За дешевой Книгой
То, что Интернет и компьютеры – главные враги печатной продукции (как книжной, так и СМИ), говорится давно и серьёзно. И не без оснований. Основной причиной является банальная экономия денег. В то же время многие люди не готовы отказаться от шуршания бумаги, запаха типографской краски и банального, но столь приятного чувства, «когда ты держишь в руках книгу». Здесь уже Интернет не помощник. Конечно, книжку можно заказать и через Всемирную сеть. Многие наивно полагают, что это даже будет стоить дешевле: мол, почти всегда наши магазины делают серьезные наценки. На самом деле всё совсем не так, и, как говорится в старинной поговорке, кто ищет, тот всегда найдет.
Условно все места, где торгуют дешевой книжной продукцией в Саратове, можно разделить на четыре типа: книжные лавки, книжные развалы, букинистические магазины (а также их разновидность – букинистические отделы в больших книжных магазинах, хотя они почти выродились) и частные точки (многие частники, правда, на улице не работают, а отвечают на заказы).
Принцип № 1: значительная дешевизна
В одном из недавних интервью нашей газете книготорговец Иван Соловьёв назвал себя спекулянтом, так как сам назначает цену своей продукции в зависимости от ситуации с каждой конкретной книгой. С этой точки зрения спекулянтами можно называть всех книготорговцев – с той поправкой, что больше на эту роль подходят букинисты и тем более частники. Что же касается книжных лавок и книжных развалов, то там частенько соблюдается выверенная ценовая политика.
Скажем, столь популярная в народе продукция издательской группы «Азбука-классика» в мягком переплете в развалах непременно стоит 25 рублей, а в лавках – на пару рублей дороже. Правда, в той же лавке изредка попадаются и более дорогие экземпляры этого издательства, в том случае если автор редкий и ранее в лавку не поступал. К слову, в обычных книжных магазинах продукция этого издательства, как правило, стоит 100-180 рублей, то есть в 4-7 раз выше.
«Азбука-классика» – хороший, но не самый яркий пример. Цены в развале и в обычных книжных могут различаться в десять (!) раз. Скажем, продукция серии «Золотой фонд мировой классики» издательства «АСТ МОСКВА» в развале будет стоить 90 рублей, а в обычных магазинах может достигать 900 рублей. К слову, ценовая политика – это основное различие развалов и лавок. Внешне они мало различаются: обычные небольшие магазины со стеллажами и книгами на любой вкус и цвет (хотя, разумеется, книги не одни и те же). Однако «Книжный развал» и «Книжная лавка» в Саратове – конкуренты. В первых книги дешевле, зато вторых в городе больше – пять против трех.
Сравнивать цены в развалах и лавках сложно: какую-то выверенную систему уловить трудно. Единственное, можно сказать, что в лавке книги дороже обычно раза в полтора-два, чем в развале. Разница бывает и выше: малое собрание сочинений Вирджинии Вулф в лавке стоило 250 рублей, в развале – 90. Однако и то, и другое меркнет в сравнении с липецким «Миром книги», откуда книга пришла в лавку. В том обычном книжном она стоила 649 рублей. Хозяин одного из букинистических магазинов Сергей Гнип объясняет это следующим: видимо, в развалах книга продается по закупочной цене плюс определенный процент для магазина.
В лавках же идет индивидуальная работа с товаром: там смотрят, сколько готов заплатить покупатель, и исходя из этого устанавливают цену. Потому книги даже из одной серии могут различаться в цене. Лавки, наверное, являются самыми дорогими из дешевых книжных магазинов. При этом у них самая активная, практически агрессивная политика рекламы: на магазине всегда весит зазывная вывеска о том, что здесь можно приобрести книгу даже за 30 рублей, а вокруг торговой точки всегда кружатся зазывалы, раздающие рекламные листки. Оно и понятно: предлагая самые высокие цены среди магазинов дешевой книги, они должны отбивать клиентов у конкурентов. Однако выдержат ли лавки конкуренцию – вопрос, потому что с каждым днем о развалах и букинистах узнает всё больше и больше народу.
Показателен такой пример: ранее на Московской и Некрасова была книжная лавка. Через дорогу от нее находился наиболее популярный книжный развал. Лавка, заметим, появилась позже, а сейчас ее нет – на этом месте располагается магазин «Камины». Развал же продолжает торговать. Не выдержала лавка конкуренции или просто решила переехать – вопрос. Заходили в тот магазин достаточно вяло.
О ценах частников говорить практически не имеет смысла: тут хозяин барин. Каждую книгу он оценивает по-своему. При этом надо учитывать издательство, тираж, год, наличие или отсутствие автографа, сохранность и массу фактов, о которых обычно покупатель даже не задумывается. Скажем, много ли экземпляров этой книги есть в Саратове, а также каков читательский спрос на нее. Ведь совершенно очевидно, что том «Мертвых душ» Гоголя будет стоить копейки по сравнению с «Улиссом» Джойса (очень часто спрашиваемого в лавках и развалах), собранием сочинений Сигизмунда Кржижановского или «Капиталом» Карла Маркса.
Попадаются среди частников и продавцы с конкретной ценовой политикой. Скажем, один продавец на СХИ продает любую или почти любую книгу за 50 рублей. При этом я у него покупал «Иосифа и его братьев» Томаса Манна в двух томах за те же 50 рублей. Видимо, он придерживался логики, что надо брать не за количество томов, а за произведение.
В Саратове есть несколько букинистических магазинов. Один из них, с самыми приемлемыми ценами при достаточно широком выборе, располагается на углу Первомайской и Соборной. Есть в этом магазине книги и по 100 рублей, есть и по 50 (целый стенд), в центре зала лежат книжки по 20 и даже по 10 рублей (при этом не стоит думать, что по 10 рублей продается исключительно ширпотреб или то, что есть у каждого: мне попадались среди них и такие авторы, как Сергей Булгаков и Рудольф Штайнер).
В «Букинисте» на улице Слонова цены, как правило, повыше, но и выбор литературы там иной, чем в первом магазине. Иногда попадаются и довольно редкие книги вроде «Пушкинского дома» Битова, которую не найдешь ни в одном другом книжном магазине Саратова. Объясняется это наценками. Скажем, в первом букинисте они составляют 10 процентов на комиссионку и 20 процентов на остальной товар. В других букинистах, понятное дело, наценки выше.
Принцип № 2: формирование ассортимента
Здесь, прежде всего, необходимо развеять миф, который хоть и не без оснований, но возник в сознании большинства: если магазин продает дешевую книгу, значит, эта книга никому не нужна. Короче, ширпотреб. Конечно, основания для такого мнения имеются, до конца с этим согласиться нельзя.
В развалах и книжных лавках продукция формируется по такому принципу: сюда привозят остатки тиражей, то есть плохо раскупаемую продукцию. Здесь можно увидеть как действительно плохую литературу, с тиражом которой ошиблось издательство, так и просто литературу на любителя. Скажем, мне удалось купить две книжки малоизвестного в России немецкого писателя и философа Эрнста Юнгера за сущие копейки. Сюда же следует прибавить и книги с браком. Новые книги подвозят каждый день, хотя не всегда можно заметить существенные изменения, даже если ты месяц не был в магазине. Но бывает, что и через день полки меняются до неузнаваемости.
Тематика книг самая различная – здесь можно найти всё. По моим наблюдениям, лучше всего уходит классика художественной литературы, женские романы и детективы, фантастика, книги о знаменитых личностях и детская литература, хуже – исторические и особенно юридические книги: они быстро устаревают.
У частников принцип формирования товара прост: что оказалось на руках, то и пускают в оборот. Книги у книготорговца появляются разными путями – что-то продается из собственной библиотеки, что-то отдали родственники и друзья. Есть и менее красивые способы обретения товара – продажа выброшенных книг (бывают и из мусорок).
Не брезгуют частники и откровенной примитивной спекуляцией: купил в книжном развале или букинистическом магазине, потом продал дороже. Таких продавцов узнать очень легко – они завсегдатаи магазинов дешевой книги, берут литературу как постоянные покупатели, частенько со скидкой и в больших количествах, нередко целую серию целиком. Покупатели их не любят, но не потому что те на них наживаются потом, а потому что перекупщики успевают снять сливки – редкие и уникальные книги обычно просто не успевают дойти до полки: их оставляют частникам. А даже если книга попала на полку, часто наведывающийся в магазин частник успеет ее перехватить.
В букинистических магазинах принцип формирования ассортимента несколько иной: остатки тиражей туда не приходят, покупать из развалов и лавок, чтобы потом перепродать, невыгодно. Идет индивидуальная работа со всем, что поступает в магазин.
Типичный пример: у человека умер родственник, у которого была большая библиотека. Наследнику книги не нужны, но деньги за библиотеку он получить хочет. Что делает наследник? Приходит в букинистический или лавку (в книжных лавках, кстати, старые букинистические книги попадаются, в отличие от развала) и спрашивает, возьмут ли у него эти книги и сколько он за них получит. В большинстве случаев ему говорят, что всё, что он принес, не имеет никакой ценности и максимум, на что готовы пойти, – это оставить всё это у себя, чтобы потом просто люди взяли бесплатно (а в букинистах бывает и такое).
Обращаются к букинистам и те люди, которые по каким-то причинам не могут сами сбыть книги (нет времени или возможности), но хотят это сделать. При этом они могут установить цену на книгу. Так как у букинистов для постоянных покупателей торг уместен, то можно купить книгу дешевле. Тем не менее, букинисты в проигрыше едва ли остаются и особенно выезжают за счет дорогих изданий. Однако и здесь покупатель, скорее всего, выгадает, если возьмется сравнивать с аналогичным товаром в Интернете.
Скажем, автор этой статьи купил в букинистическом магазине за 400 рублей «Историю немецкой литературы» в трех томах издательства «Радуга». На одном из популярных торговых сайтов этот трехтомник стоит 3700 рублей, и это уже после 500-рублевой скидки. И едва ли торговец не знал об этом. Просто сам трехтомник пришел к нему еще дешевле, и прибыль продавец уже получил.
* * *
Еще одна отличительная особенность букинистического магазина от развалов и лавок заключается в том, что книги – далеко не единственный, а порой и не главный источник дохода. Букинисты специализируются и на антиквариате: картины, предметы интерьера, монеты, часто – грампластинки, патефоны и значки. Их товар куда разнообразнее магазинов дешевой книги, где кроме книг попадаются только канцтовары. Как объясняет Гнип, выручка с книг всегда стабильна, но не высока, и ни один букинист не выжил бы, продавая только литературу. Поэтому непрофильный товар книготорговцев выручает.
Помимо цен и специфического формирования ассортимента, у всех этих магазинов есть и своя постоянная публика – библиофилы, преподаватели вузов и школ, любительницы женской прозы. В большинстве случаев покупатели хорошо подкованы, потому что, идя в такой магазин, ты идешь зачастую не за конкретной книгой, а за дешевой книгой, поэтому надо научиться распознавать по аннотации или одной-двум страницам, стоит ли издание того, чтобы его читали. Потому и персонал подобных книжных достаточно хорошо разбирается если и не во всем ассортименте (поскольку поток книг нескончаем), то в авторах уж точно, и не станет, как в обычных книжных, переспрашивать тебя: «Какой автор? Троцкий? А пишется через «ц» или «тс»? И про что написал?»
Тем не менее, нельзя сказать, что будущее у этих магазинов безоблачное и что им не грозит участь «Лас-Книгаса» и «Литеры». Конкуренция на книжном рынке нешуточная. А с массовым внедрением электронных книг читатель может вообще перестать покупать книги, во всяком случае обычные. Когда я спрашивал Гнипа о том, почему ему просто не повысить цены, он спокойно ответил: «А кто будет покупать? К нам потому и идут, что у нас самые маленькие наценки и потому доступные цены».
Кстати, один из букинистических магазинов меняет место дислокации и переезжает с насиженного и «прикормленного» места – с Первомайской на Сакко и Ванцетти, 47. Потому как на Первомайской отсутствует центральное отопление, из-за чего приходится пользоваться обогревателем. Это обходится каждый зимний месяц в 8000 рублей. А книжками в данном случае топить преступно!