Адреса доходные и полезные
Нынешний год можно считать юбилейным для саратовской справочной адресной службы, поскольку деятельность адресного стола как городского учреждения началась в 1902 году. Однако всё не так просто.
Дело в том, что зародилась эта служба в недрах городского полицейского управления, прежде всего для его собственных нужд, так как именно полиция вела учёт всех состоящих под гласным и негласным надзором, а также прочих беспокойных и подозрительных граждан. Одновременно, в случае необходимости, адресная служба выполняла заявки губернских и общественных учреждений, а иногда и частных лиц. На её содержание отчислялись средства из особого кредита, предоставлявшегося в распоряжение губернатора для обеспечения порядка в губернии.
С 1 января 1890 года в связи с улучшением политической обстановки поступление кредита прекратилось. Озабоченный этим обстоятельством, полицмейстер обратился к городскому голове с просьбой рассмотреть вопрос о создании в городе адресного стола:
«Неимение этого учреждения для такого громадного города, как Саратов, составляет большой недостаток. Не говоря обо всех удобствах, какие может доставлять адресный стол, следует признать, что он принесёт несомненную пользу уже потому, что при существовании его все домовладельцы обязаны будут доставлять сведения о всех прибывающих и выбывающих из их домов, с представлением паспортов этих лиц, а такой порядок не даст возможности скрываться здесь беспаспортным и подозрительным людям. Удаление же этого элемента необходимо для спокойствия и безопасности граждан».
Деятельность адресной службы в составе полицейского управления обеспечивали делопроизводитель и четыре подборщика адресов. Оставив только самые необходимые виды работы, полицмейстер просил теперь городского голову найти средства на оплату хотя бы трёх сотрудников. Необходимо было 1200 рублей. (Для представления о покупательной способности тех денег: корова стоила тогда 20 рублей. – Прим. авт.) Городская управа подготовила и представила в думу соответствующий доклад. Рассмотрели его только через четыре года.
Полицмейстер же под давлением насущных потребностей вынужден был через полтора года после её закрытия вновь восстановить адресную службу в своём ведомстве, всячески урезая расходы на другие свои функции. Такое положение нельзя было признать нормальным. И полицмейстер настойчиво посылал и посылал в управу документ за документом: положение об адресном столе, составленное на основе нижегородского, расчёт штата, разъяснение о том, что городская власть имеет право свои расходы на содержание адресного стола возмещать введением сборов на продажу адресных листков и справок.
Наконец 8 июня 1894 года дума постановила: «Вопрос об учреждении адресного стола за счёт особого сбора в пользу города по примеру столиц и на счёт могущих быть от адресного стола доходов разработать в городской управе».
Пять лет управа набирала материал и изучала опыт столиц, а также Варшавы, Казани, Киева, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова. Оказалось, что везде адресные столы находятся под контролем городской власти, и доходы от их деятельности поступают в городскую казну. Причём в некоторых городах, например в Киеве, доход составляет почти десять тысяч в год. Несколько озадачил саратовских гласных ответ из Казани, где адресного стола не было, и Казанская городская управа считала, «что расходы на это учреждение превышают ту пользу, которую от него можно ждать в провинции, где адреса и без того почти всем известны». Саратовская управа высказала другое мнение: «Такое соображение может относиться лишь к глухому маленькому провинциальному городу, а не к таким крупным провинциальным центрам, как Казань и Саратов».
Пока управа занималась изучением чужого опыта, вышло распоряжение министра внутренних дел, согласно которому с августа 1896 года все домовладельцы Саратова должны были завести домовые книги и представлять в полицию особые адресные листки обо всех проживающих, прибывающих и убывающих жильцах. Листки стали накапливаться в полицейском управлении. Воссозданная в нём адресная служба, продолжавшая существовать в весьма урезанном виде, захлёбывалась работой.
Решительную точку в этой затянувшейся истории поставил губернатор Александр Платонович Энгельгардт (о нём см. нашу газету от 09.10.2012), объяснивший городскому голове значение «адресного стола, необходимость и польза которого в таком обширном городе, как Саратов, не подлежит сомнению». Он предложил городской власти изыскать необходимые средства и организовать это учреждение в наступавшем 1902 году.
Дума в срочном порядке утвердила положение об адресном столе и цены на его услуги. Первоначальная сумма на открытие стола составила 7300 рублей. Находился он по-прежнему в помещении полицейского управления, располагавшегося вместе с пожарной частью на Соборной площади (там и ныне находится пожарное ведомство), но финансировался из городского бюджета и сдавал доходы в городскую казну. Например, в 1910 году от адресного стола поступило 13225 рублей, а расходы на него составили 5761 рубль 74 копейки. Деятельность адресного стола подтвердила его полезность и выгодность и для саратовцев, и для городской власти.