Где взять корректные ответы на «некорректные вопросы»
На минувшей неделе депутаты Саратовской городской думы собирались трижды. Решали бюджетные вопросы. Обсуждали транспорт и дороги. Занимались организацией местного самоуправления. В общем, работали в обычном режиме. Конечно, они спорили, пререкались, обижались. То есть думские комиссии, как и всегда, получились интересными, депутаты были живыми, а дискуссии – острыми и забавными одновременно.
Движение пешеходное и движение автомобильное
Отрезок улицы Чапаева (от Московской до Кутякова) планируется снова сделать двухсторонним. Ездить по нему в скором времени смогут не только блатные и невоспитанные водители, но и добропорядочные, те, которые вынуждены сейчас нарезать круги из-за пары сотен закрытых кирпичом метров. Такая информация прозвучала на комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле.
Правда, для восстановления двустороннего движения необходимо соблюсти три условия: организовать поворот с Чапаева на Московскую (при движении от центра) по стрелке, сузить тротуар со стороны универмага «Москва» и переместить две остановки (ту, что у главпочтамта, и ту, что напротив него на Чапаева).
А вот отрезок Степана Разина (от Слонова до Рабочей), ставший не так давно двусторонним, таким и останется. Водителям, жалующимся на неудобство, дорожные службы и Госавтоинспекция говорят следующее: одностороннее движение на этом отрезке подлежит восстановлению только в двух случаях: если «встречные» трамвайные пути оттуда перенести – раз, выделить бортом – два. А это, как мы с вами понимаем, маловероятно.
В этом году в городе появилось 16 новых светофоров, до конца года их число вырастет до 28. Продолжится установка в Саратове и барьерных ограждений для пешеходов. За оставшийся месяц их протяженность увеличится на полторы тысячи километров. Необходимы ограждения, для того чтобы на переходах граждане не разбредались по проезжей части, а переходили дорогу дисциплинированно, в одном месте. Такой информацией поделился председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Валерий Данилин.
Депутат Андрей Иващенко поинтересовался, какой логикой руководствуются те, кто ставит светофоры на саратовских улицах. Бывает, что стоят друг от друга «трехцветные» в 30 метрах. Таким образом, пробки образуются не только из-за переизбытка машин и узких улиц, но и от расставленных на каждом углу светофоров. Данилин, сославшись в ответ на предписание гаишников об установке примерно 50 «трехцветных», добавил, что это еще не предел, так как заявления от граждан на установку светофоров поступают в огромных количествах.
Заместитель начальника ГИБДД Саратова Юрий Носов добавил, что показанием для появления на улице «трехцветного» являются три и более ДТП, случившихся рядом. Так что расстояние в 30 метров – это нормально, заверили знающие люди. Данилин сообщил, что в такой ситуации может помочь определенный «световой режим». Носов сказал, что лишние светофоры в случае чего можно и убрать, главное – проанализировать дорожную ситуацию в «его» районе.
Резюмируя тему дорог и безопасности на них, депутат Александр Ванцов заметил: «Сейчас так много борзоты стало. А ваши товарищи стоят и на эту борзоту не хотят обращать внимания. Штрафов на 38 млн рублей собрали, а ситуация на дорогах не улучшилась». «Почему?» – спросил он у Носова. Однако тот лишь пожал плечами.
От одной дорожной проблемы перешли к другой, еще более острой – организации в Саратове парковок. Вопрос о строительстве многоуровневых и перехватывающих стоянок в центре городе муссируется депутатами давно. На этот раз им представили информацию о местах будущего хранения машин. Кстати, для инвесторов, желающих организовать гаражно-стояночное строительство, обещаются льготы. Итак, каскад перехватывающих парковок запланирован на рынках «Сенной» (вместимость составит 1300 машин) и «Привоз» (500), на пересечении Серова и Новоузенской (300), в районе СГЮА (600) и автовокзала (450).
Крупные приобъектные автостоянки будут находиться у Крытого рынка (одна на Сакко и Ванцетти и Мирном переулке (на 600 машиномест), другая – на Чапаева и Дзержинского (150 мест), в районе железнодорожного вокзала (500), на Первомайской и Радищева (125), на Кутякова и Аткарской (100).
Для того чтобы уменьшить поток транспорта в центре города, планируется организовать зонирование. «Преимущественно пешеходное движение» задумано в границах: Глебучев овраг – Песковский переулок, Первомайская – Большая Казачья – Рахова – Советская – Чапаева – Сакко и Ванцетти – Соборная площадь – Бабушкин взвоз – набережная Космонавтов.
«Зону ограниченного использования автомобильного транспорта» предлагается организовать в границах: Глебучев овраг – Октябрьская – Челюскинцев – Кутякова – Астраханская – Рабочая – Радищева – Чернышевского. Въезд на эту территорию или парковки на ней планируется сделать платными, задумано там также создание приоритетных условий для движения общественного транспорта, организация пунктов проката велосипедов и мотороллеров.
«Зона свободного использования автомобильного транспорта» будет располагаться вокруг вышеобозначенных территорий и в периферийных районах города.
Собравшиеся заинтересовались парковкой у железнодорожного вокзала, рассчитанной на 500 мест. «Сколько сейчас там машин размещается?» – спросил Ванцов. «Сто», – ответил ему Носов. «А еще 400 куда?» – снова задал тот вопрос. И услышал: «Подземная парковка будет». «Под памятником, что ли?» – пошутил депутат Виктор Марков. Представитель ГИБДД ответил на это отрицательно, но уточнять точное месторасположение парковки не стал.
Всё тот же Данилин сообщил, в Саратове активно меняют и ремонтируют – в зависимости от состояния и наличия денег – остановочные павильоны. Всего в городе Саратове насчитывается 917 «пассажиродомиков», замене подлежали 460. Из них 242 уже обновили. «Если в таком темпе продолжать, за два-три года заменим все», – оптимистично резюмировал докладчик.
Также было сказано, что на остановочных павильонах планируется разместить схему движения общественного транспорта – с остановками и необходимыми пассажирам номерами телефонов. С таким предложением выступила частная компания.
Увидев, что по количеству подлежащих замене остановок Заводской район обошли Октябрьский и Ленинский, Ванцов принялся возмущаться. Собравшиеся услышали: восклицания о дискриминации и забытом богом крае, просьбу обратиться к району лицом и предложение покататься по самым дальним закоулкам на «Мерседесе» депутата.
Часто выступал Ванцов и при рассмотрении бюджета Саратова на следующий год. Задавая докладчику многочисленные вопросы, он всё просил отвечать того только «да» или «нет». Докладчик председатель комитета по финансам горадминистрации Алексей Никитин пытался объяснить, что однозначных ответов в таких сложных вопросах давать нельзя, так как факторов, влияющих на ситуацию, весьма много. «Вопрос некорректный. Что вы мне ответ навязываете?» – повторял Никитин. «А я любитель некорректных вопросов», – не сдавался депутат.
Увидев, что нормативы отчислений в бюджет следующего года от прибыли «Городского центра размещения рекламы» составляют 50 процентов, «Городского бюро технической инвентаризации» – 80 %, «Саратовводоканала», «Саратовгорэлетротранса» и «Банно-прачечного хозяйства» – по 1 %, Ванцов спросил: «Выходит, хозяйственную деятельность последних трех предприятий можно считать неудовлетворительной? Да или нет?» Никитин, которому в конце концов надоело повторение ситуации, деликатно сообщил собеседнику, что вопросы его неграмотны. Собеседник в свою очередь сделал вывод о неэффективности некоторых саратовских чиновников.
Что касается бюджета-2013, то его доходы планируются в объеме 11,1 млрд рублей, расходы – 11,7 млрд. Таким образом, дефицит городской казны составит 591,3 млн рублей (или 7,6 % от общего объема доходов).
Один объект убрали, семь добавили
На комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам тоже обсуждали бюджет, только бюджет этого года. Его исполнение за девять месяцев составило 8,9 млрд рублей (или 72,4 % к уточненному годовому плану и 98,1 % к уточненному плану за девять месяцев). В частности, НДФЛ исполнен в сумме 2,9 млрд рублей, единый налог на вмененный доход – 509,4 млн, налоги на имущество – 1,2 млрд, на транспорт – 287,8 млн, земельный – 842,3 млн.
Расходная часть бюджета исполнена в сумме 8,6 млрд рублей (или 66,1 % от уточненных годовых назначений). На финансирование социальной сферы было направлено почти 5 млрд рублей, на жилищно-коммунальное хозяйство – 1,1 млрд.
Виктор Марков поинтересовался, как платят городу аренду областные учреждения культуры, занимающие здания принадлежащие муниципалитету. И. о. председателя комитета по управлению имуществом Татьяна Карпеева сообщила, что платит область плохо. Научная библиотека, Дом работников искусств и библиотека имени Пушкина должны были перечислить за год 45 млн рублей. Однако заплатили пока только за первый квартал. В итоге образовался долг в 27 млн. Вся претензионная работа проведена, суды выиграны, но средства на данные платежи не были изначально предусмотрены в бюджете учреждений на этот год, заметила докладчица.
На комиссии обсудили изменения в прогнозный план приватизации муниципального имущества города на этот год. Исключили из него одно нежилое помещение по улице Крымской (причина – спорная ситуация по границам права собственности на объект), включили в план семь объектов, прогнозная цена от продажи которых составит около 11 млн рублей.
А каков объем работ?
На комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения активно обсуждали «полюбившуюся» депутатам тему о «Городском молодежном центре». Центр появился недавно, но споры вокруг него пока не прекращаются. То депутаты проверяют его работу, то изучают доходы его сотрудников. Инициаторы создания центра, молодые депутаты гордумы, естественно, детище свое защищают несмотря ни на что. Остальные депутаты подходят к деятельности центра критически. Делают они так, не потому что центр им не нравится, а потому что за бюджетные деньги волнуются. А вдруг 5 млн рублей, выделенных на новое учреждение, будут потрачены зря? На этот раз избранники интересовались «Положением о системе оплаты труда и стимулирования работников муниципального бюджетного учреждения».
Председатель комитета по образованию Ирина Архипова сообщила, что в штатном расписании учреждения предусмотрено 25 работников, 16 из которых должны быть специалистами по работе с молодежью. Оклады у сотрудников, после индексации, прошедшей 1 октября, такие: у директора – 7095 рублей, у специалистов – 6182. Однако после различных доплат эти зарплаты увеличиваются в два с лишним раза: до 19,2 тысячи у директора и до 15,5 у специалистов. Виктор Марков поинтересовался: «За какие заслуги работникам и руководству центра платятся премии и стимулирующие выплаты?» Однако ответить на этот вопрос никто не смог. Архипова говорила общими фразами. Сообщив, что «премии за особые заслуги» в центре еще ни разу не выплачивались, она отметила, что стимулирующие выплаты начисляются «за выполнение работ на высоком уровне». «А кто определяет, что уровень был высокий?» – продолжал допытываться депутат. «Директор», – ответила чиновница. Задать вопросы директору не получилось. Его отчего-то на комиссию не пригласили.
Обратил внимание Марков и на розданную депутатам информацию по данному вопросу. В «Положение о системе оплаты труда», где должны быть только сухие цифры, комитет решил сдобрить патетическим абзацем: «Принятие положения позволило созданному учреждению начать свою работу, выполняя мероприятия по подготовке молодежи Саратова к осуществлению эффективной деятельности в обществе. Это очень важное направление работы, потому как дальнейшее развитие Саратова напрямую зависит от того, насколько молодежь будет настроена на созидательную деятельность в городе». «Это для особо одаренных написано?» – спросил Марков. «Это для бобров, для нас», – пошутил депутат Сергей Козин.
Александр Ванцов поинтересовался у Архиповой, есть ли у комитета претензии к работе центра. Та ответила, что проведенная комитетом проверка финансово-хозяйственной деятельности выявила недостатки в документообороте и ведении трудовых книжек. Руководитель получил за это дисциплинарное взыскание.
Депутат Дмитрий Кудинов высказал пожелание ознакомиться с объемом работ, которые выполняет центр и его сотрудники. И пояснил: по 14–19 тысяч получают даже не все учителя, врачи и тренеры в спортивных секциях – люди нагруженные и перегруженные работой. За что получают такие деньги работники центра, непонятно. Не получив исчерпывающей информации по вопросу, депутаты решили отправить его на доработку. Пригласить директора центра и повторно заслушать вопрос на одном из следующих заседаний комиссии.