно прислониться в ожидании нужного маршрута.

В Даляне есть такси (насколько мне известно, исключительно государственные), тарифы, по нашим меркам, невысоки. Посадка и проезд на небольшое расстояние стоит 8 юаней, далее цена растёт, но в итоге поездка обходится дёшево, особенно если сравнивать с московскими ценами.

Правда, предварительно водитель спрашивает, куда вас везти, после чего по неизвестной причине может просто отказаться.

Разноцветный Мао

По рассказам, личный автотранспорт есть только у трети населения. Это «фольксвагены» (их много среди таксомоторов), «лексусы», «хёндэи», «бьюики» и прочие всемирно известные и неизвестные мне (возможно, китайские) бренды. Можно встретить маленькие трёхколёсные автомобили. Мотоциклы и велосипеды не распространены, а может быть, для них был просто не сезон (в Китае я был в конце октября – начале ноября).

Средняя зарплата в Даляне – две тысячи юаней в месяц. Пенсия – 1600 юаней. Денег этих людям не очень хватает. Зато высокая пенсия у военных, чиновников, полицейских, врачей и учителей – от шести тысяч юаней в месяц, что считается очень хорошими деньгами. Купюры юаней различаются по цвету, а объединяет их изображение портрета «великого кормчего» товарища Мао – на всех одинакового.