Блин комом или лёд тронулся?

Оценить
Активистов многоквартирных саратовских домов учат тому, что они и так знают

Саратовские общественники взялись поднимать грамотность людей, вынужденных пользоваться заковыристыми российскими законами в сфере ЖКХ. В ноябре на базе регионального министерства строительства и ЖКХ прошла серия учебных семинаров для председателей домовых советов. Но актуальные насущные вопросы из практики так остались без ответов.

Цель четкая, задача похвальная

Идея «повышения уровня квалификации председателей советов многоквартирных домов» ещё в сентябре обсуждалась внутри Саратовской областной думы. Депутаты профильного комитета определили формат обучающих занятий и примерный круг тем для освещения. Подчёркивалось, что все занятия будут вестись на добровольной и безвозмездной основе. Особо отметили востребованность услуги: уже на тот рабочий момент желание пройти обучение выразили более ста человек.

И вот за последние две недели в Саратове прошло уже три семинара из запланированных шести. По словам организаторов мероприятий, каждый такой семинар посетило от 80 до 130 человек. Кстати, областные депутаты и чиновники вовсе не сами догадались заняться просветительской деятельностью. На эту мысль их навели члены общественных организаций. В частности, формат семинаров был предложен Александром Кислицыным, председателем правления областного общества по защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. На его же плечи легла вся организационная работа по проведению курсов.

«Изначально мы разработали очень большую программу обучения, рассчитанную на огромное количество часов, – рассказывает Александр Алексеевич. – Но потом, обсудив детали с членами общественного совета при областной Госжилинспекции, в состав которого и я сам вхожу, решили, что для начала нужно опробовать сокращённый вариант программы».

Сокращённый вариант – это шесть семинаров, на которых представители Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), министерства строительства и ЖКХ, а также специалисты других профильных ведомств рассказывают интересующимся гражданам, как правильно трактовать жилищное законодательства и применять его на практике.

«Все проблемы, возникающие у граждан в сфере ЖКХ, возникают преимущественно из-за их собственной правовой безграмотности. А кто знает больше, тот и жалуется меньше, – объясняет Кислицын. – Поэтому мы рассчитываем, что проводимые нами семинары восполнят хотя бы часть пробелов в знаниях наших сограждан». После лекции согласно плану семинаров приглашённые специалисты отвечают на вопросы слушателей.

Кто за это должен отвечать? Куда нам обращаться?

По приглашению Александра Алексеевича корреспондент «Газеты недели в Саратове» тоже затесался в ряды слушателей одного из обучающих семинаров. «Посчастливилось» прослушать лекцию представителя Госжилинспекции Алексея Смолькова – начальника инспекционного отдела по муниципальным районам области.

Он пытался рассказать о правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом в первой части лекции объяснял понятия и термины, используемые в тексте закона, а во второй перечислял тех, кого следует считать собственниками общего имущества и что этим общим имуществом является. Получилось скучно.

Через пять минут после начала лекции слушатели вереницей понесли к столу лектора записки с вопросами (так договорились в начале мероприятия, чтобы никому не мешать). Однако и та часть семинара, где авторитетный лектор обещал ответить на животрепещущие вопросы из непосредственной практики домовых советов, оказалась пустой. От ответов на большинство вопросов лектор просто уходил, обещая ответить письменно попозже. Устав ждать конкретики, люди в какой-то момент практически одновременно, громко возмущаясь, начали покидать зал.

«Это какой-то детский сад, – возмущалась в коридоре представительница жилсовета дома по улице Московской по имени Марина. – Нас сюда для чего пригласили? Чтобы рассказать то, что мы и так знаем? Сюда вообще-то люди с высшим образованием пришли. У нас вот конкретная проблема: первый этаж нашего дома выкуплен и переведён в статус нежилого помещения, собственник не появляется, коммунальные услуги не оплачивает, за своим помещением не следит, там выбиты окна, нет дверей, то есть сейчас отапливается улица, а жильцы оплачивают этот беспредел... Спросили прямо: кто за это должен отвечать? Куда нам обращаться? И что нам ответили? Не к нам!»

Организатор семинара Александр Кислицын с этим мнением не согласен: «Контингент на лекции приходит разный, с разным уровнем подготовки. Больше того, основная масса слушателей – это пенсионеры, самая неравнодушная наша категория людей. Им, как показывает практика, сложнее разбираться в запутанных наших законах».

Устав убеждать нас в том, что и на эти прописные истины обязательно найдется потребитель, Кислицын подтвердил, что лекция, мягко говоря, не удалась. И тут же снова пошел в бой: «Да пусть даже первый блин будет комом, главное здесь, что лёд тронулся! Главное, что такой нужный и важный диалог между жильцами и управляющими организациями, между гражданами и властью начался. Да, это пока только первый шаг к улаживанию всех конфликтов и к разрешению всех проблем. Но он сделан, и останавливаться мы не собираемся».

В запале было даже обещано, что после проведения запланированных семинаров работа по обучению членов домовых советов и просто заинтересованных граждан будет продолжаться и шириться. Консультировать жильцов можно и в офисах общественных организаций.