Эвакуация по закону мирного времени

Оценить
Нарушителям, оставляющим свои автомобили под запрещающими знаками, обещают цивилизованные наказания

Со следующего года в области заработает новый закон, принятый в минувшую среду на заседании Саратовской областной думы. Он регулирует эвакуацию машин на штрафные стоянки – проблему, от которой уже больше года стонут саратовские автомобилисты. Закон вступает в силу 1 января 2013 года. Прекратятся ли с его принятием мучения водителей, увидим через месяц. Пока же познакомимся с документом поближе.

Сначала машина, потом деньги

Официально закон называется так: «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств».

Работать над документом парламентарии начали еще летом – с законодательной инициативой выступили депутаты Леонид Писной и Юрий Заигралов.

Законопроект готовили долго: обсуждали, спорили, правили. В самом начале решили, что эвакуаторщики будут отбираться на конкурсной основе. Потом занялись вопросом информирования нарушителей, оставляющих свои машины под знаками. Чтобы граждане знали, где искать своих «ласточек», разработчики предложили создание круглосуточной диспетчерской службы. Ответственность за ее организацию и функционирование договорились возложить на службу эвакуации. Чтобы оповещение народа велось по всем фронтам, было решено размещать информацию о штрафных стоянках в СМИ и на щитах, расположенных в тех местах, где граждане бросают машины чаще всего. Много говорили о требованиях, предъявляемых к штрафстоянкам и организациям, которые будут эвакуировать задержанный автотранспорт.

Длительные споры вызвал вопрос о том, когда гражданам следует платить за перемещение и хранение их железных коней. Одни разработчики настаивали на такой схеме: сначала деньги, потом машина. Объясняли они свою позицию с точки зрения бизнеса: если специализированные организации не будут уверены в том, что их услуги оплатят, заниматься эвакуацией не станут, а значит, закон получится нерабочим. Другие говорили об обратной схеме: сначала машина, потом деньги. Они ратовали за народ, который может пострадать. Например, если у гражданина нет при себе нужной суммы для оплаты эвакуатора и стоянки, то его «конь» останется в «заложниках» у спецорганизации – раз, долг за него будет с каждым часом увеличиваться – два. Кстати, сейчас именно так и происходит. В итоге парламентарии всё же решили остановиться на втором – «народном» – варианте.

Долго думали разработчики и о том, сколько должны стоить услуги эвакуатора. Услышав сумму в 2,4 тысячи рублей, пришли к выводу, что стоимость услуги по перемещению машины на штрафстоянку должна быть привязана к величине прожиточного минимума и составлять, например, не более половины от него. Что касается платы за первые сутки хранения, то этот вопрос тоже долго обсуждался. Сначала их предлагали сделать бесплатными, но потом передумали.

Документ. Детали

Что же в итоге получилось у составителей? Рассмотрим несколько статей нового закона.

Статья третья. Перемещение задержанного транспортного средства

Перед тем как отвезти брошенную в неположенном месте машину, эвакуаторщик обязан ее сфотографировать или снять на видео (то же самое он должен сделать после того, как машина будет доставлена на штрафстоянку). Далее идет процедура опечатывания дверей и багажника, после чего составляется акт приема-передачи и возврата транспортного средства. В бумаге обязательно должны присутствовать название организации, занимающейся эвакуацией, ее фактический и юридический адреса, адрес спецстоянки, номер телефона, ФИО и контакты эвакуаторщика и инспектора ГИБДД, составлявшего протокол об административном правонарушении. Также в акте ставится время начала и окончания эвакуации, даются подробные сведения о задержанной машине (помимо марки, госномера и прочего, прописываются номера ярлыков, которыми были опечатаны двери, перечисляются имеющееся у авто повреждения, вписываются данные о наличии ценных вещей, хранящихся в автомобиле, если их видно через стекло). Ещё обязательно делаются пометки о выполнении фото- или видеосъемки, указывается стоимость услуг по перемещению и хранению, пишется причина задержания. Если во время эвакуации хозяин машины отсутствует или он не желает подписывать бумагу, то инспектор ищет двух свидетелей. Свидетели должны ознакомиться с актом и расписаться в нем.

Статья четвертая. Информирование о специализированных стоянках

Информировать граждан обязана организация, которая занимается эвакуацией. Для этого создается круглосуточная справочно-информационная служба. Ее телефонные номера размещаются на эвакуаторах, на информационных табло и под дорожными знаками в зоне, за которую отвечает организация. Также номера телефонов вывешиваются в Интернете и ежемесячно печатаются в средствах массовой информации. Сведения о задержанном транспортном средстве должны поступать в справочную оперативно – сразу после того, как машину погрузили на эвакуатор.

Статья пятая. Специализированная стоянка

Храниться на такой стоянке, вместимостью не менее 25 машин, должны только эвакуированные авто, никакого другого транспорта там быть не должно. Также обязательно наличие круглосуточной охраны, системы видеонаблюдения (срок хранения видеоархивов – 10 суток) и кассового оборудования. Стоянка должна иметь заметную вывеску, быть тщательно огорожена и хорошо освещена.

Статья седьмая. Учет задержанных транспортных средств

Все прибывшие на стоянку машины обязательно регистрируются в журнале. Туда заносятся дата и время поступления автомобиля, сведения о нем, номера ярлыков, которыми он опечатана, номер и дата составления протокола о задержании, фамилии дорожного инспектора и эвакуаторщика (последний должен в журнале расписаться), дата и время выдачи машины владельцу (или его представителю), сведения о сотруднике штрафстоянки, выдавшем автомобиль. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и опечатан печатью организации, уполномоченной проводить эвакуацию. Срок хранения заполненного журнала – три года.

Статья девятая. Оплата расходов

Водитель-нарушитель обязан оплатить работу эвакуатора (тариф не должен превышать трех тысяч рублей, устанавливает его организация). Плата за первые сутки хранения является фиксированной, за вторые и следующие – почасовая (сумму еще не установили).

Статья десятая. Возврат задержанного транспортного средства

Чтобы забрать машину, автовладелец должен предъявить решение о прекращении задержания своей машины, документ, удостоверяющий личность, и техпаспорт. После этого необходимо проверить, цела ли машина, ознакомиться с фотографиями или видеосъемкой, сделанными до эвакуации и после, расписаться в журнале, оставить в нем же претензии, если таковые имеются, и можно уезжать. Расплачиваться за перемещение и хранение на месте не обязательно. Это можно сделать после.

Кстати, по закону организации, которые станут проводить эвакуацию, планируется отбирать по конкурсу. При этом за каждой из них будет закреплена определенная территория.

Вопросы конкурсного отбора, зонирования и стоимости услуг должно решить в ближайшее время правительство Саратовской области.

P. S. Вопрос эвакуации брошенных вдоль дорог машин зависит даже не столько от водительской культуры, сколько от отсутствия в городе парковочных мест. Новый закон – дело, конечно, хорошее. Однако без строительства в центре Саратова многоуровневых стоянок он будет работать лишь на обогащение организаций, занимающихся эвакуацией, но никак не на решение проблемы расчистки улиц. О том, что подобное дело планируется, городская власть говорит давно: в Генплане Саратова строительство многоуровневых и перехватывающих стоянок прописано. На комиссиях по промышленности гордумы вопрос этот давно и активно обсуждается. Что будет сделано в этом направлении в скором и не очень скором времени, мы расскажем в следующем номере газеты.

***

Если вашу машину испортили…

В то же самое время, когда в думу была внесена «эвакуаторная» законодательная инициатива депутатов, на сайте региональной прокуратуры появилось обращение к автомобилистам. В нем сообщалось, что надзорное ведомство совместно с комитетом транспорта подготовило аналогичный законопроект. Для того чтобы он действовал в интересах автовладельцев, им предлагалось поучаствовать в работе – прислать свои замечания и предложения. О том, что из этого вышло, мы спросили старшего помощника прокурора области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти и органами МСУ Олега Петрова.

– Откликнулись ли автовладельцы на призыв поработать над законопроектом об эвакуации? Приняты ли их замечания и предложения? – Автомобилисты откликнулись. Предложения, поступившие от них, мы обработали и направили в областную думу. Все они были учтены.

Например, для того чтобы исключить повреждение и поломку перемещаемых на спецстоянку машин, мы предложили уточнить параметры используемых для эвакуации технических средств. К примеру, чтобы машины с автоматической коробкой передач не буксировали на жесткой или мягкой сцепке.

Из первоначальной редакции законопроекта было неясно, какую именно организацию нужно вызывать для эвакуации, если в районе или городе их несколько. Мы внесли уточнения на этот счет. Теперь органы госвласти области должны определить зоны обслуживания, на которых будет действовать каждая организация.

Также были учтены наши замечания по составлению актов приема-передачи задержанного транспортного средства. Они касались того, сколько экземпляров акта должно изготавливаться и кому эти экземпляры должны вручаться.

Уточнены были предложения по информированию граждан, чьи машины были эвакуированы. Так, в тех муниципальных образованиях, где действует сразу несколько исполнителей, мы предложили внести пункт о создании единой диспетчерско-информационной службы, куда поступали бы данные обо всех задержанных машинах.

– Закон предусматривает обязательное опечатывание эвакуируемой машины, внесение в акт приема-передачи информации об имеющейся в ней аудио- и видеоаппаратуры, ценных вещей. Если владелец транспортного средства обнаружит на штрафной стоянке, что машину его не опечатывали, ценные вещи из нее пропали, саму машину повредили, кто будет нести за это ответственность?

– Ответственность за порчу чужого имущества будет нести исполнитель – то юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств.

Для того чтобы защитить автовладельцев, в законе как раз и была предусмотрена процедура составления акта приема-передачи. В нем в обязательном порядке должна быть информация о проведенном опечатывании, техническом состоянии машины и вещах, находящихся в ней, если их видно через окна. Если какая-то из этих процедур не была соблюдена (не составлен акт приема-передачи или в акте не отражены те или иные сведения), то вопросы о возмещении ущерба, если таковой имеется, должны разрешаться в судебном порядке. Для дачи показания суд может привлечь всех возможных свидетелей, которые участвовали в составлении акта приема-передачи. Это и сотрудник полиции, который принимал решение о задержании транспортного средства, и владелец автомобиля, если он при этом присутствовал, и свидетели, если собственника машины на месте не было.

– В законе прописано, что машина со штрафстоянки выдается владельцу «на основании решения о прекращении задержания транспортного средства». Что это за решение? Кто его выдает?

– Решение принимается уполномоченным лицом полиции (в данном случае инспектором ГИБДД). Задержание является обеспечительной мерой по делу об административном правонарушении, а так как само дело вправе возбуждать только должностное лицо уполномоченного органа, то оно же вправе эту меру и применять, и отменять.

Кстати, решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, которое привлекается к ответственности, либо опротестовано прокурором, если будут выявлены нарушения при его составлении.

– Основанием для прекращения задержания является оплата штрафа?

– Кодекс об административных правонарушениях не связывает оплату штрафа с окончанием дела об административном правонарушении.

– Какой должна быть схема действий человека, который не смог найти свой автомобиль?

– Если гражданин не обнаружил свой автомобиль на том месте, где он его оставил, то первым делом он должен обратиться к организациям, занимающимся эвакуацией. Их контактные телефоны будут размещены на специальных информационных знаках и табло. Если окажется, что автомобиль отправлен на спецстоянку, автовладелец должен обратиться в полицию, где ему выдадут решение о прекращении задержания транспортного средства. Далее гражданин может ехать на стоянку и после предъявления там решения забрать свой автомобиль обратно. Расходы по перемещению и хранению машины на спецстоянке оплачиваются после ее получения.

– В какой срок необходимо расплатиться?

– Принятый закон не определяет срок, в который может быть оплачена работа по эвакуации и хранению, так что, по всей видимости, он будет устанавливаться организацией, которая и осуществляла задержание. Какого-то конкретного срока быть не может, поскольку здесь будут действовать нормы гражданского законодательства. То есть если в срок, к которому придут по соглашению стороны (владелец и стоянка), расходы оплачены не будут, то организация может обратиться в суд.

***

Придерживайтесь закона и включайте совесть

О дальнейшей судьбе закона и суммах, с которыми предстоит расстаться гражданам, оставляющим свои машины в неположенных местах, мы говорили с одним из авторов документа депутатом областной думы Леонидом Писным.

– Закон приняли. Теперь правительству области необходимо разработать порядок отбора исполнителей, порядок определения стоимости услуг, определить территории обслуживания. Даны ли депутатами какие-то рекомендации на этот счет?

– Никаких рекомендаций в вопрос проведения аукционов и уж тем более в вопрос распределения территории на обслуживание я давать не собираюсь. Другим депутатам тоже не советовал бы этого делать. Объясню, почему. Никого из своих коллег не хочу в чем-то упрекнуть, тем более большинство из них с точки зрения депутатского стажа очень молоды, но наша жизнь, хотим мы того или не хотим, держится на личностных связях. Вот попросит кто-то депутата упомянуть его организацию при случае, депутат озвучит информацию тем же чиновникам, которые будут заниматься конкурсами, а те могут расценить его мнение как рекомендацию, обязательную для исполнения. Дальше проситель начнет плохо себя вести, юлить, но сделать с ним уже ничего нельзя будет, потому что все будут помнить, что за него депутат такой-то слово замолвил, да и сам проситель будет козырять этим.

– На ваш взгляд, какая сумма была бы приемлемой в качестве платы за первые сутки и последующие часы нахождения автомобиля на штрафстоянке?

– Что касается платы за первые сутки, мы давали рекомендации на рабочей группе ограничиться ста рублями, не более. Однако сейчас надо учитывать то, что организации, лишившись возможности брать деньги до возврата автомобиля, должны будут искать еще какой-то источник дохода. Бензин сейчас стоит дорого, да и зарплата для сотрудников – это достаточно серьезные статьи расходов для предпринимателей. Поэтому иного источника для увеличения оборотных резервов, кроме поднятия платежей за первые стуки пребывания на штрафстоянке, я пока не вижу. Ну, не трогая банковские кредиты: на то, чтобы их взять, никто, конечно, не пойдет. Посмотрим, что получится в итоге. Если станут злоупотреблять ценой первых суток, тогда мы, по всей видимости, будем вводить ограничения – право на это мы имеем.

– В законе прописано, что оплачивать эвакуацию и хранение нужно будет после того, как человек получит автомобиль. Кто будет устанавливать сроки? Каков должен быть оптимальный срок, необходимый для оплаты?

– Сроки оплаты устанавливают закон и совесть. На оплату административного штрафа дается 10 дней.

Если после эвакуации машины ее хозяин решит обратиться его в суд, и суд признает, что оштрафован человек был незаконно, а значит, задержание его автомобиля тоже было незаконным, то гражданин ничего платить не должен. Компания, которая эвакуировала машину, уведомляется о судебном решении о том, что денег с гражданина она не получит.

Если же человек согласился, что всё было в рамках закона, у него есть 10 дней на погашение штрафа, выписанного сотрудником ГИБДД. В этот срок он де-факто должен оплатить и услуги по эвакуации. Что же касается вопроса де-юре, то у нас существует трехлетний срок на предъявление финансовых санкций, поэтому, если гражданин не заплатил штраф в течение трех лет, его долг списывается. Соответственно, я думаю, что организации, нанятые для эвакуации, будут строго следить за платежами: если в течение 10 дней они не получат денег, то обратятся с исковым заявлением в суд. Суд иск, конечно же, удовлетворит. Однако цена вопроса уже будет другой – с максимально допустимой сейчас суммы в три тысячи рублей она может вырасти и до 10, и до 12. Туда войдут все издержки, которые понесла фирма: услуги адвоката, представителя, упущенная выгода и много чего еще. Это, кстати, и стало одной из причин, согласно которой большинство моих коллег согласились с вариантом добровольной оплаты услуг по эвакуации уже после получения гражданином машины.

***

Если бы у всех были парковочные места…

Чтобы узнать мнения автомобилистов об эвакуации, мы изучили старейший и самый популярный автомобильный форум региона – «Саратов-Авто». Приводим некоторые найденные там записи.

Comstar: «Где можно увидеть сам регламент принятый депутатами? Интересно бы почитать. А то наши эвакуаторщики обнаглели с сотрудниками полиции. Безнаказанность не знает предела просто. Какой-то Иван открыл ИП, назвался штрафстоянкой и, установив свои правила, качает права. Я понимаю, всем хочется зарабатывать, но не так же. Забрать свой авто за 5–5,5 тысяч рублей в этот же день – это ужас. Ну а что касается эвакуаторщиков и сотрудников полиции: неудачники по жизни, низшее сословие с ограниченными мыслительными возможностями».

Iceman: «Товарищи, расслабьтесь! Написали же, конкурс проведут на право осуществления такой деятельности, скинут рубль с навязанной услуги, для того чтоб народ не залепил, и всё будет так же, как и прежде, и, скорее всего, на тех же местах! Какой нафиг регламент, когда сейчас эвакуаторщики требуют подписать договор об оказании услуг за 3500 рублей или машину не отдадут. А насчет извещения хозяина, ну так и сейчас по 02 можно узнать, куда ее уволокли. В общем, сомневаюсь, что всё встанет на цивилизованные рельсы».

Sprut: «Самое интересное, что коррупция стала теперь легализована, «синештаники» открывают свои стоянки с эвакуаторами и все тащат по правилам и без! Набивая себе карман, а о том, что нужно выполнять другие обязанности, забывают!»

Mike-silver: «Размещение знаков, запрещающих или разрешающих парковку, нужно пересмотреть. Вообще, побольше бы знаков «Р» с табличками, где-то можно и тротуар частично использовать».

Rams: «У соседа забрали «Киа» с Чапаева, подошел к ДПС, те его с ориентировали на штрафстоянку. Приехал на стоянку, парень-надсмотрщик озвучил цифры – 3500 эвакуатор, 1500 штраф плюс почасовая оплата стоянки. Протокол в этот же день не получишь, так как, с его слов, протоколы сдаются в восемь вечера, то есть за стоянку платишь автоматом. Решение проблемы предложил – 3500 за эвакуатор и 1000 ему, после мировой на вопрос о протоколе за административку с улыбкой достал тот самый протокол и порвал его».

Klonik_J: «Закон – это уже хорошо, сейчас, как я понимаю, таскают по беспределу. Федеральный закон ссылается на областной, а областного просто нет. «Эвакуаторы в прокат» – скоро на досках объявлений».

Santa: «Что-то мне кажется, по приезду на штрафстоянку там так же будут натыкаться на стенку и окошко для денег... А что не нравится – в суд идите».

Mike/64rus: «Сегодня видел картину. Эвакуатор принимал машину у железнодорожного вокзала, минут через пять вижу этот же эвакуатор на Аткарской с добычей, за ним впритирку едут депсы. Свернули на Слонова и остановились. Стало интересно, понаблюдал. Оказывается, остановились, чтобы стикеры «штрафстоянка» наклеить на дверки. Не понимаю: разве это не перед погрузкой надо делать? Так спешили утащить жертву, что ли…»

LM: «Наблюдаю каждый день, как на Чапаева в районе цирка машины утаскивают. Рекорды по скорости загрузки ставятся регулярно. Может, скоро по профмастерству соревнования проводить. Часто при этом эвакуатор разворачивается через двойную сплошную, без включенного маячка. А инспектор, находящийся рядом, само собой, этого не замечает».

ENZO: «Видел, как грузили на Горького и Казачке «хонду». Ее взяли на трос, и при поднятии я услышал скреб, смотрю – бампер при погрузке задели об асфальт, поскольку такой угол был поднятия, что не задеть его было просто нельзя. А также не проводилась видеосъемка эвакуации».

Mikhaylenko: «На Горького (Яблочкова-Казачья) видел эвакуаторщика-стахановца: «Калину» загрузил, потом «Пежо» туда же (передними колесами). «Пежо», кстати, здорово билась на кочках фартуком-бампером об эвакуатор».

Boris: «Если бы у всех были парковочные места, все были бы законопослушными…»