Московский гость

Оценить
Когда на территории нет предпринимательского духа, она умирает

Жизнь иногда преподносит сюрпризы. Шла я в минувшую пятницу на круглый стол по проблемам взаимодействия бизнеса и муниципалитетов, а попала на совершенно чумового парня по имени Александр Бречалов. Сначала я знать не знала, кто он такой, как и большинство сидящих в зале саратовских представителей малого бизнеса, которые тоже, похоже, пришли на круглый стол по проблемам. А стол перенесли в зал заседаний правительства, хотя изначально всех звали в большой. И вот сидим мы в большом зале и совершенно не понимаем, кто это такой перед нами расхаживает? Подобранный, легкий, как кузнечик, в очочках с дужками кораллового цвета, он был похож на ведущего корпоративов. «Кто это? Кто?» – шелестело по залу.

«Ёлки-метелки» и «Ёлочки-метелочки»

А «кузнечик» рассказывал про автобус с детскими книжками под названием «Бампер». Его придумала жена оператора баскетбольной команды ЦСКА Анна Тихомирова. «Кузнечик» по-свойски вводил зал в подробности ее судьбоносного решения. Она, оказывается, страдала, что муж при деле, да еще и на гитаре играет, а она не может реализовать себя как личность. Кто-то подсказал, что можно пойти к детям и сделать их счастливыми, развернув к прекрасным книгам. Только для этого книги должны прийти к современным детям. Продала Анна квартиру в Перми и купила автобус. Оборудовала его книжными полочками и скамейками, разукрасила и поехала ловить свою мечту по российским городам. Внутри автобуса стоял кассовый аппарат, и худо-бедно книжки продавались. Выручки не хватало, чтобы платить водителю, продавцу-консультанту и детскому психологу. Но были меценаты, которые подкидывали материальную поддержку.

– Хрень какая! Какая хрень! – бурчал за моей спиной солидный, не раз битый жизнью неизвестный саратовский предприниматель. Я обводила глазами зал и совершенно не понимала, зачем людям, у которых за плечами горького опыта больше, чем радостей побед, слушать эту конфетно-книжную историю.

Но смешной лектор, выскочивший на саратовскую сцену, как чертик из табакерки, вёл свой рассказ, не смущаясь, дальше. Однажды он предложил Анне Тихомировой сделать из ее книжно-автобусного дела бизнес. Но в голове у Анны «было всё, кроме предприимчивости». «Щелкнуло» в другую сторону очень неожиданно. Во время поездки на юг страны через Липецк, Тулу, Воронеж, Волгоград. На рок-фестивале, куда держали свой путь женщины-искательницы, Анна Тихомирова уговорила Тутту Ларсен почитать детям книги вслух, и записала это чтение в видеофайл. И выложила в Сеть. И собрала за один день тысячи «лайков». Автобус стали приглашать в разные-разные города. Оборот проекта составляет 80–100 тысяч рублей в день и генерирует прибыль. Скоро будет упакован, как франшиза, и будет продаваться, как готовый бизнес-проект. «Анна Тихомирова реализовала себя как предприниматель и комфортно чувствует себя в семье», – закончил рассказчик и пошел в зал, чтобы вместе со всеми еще раз посмотреть про Анну Тихомирову на экране. Это наши саратовские системные администраторы с запозданием нашли ролик и предложили его запустить.

Ролик был гораздо скучнее, чем рассказ в исполнении странного человека, но он смотрел его так, будто даже представить себе никогда не мог, что вот такие чудеса случаются. Я не выдержала и пошла узнавать, кто он.

– Александр Бречалов, – коротко кивнул он. – С 15 ноября президент «Опоры России».

Оказалось, что в зале должны были проводить свои мастер-классы и рассказывать о бизнес-успехах именитые тренеры, но из-за туманов не смогли прилететь. А Александр экспромтом заполнял паузы, пытаясь тронуть души саратовских бизнесменов очень женскими историями.

Вторую героиню бросил муж с маленьким ребенком на руках. Но она быстро отряхнула слезы с перьев и создала в кризисном 2008 году проект «Мама нон-стоп». Всё началось с одинаковых шапочек для родителей и детей, потом были пижамы, а сейчас уже, похоже, вся линейка одежды шьется наемными работницами и продается и в интернет-магазине, и в самом настоящем бутике. На вещи для мамы, например, написано, «Елки-метелки», а на вещи для дочки «Ёлочки-метелочки».

– Энергичную девушку зовут Евгения Лазарева. Я говорю, а вы можете достать свои гаджеты и прямо по ходу выйти на ее сайт и смотреть, – сделал заманчивое предложение предпринимателям районного масштаба Александр. Ответом ему была мрачная тишина.

– Можно набрать «мама нон-стоп» в Интернете? – быстро сориентировавшись, попросил Александр системщиков. Ему кивнули.

– Супер! – похвалил он. – Смотрите, у нее уже более четырех тысяч единиц продукции в месяц продается. И теперь она хочет расширить проект, создав город Мам. Идея – семейные ценности. Если кто-то читал книгу Джобса – там много мусора, но главная его идея – он делал людей более социальными!

Социальность – это суперидея, но и семейные ценности, по мнению Александра Бречалова тоже играют на нужных струнах.

– Представляете, Лазарева привлекла для рекламы своих изделий Гошу Куценко! Подошла, жалостливым взглядом посмотрела и спросила: «Гоша, как вы относитесь к семенным ценностям?» Он говорит ей: «Всеми конечностями – за». А она ему предлагает надеть шапочку в подтверждение слов и сфотографироваться в ней. Представляете, модель Гоша Куценко стоил ей максимум эту самую шапочку.

– Это Москва. У нас в Саратовской области всё по-другому, – сказал громко кто-то из зала.

Но Александр Бречалов имел в запасе и провинциальную историю. Рассказал о парне из Челябинской области, который выкупил в своей деревне коровник и начал делать там гантели и гири. Сейчас у него уже 30 процентов российского рынка этой продукции. Но дело в том, что государству на таких вот самородков-предпринимателей наплевать. Они барахтаются в рынке самостоятельно.

В противовес нашему равнодушию – заокеанская история из Нью-Йорка. В прошлом году на бизнес-конкурсе, которые в Америке проводить любят и умеют, был представлен проект 11-летнего мальчика. Он придумал удобную подставку для телефонов и планшетов. Запатентовал ее и уже продал три тысячи по цене 19 долларов 99 центов. «Он не сходит со страниц журналов. Он лицо Америки», – восхищается Александр. Нам до этого далеко. У нас не замечают предприимчивых людей. В Челябинской области не знали, что их земляк держит 30 процентов рынка железных гантелей и гирь. В другой области смеялись над человеком, который сделал баню на колесах и привозил ее к клиенту в заказанное время.

– Я у вас в Ягодной Поляне вчера был. Это большое село в 45 километрах от Саратова. Общался со школьниками. Никто не хочет переезжать. Говорят, что «город – это стрёмно». А потом в администрации встретил парня, который только из армии вернулся. Я спросил, чем он думает заниматься, а пока парень думал, отец ответил: «Будет в полиции в Саратове работать». Я им про свое дело, которое можно делать в селе, а папа: «Не надо нам никакого предпринимательства». Я уверен, что в людях надо растить предпринимательский дух с детства. А есть в России мертвые территории, где этим духом и не пахнет. А вот в Татарстане он есть. Там школьники создают компании. Мы стоим на выставке – успешные предприниматели сами. Коркунов вообще в списке Форбс. А они нам рассказывают, что эмитировали акции своего предприятия. Мы на них смотрим с усмешкой, а они нам за пять минут рассказывают, как убедили людей, живущих в их селе, купить их акции под 12 процентов годовых, потому что в банке больше 9 процентов они не получат. Понятно, что это не настоящие акции, но подход-то к привлечению средств самый правильный!

Курсантский драйв

Но окончательно и всех Бречалов купил историей о том, как он сам стал бизнесменом. Было это в девяностые годы на втором курсе элитного военного училища, где готовили дешифраторов и шифровальщиков. Нашли они с другом в казарме книжку про менеджмент и маркетинг. И загорелся внутри огонь желаний. А у третьего друга папа был инженером-изобретателем, который своими никому не нужными патентами туалет в квартире обклеил. Второкурсники внимательно изучили патенты и выбрали удочку-электрошокер. Уговорили девушек из библиотеки зарегистрировать ТОО «Венеция» с адресом в квартире родителей Бречалова, сделали всю техническую документацию и пошли искать производственные площади.

– Нашли пустующий завод, где из-за отсутствия заказов люди были в неоплаченных отпусках, а красный директор крепко сидел «на стакане», и убедили его в перспективах.

Себестоимость удочки была 4 рубля 86 копеек. Продавали оптом с военной машины, которую на дело выделяли прапорщики. По 12 рублей. На третьей партии удочек предприимчивыми курсантами заинтересовалось КГБ. «Был набор проблем, но мы здорово заработали», – с удовольствием вспоминает Александр. Говорит, что те первые шаги в бизнесе в стенах училища были самыми замечательными и драйвовыми. На вырученные деньги организовали розничную торговлю всякой мелочью на территории части. В спортзале устроили платную дискотеку с тайными входными билетами. «К третьему курсу у меня были деньги на квартиру», – говорит Бречалов, и всякий скептик в зале понимает, что перед ними талант. А к талантам у нас в Саратовской области всегда с уважением относятся.

Вот в такие условия мы себя погрузили

Бречалова спросили, как он относится к вступлению России в ВТО.

– Да классно! Вот вчера мне в Ягодной Поляне рассказали всю экономику. У вас же Казахстан рядом. И оттуда папе мальчика, который хочет, чтобы сын пошел в полицию работать, водку привозят по 50 рублей за бутылку. И коньяк по той же цене. И если в вашей приграничной области не будет срочно создана программа конкурентных преимуществ, то за два-три года вы потеряете свою экономику. В Казахстане все, кто работает с землей, на пять лет освобождены от налогов – всех. У вас этого нет. У нас в стране единые законы для всех. Но они очень далеки от территориальных особенностей – «вот в такие условия мы себя погрузили».

Бречалова спросили, что он думает о сетевых магазинах, которые не берут продукцию у малого бизнеса. Он сказал, что проблему знает хорошо. Что всё дело в дорогом «входном билете» в сети. Без него туда берут только брендовые продукты. «Вот у Коркунова конфеты так берут, а его «Воронцовские сухарики» уже нет». «Вам не хватит денег войти в сети, даже если вы все объединитесь. Но мы поднимаем этот вопрос. Потому что в Германии 20 процентов продукции в сетевых магазинах по закону берется у малого бизнеса, – убеждал смотреть в будущее оптимистичнее новый президент «Опоры России». – Но! Один и тот же товар в сетевых магазинах должен лежать на полках всегда в любое время дня. Перебоев быть не должно. Так что, может быть, придется объединяться всем саратовским фермерам под единым брендом. Если у вас есть предложения – давайте. Будем признательны. Завернем их в федеральную обертку и продвинем на нужный уровень. Фермерство в России – это адский труд. Преференций административных и налоговых нет, рынок сбыта сложный, объем риска несоизмерим со всем остальным».

А потом прозвучал вопрос, от которого московский гость опешил. Ему рассказали про многочисленные общественные организации, которые ходят по предприятиям малого бизнеса и вымогают деньги под угрозой судебного решения о приостановке деятельности торговой точки. Придирки находятся еженедельно.

– Ну, это уникально! – возмутился новый президент «Опоры России». И пообещал сделать обращение к заместителю генерального прокурора, попросив его прислать в Саратовскую область серьезную проверку. После того как он закончил, его обступили люди. И он им обещал, обещал и обещал помощь. Посмотрим, хватит ли у этого харизматика энергии сдержать все свои обещания.