Вот и Калининск пострадал

Оценить
В городе прошла презентация международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания»

Сначала состоялся детский сеанс, затем демонстрировались фильмы самих калининцев, а завершили программу документальные короткометражки – участники фестиваля разных лет. Калининск – первый в списке десяти городов области, которые планируют посетить организаторы. Такая акция приурочена к предстоящей в будущем году десятилетней годовщине «Саратовских страданий».

Автор: Гульмира Амангалиева (фото Антона Наумлюка)

Один российский мультик

Везти киноискусство в область, искать там таланты – без сомнения, благородные цели. Только у погоды были свои планы на этот счет. И потому она сначала затянула сумрак ночи до позднего пятничного утра, расставила грязные лужи после первого снега, а потом залепила обзор водителя серой туманной ватой. В результате вместо рассчитанной полуторачасовой поездки дорога в Калининск заняла более двух с половиной часов.

Первой по приезде в Калининск встретилась колонна школьников, направляющихся к дверям кинотеатра «Победа». Для учеников младших классов был подготовлен фильм «Мой папа – Барышников» режиссера Дмитрия Поволоцкого. Перед началом просмотра режиссер-кинодокументалист Григорий Гришин провел викторину, и десятки голосов наперебой выкрикивали ответы, за что получали подарки от спонсора мероприятия – компании «Мегафон»: мячики, фонарики, кубики и флешки.

– Какие мультфильмы вы любите смотреть больше всего?

– «Монстры», «Винкс», «Арнольд», «Губка Боб», – заголосили с разных сторон.

– «Губка Боб» – о, такой мультик я знаю, – обрадовался Григорий Гришин. – А что ж вы российские мультики не смотрите?

– Я смотрю российский мультик! – отозвался мальчик с голубым шарфом. – «Том и Джерри».

– Ну ничего себе российский мультик!

Но вот «Ну, погоди!» смотрели все, и на вопрос, какими спортсменами были животные из серии про Олимпиаду, смогли ответить безукоризненно.

Организаторы подогрели интерес к просмотру фильма обещанием продолжить викторину на выявление самого внимательного зрителя. И юные калининцы уловили все детали – от прочтенного в одном из эпизодов стихотворения до политической эпохи, описанной в фильме. Лес рук, гвалт голосов. В итоге выбрать победителей было непростой задачей.

Собственные страдания

Следующей частью программы был показ документальных фильмов для школьников средних и старших классов и взрослых жителей Калининска. Первый блок – конкурсная программа. Организаторы «Саратовских страданий» попросили жителей города Калининска принести те видеопрограммы, которые можно рассматривать как конкурсные. «У нас была такая идея – показать, что жители города Калининска сняли здесь, – рассказывает директор телекинофестиваля Татьяна Зорина. – Я приезжала сюда неделю назад, и мы выбрали то, что сегодня покажем в течение сорока минут: какие делают программы молодые ребята, какие – взрослые. Жюри отсмотрит это все и даст какие-то оценки».

Не будем томить ожиданием результатов конкурса до окончания статьи и потому скажем, что все работы были удостоены дипломов и памятных подарков. Но жюри особо выделило несколько видеофильмов. Татьяну Зорину очень удивили две работы Евгения Лукьянова – о ночной поездке по городу и о работе кузнеца, древней и исчезающей профессии, которые раскрывают несомненный кинематографический талант автора.

Фильм «История города Калининска», собравший в себе редкие архивные материалы, сделан местным учителем географии Василием Поздняковым. Татьяна Зорина отметила, что некоторые документальные фильмы на центральном телевидении могут ему в некотором смысле проигрывать.

«Сын сделал фильм для школы: рассчитал его на 30 минут, чтобы на оставшиеся 10 минут успеть выступить и раздать домашнее задание, – рассказывает Олег Поздняков, отец Василия. – Он не старался где-то его показать, а только для своих учеников сделал. А когда его увидели, то все сказали: «Эх, какой фильм! Там же история и жизнь всей нашей страны, а не просто фильм о нашем Калининске, Баланде (старое название местности. – Прим. авт.)».

Также были показаны телепередачи, снятые школьниками, и сюжеты про своего дедушку, маму. «Вообще, зачем люди снимают кино? – говорит Григорий Гришин, координатор телекинофестиваля «Саратовские страдания», сценарист и режиссер. – Для того чтобы рассказать о себе, о своих друзьях, о своей жизни. И в этом смысле каждая из работ ценна без исключения. Хочется, чтобы каждый человек, которому есть что рассказать о себе, сделал это – просто рассказал. Дальше, если есть это желание, опыт и навыки придут».

Несомненным лидером зрительских симпатий стала заснятая инсценировка по мотивам знаменитого мультфильма «Как старик корову продавал». Наверняка потому, что показывает простую, знакомую всем жизнь, с яркими моментами и интересными событиями.

Осваивать медиаязык

Калининск, родной город Татьяны Зориной, открывает эстафету городов, в которых планируют провести презентацию «Саратовских страданий». Она пройдет и в Балакове, Марксе, Вольске, Балашове. «В ближайшее время мы собираемся поехать в Балаково. Мы хотим показать фильмы, адресованные молодежи, например, фильмы из «Ночи короткометражек». Есть кино, которое требует обсуждения, на острые социальные темы: проблемы наркомании и прочее», – делится своими планами Татьяна Зорина.

Главная задача, которую перед собой ставят организаторы, – медиаобразовательная. Они хотят попытаться собрать то, что делают люди, – любительское, экспериментальное кино, чтобы понять, кто и что снимает в Саратовской области. Не только понять, но и попытаться как-то повлиять, чтобы снимали больше. «Если раньше все вели дневники, что-то писали, фотографировали, то сейчас есть возможность снимать – чем больше снимают, тем лучше, тем больше остается в истории», – говорит Татьяна Зорина. И самая главная цель «Страданий», конечно, выявить, у кого на этот счет есть талант.

Возможно, эта встреча в какой-то степени даст толчок развитию местного кинематографа. Начальник отдела культуры администрации Калининского района Василий Демиденко после презентации планирует совместно с участниками подвести итоги и подумать об открытии местной студии: «Если откроем, то вот они, корешочки, пошли дальше, и мы сможем смело проводить мероприятия на уровне района, а может, и на уровне области. Отснятые короткометражные фильмы мы можем прокрутить в сёлах, пригласить соседние районы».

«Мы сейчас часто говорим о том, что у нас много кино, много видеоматериалов, а в соперничестве с Европой не очень-то мы и выигрываем. Наши фильмы, к сожалению, проигрывают прежде всего не потому, что у нас мало денег, технических возможностей, а потому, что у нас мало идей и очень мало воли и сил у режиссеров, которые бы могли эти идеи генерировать и реализовать. Мы хотим, чтобы новых идей было больше – здесь и сейчас», – заявляет Татьяна Зорина.

По ее мнению, важной проблемой также является неподготовленность российского зрителя к просмотру серьезного кино: «Мы очень часто сталкиваемся с тем, что фильмы, которые завоевывают главные призы на фестивалях, совершенно не воспринимаются рядовыми зрителями. Когда они появляются на нашем экране, значительная часть публики после первых 10 минут встает и уходит, говоря, что это скучное, неинтересное кино. Это связано не с фильмами, а с нами. Мы имеем длительный провал, когда кино в России не делалось в течение двадцати лет, а мы не имели возможности смотреть настоящие мировые шедевры. В итоге мы не освоили этот язык, который освоил мир».

Задача программы – помочь людям осваивать медиаязык: понимать то, о чем говорит режиссер с экрана, и уметь считывать те смыслы, которые заложены в фильме. Научить людей видеть не просто сюжет, не просто разговор о чувствах и взаимоотношениях людей, но и те сложные сакральные мысли, связанные с восприятием мира, которые существуют за кадром.

«Хороший фильм, что тут говорить!»

Третьей частью программы был внеконкурсный показ трех фильмов-участников «Саратовских страданий» разных лет – как некий образец, ориентир для будущего творчества калининцев. «Человек-машина», фильм испанских режиссеров Розера Корелла и Альфонсо Морала 2011 года, представляет собой размышления на острые социальные темы и проблемы глобальной цивилизации. Действие фильма происходит в Бангладеш, где миллионы людей-машин выполняют различную тяжелую физическую работу. «Штремт 89» – воспоминания о далеких событиях румынской революции 1989 года. Фильм Анды Пушкас и Драгоса Дулеа был представлен на «Саратовских страданиях» в этом году. Третий фильм, «Девять забытых песен», является дипломной работой выпускницы ВГИК 2008 года Галины Красноборовой. Это фильм-притча, где главный герой – вечный дух, живущий в народных песнях и лирических стихах жителей коми-пермяцкой деревни.

Аудитория, посмотревшая конкурсные и внеконкурсные фильмы, – школьники средних и старших классов и взрослые калининцы. Художественный фильм прошел на ура среди учеников младших классов (не без влияния призовой викторины, конечно), а вот старшеклассников заинтересовать неигровым кино оказалось трудно. К середине просмотра ряды стали стремительно пустеть. Ученики просили разрешения у своих преподавателей и группами покидали зал. Наверняка у молодежи была бы совершенно другая реакция на фильм, если бы показывали последний голливудский блокбастер. Тут явно видна проблема недостаточного владения тем самым медиаязыком.

Немногочисленное взрослое население оказалось более подготовленным для восприятия таких фильмов. Жители Калининска узнали о презентации «Саратовских страданий» из уличной рекламы, местных газет, некоторые пришли по личным приглашениям работников кинотеатра.

«Конечно, интересно было посмотреть калининские фильмы, особенно про историю нашего города, – делится впечатлениями пожилая женщина. – Из других фильмов интересно было узнать, как люди жили и живут, какой труд у них, какая жизнь у них тяжелая». Седоволосый мужчина сообщает: «А мне больше всего понравился последний фильм про старушек. Просто замечательный, замечательно снят! Эти старые ограждения уже пропадают, уже на исходе, старенькие. Жизнь людей из других мест интересна. Топоры подвешивают, если они закачаются, – это плохая примета, про это я тоже где-то читал. Нет, ну хороший фильм, что тут говорить!»