«Белые и пушистые» подлежат уничтожению

Оценить
Соль, песок, реагенты и множество скребков готовы к делу

«Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая», – писал о русской зиме Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». В современном мегаполисе, если «пушистые бразды» вовремя не убирать, «удалые кибитки» могут перестать двигаться. Понимая такие невесёлые перспективы, в предприятиях, обслуживающих городские дороги, готовятся к активной работе, а местные власти ход этой подготовки отслеживают. Готовность предприятий к обслуживанию зимних дорог можно оценить как 90-процентную. Такой показатель является вполне адекватным, если учитывать существующий уровень финансирования, ограниченный возможностями местного бюджета.

«Как снег – одни звонки!»

О готовности к обслуживанию дорог Саратова в зимний период «Газете недели» рассказал главный инженер муниципального предприятия «Городские дороги плюс» Владимир Кузнецов. Именно «Городские дороги» будут заниматься очисткой дорог областного центра до конца 2012 года (аукцион на выбор подрядной организации на 1-й квартал 2013 года должен будет пройти в декабре). Фактически вышеупомянутое предприятие работает на территории Волжского, Октябрьского и Заводского районов. Для уборки же Ленинского, Кировского и Фрунзенского районов привлекается другое муниципальное предприятие – «Дорстрой» (по неподтверждённой информации, состоящее у «Городские дороги плюс» на субподряде).

«Как снег – одни звонки. А надо всё успевать», – пояснил корреспонденту Владимир Александрович (мы говорили с ним в минувший четверг, когда в городе выпал первый снег). По словам главного инженера, дорожное обслуживание в зимне-весенний период является самым большим по объёму выполняемых работ. «До 9 мая это продолжается, а после – Победа», – объяснил Кузнецов. Летом подметают и поливают улицы (для смывания пыли), осенью – только убирают (поливать нельзя из опасения внезапных морозов – чтобы ненароком не превратить улицу в каток).

Зимой главное – уборка снега и обработка улиц специальными составами. Для начала заснеженную дорогу посыпают реагентом, в состав которого входят хлористый кальций и натрий – он нужен для истаивания снега. Закупают вещество в Волгограде, по 9 тысяч рублей за тонну. Всего для грядущей борьбы со снежной стихией планируется заготовить две тысячи тонн химиката (1640 тонн уже есть). В случае нехватки реагента его могут оперативно подвезти из того же Волгограда – до соседей всего менее 400 км.

Реагент стали применять на дорогах всего три года назад, до этого он не использовался. По словам Кузнецова, состав безопасен как для автомобильных шин, так и для обуви и здоровья пешеходов. Также на улицах используют песко-соляную смесь (100 процентов которой уже заготовлено – 20 тысяч тонн). Песок с солью мешают в пропорции 10:1. Смесь и реагент дают фактически одно и то же «на выходе», однако реагент работает быстрее и чище – его используют в основном в центральной части города. «Если вообще ничем не посыпать, всё везде встанет», – говорит Кузнецов, поясняя, что просто так вычистить снег очень тяжело. Собранную снежную жижу грузят на самосвалы и вывозят на снежные свалки в Заводском районе и Юбилейном посёлке.

300 брошенных на снег миллионов

Всего в штате «Городских дорог» 141 единица техники – автогрейдеры, самосвалы, щётки, снегоплавилки, автовышки, комбинированные дорожные машины (КДМ) и прочие инженерные чудеса. Основная масса техники – отечественного производства (она дешевле), но есть и зарубежная. Для обеспечения работы запланирован топливный резерв в три тысячи тонн, но по факту топлива уходит существенно больше, хотя для заправки машин используют топливные карты.

В прошлые годы бывало, что внутренних резервов муниципальной компании для устранения последствий снежной непогоды не хватало, приходилось привлекать технику со стороны. В основном на подмогу зовут машины со щётками для чистки тротуаров. Трудятся работники предприятия в основном по ночам, но коварный снегопад круглосуточно отслеживается диспетчерской службой.

Кузнецов подчеркнул, что сложности создают в основном подъёмы и спуски. Раньше типичной проблемой, с которой сталкивались борцы со снегом, назывались несанкционированные парковки машин. Сейчас, после принятия закона о работе эвакуаторов, ситуация заметно улучшилась: «Очень хорошо стало, я даже удивился, – говорит директор Кузнецов. – Более дисциплинированы стали водители. При выставлении знаков о проведении на конкретной стороне улицы уборочных работ послушно ставят машины на сторону противоположную».

Самое главное опасение: работу дорожных служб может осложнить рост числа автомобилей – каждый год их становится больше на 22 тысячи.

Мост сравнили с пожилым человеком

В последний день осени заместитель председателя комитета дорожного хозяйства области Фёдор Котельников проведал в рабочей поездке ООО «Зоринка». Это – генеральный подрядчик, ответственный за содержание расположенных на территории области мостов, мостовых переходов и подъездов к ним. В его ведении находятся автомобильный мост Саратов – Энгельс, мостовой переход у села Пристанное, гусельская эстакада и ещё 65 мостов на федеральных дорогах в области и много прочих искусственных сооружений. «Зоринка» не только обслуживает, но и строит и ремонтирует мосты. Одними из первых в регионе организация делала арочные мосты – по привезённым из Германии технологиям.

О подготовке предприятия к зимнему периоду заместителю министра докладывал генеральный директор ООО «Зоринка» Владимир Жаднов. Затронули популярную тему технического состояния старого автомобильного моста через Волгу. Жаднов сравнил его с пожилым человеком, которому нужен уход. «Хочется заверить, что этот мост ещё долго прослужит людям», – поспешил объяснить он. И предложил запретить движение по мосту большегрузных машин свыше 60 тонн: «Если они идут другом за другом, пусть три машины, это уже 180 тонн. И деформационный шов разрушается». Из слов Котельникова я понял, что мост аварийным считать нельзя: «Да, ему требуется капитальный ремонт. Но если бы он находился в аварийном состоянии, его бы закрыли».

«Внеклассная» обработка

Для уборки снега на мостах используют специальный реагент. А для внеклассных мостов (каким является, например, «пожилой» мост Саратов – Энгельс) – отдельный «внеклассный» реагент, которым можно защитить сооружение от коррозии. Разработанные не по стандарту, а под конкретные мосты реагенты производят в Перми. «Внеклассного» химиката заготовлено 120 тонн.

Для обработки подъездов к мостам зоринцы спользуют тот же самый волгоградский реагент, что и обычные дорожники, комбинируя его с песко-соляной смесью. Так предотвращается замерзание образовавшейся под действием реагента воды. В первую очередь очищают мосты, после чего уже берутся за подходы. Как рассказал начальник участка Александр Чупрыненко, проблему при работе на мостах составляет плотное движение: «Водителям тяжело маневрировать, люди пытаются быстрее проехать, мешая работе техники».

В зоринском техническом парке имеется свыше 120 единиц техники, в основном отечественного производства. Новой из неё – около 30 процентов, но, по словам Жаднова, ежегодно закупается ещё порядка 30 процентов. Компания, можно сказать, содержит мост, занимаясь энергоснабжением, освещением, видеонаблюдением и судоходной сигнализацией. По словам главного энергетика Владимира Гурцева, в последнее время они используют светодиодные светильники. Они хоть и стоят заметно дороже (20 тысяч рублей против 7), но зато в 2,5 раза эффективнее (100 ватт против 250) и имеют больший срок службы.

После осмотра «достопримечательностей» чрезвычайно гостеприимный директор угостил гостей чаем и пожелал, чтобы дороги были хорошими, а средства массовой информации объективно освещали нелёгкий труд дорожников.

***

В администрации Саратова «Газете недели» расходы на содержание автомобильных дорог Саратова зимой

2012–2013 годов оценили в 300 миллионов рублей – столько же, как и в прошлом году.

***