Что не запрещено, то не мошенничество?

Оценить
Никогда не открывайте дверь неизвестным – это могут быть торговцы, отвязаться от которых непросто, а покупать у них что-то – прямой убыток

«– Что такое – лысина? Если вы помажете ее средством нашей фирмы, которой я состою представителем, так обрастете волосами, как, извините, кокосовый орех! А морщины, а уши? Возьмите наш усовершенствованный аппарат, который можно надевать ночью... Всякие уши как рукой снимет! Рост? Наш гимнастический прибор через каждые шесть месяцев увеличивает рост на два вершка. Через два года вам уже можно будет жениться, а через пять лет вас уже можно будет показывать! А вы мне говорите – рост...
– Ничего мне не нужно! – сказал я, сжимая виски. – Простите, но вы мне действуете на нервы...

– На нервы? Так он молчит!.. Патентованные холодные души…»

**Аркадий Аверченко «Рыцарь индустрии»

Наверное, многие сейчас узнали себя в главном герое, которому «посчастливилось» пригласить в свой дом надоедливого коммивояжера Цацкина. Правда, Цацкин оказался вполне безобидным представителем профессии. И скорее даже сам страдал от тех клиентов, которым пытался быть полезен. Вот и в этом случае незадачливого коммивояжера выкинули-таки из окна. В реальной жизни, к сожалению, всё не настолько безоблачно. С представителями разносной торговли сталкивался и сталкивается практически каждый.

Разворот подготовили: Анна Мухина, Андрей Сергеев, Дмитрий Козенко, Мария Алексашина

В конце 90-х у торгового центра в Саратове такой продавец останавливал спешащих по делам женщин и предлагал им выгодно, «по акции», купить французские духи всего за 40 рублей. Вообще в то время «коммивояжеры» довольно часто искали своих клиентов на улицах. Потом появилась практика торговать в разнос по офисам. До сих пор, дабы оградить себя от этой чумы, офисные работники вешают себе на входную дверь самодельное объявление «Коммивояжеров просим не беспокоить». Но те всё равно приходят в офисы и предлагают купить книги по цене, значительно ниже магазинной.

Теперь же они всё чаще стучат в двери наших квартир, чтобы продать чудо-ножи из Германии, которые «стоят шесть тысяч рублей штука, но только сегодня и только вам по акции достанутся с совершенно фантастической скидкой, и вы получите весь набор из пяти ножей и подставки всего за 2,5 тысячи рублей». Или же пытаются всучить одеяла из «шерсти единорога» с удивительными целебными эффектами за 20 тысяч рублей, или универсальные тайские таблетки от всех недугов, или медицинские электроприборы, которые излечивают от всего. Но после того, как такой «рыцарь индустрии» покидает ваше жизненное пространство, оказывается, что таблетки – обычный прессованный мел (в лучшем случае), одеяло набито синтепоном, медицинский электроприбор сломался при первом же знакомстве с розеткой, на германских чудо-ножах стоит штамп Made in China и красная цена им – рублей 400.

Один из таких случаев произошел буквально на днях. Эта история с участием лжепредставителей компании «Безант-С» изложена в одном из материалов этого разворота. Представители компании подтвердили нашему корреспонденту, что никаких акций магазин в данный момент не проводит. По словам коммерческого руководителя «Кэш энд Кэрри» ООО ТК «Безант-С» Натальи Шароновой, любые рекламные акции, которые компания устраивает, она проводит исключительно на территории склада.

Но ведь никто не гарантировал того, что эти мнимые торговцы не продали свой товар кому-нибудь этажом выше.

***

Google в помощь

Саратовские форумы полны информации о лохотронах

Не каждый из нас, став жертвой мошенничества, отправится в специальные государственные службы. Выругаться, махнуть рукой и больше не поддаваться на «разводки» – вот программа-минимум для любого обманутого «лохотронщиками». Чуть больше делают те, кто сообщают о своих горестях в Интернете.

На саратовских и российских форумах в региональном сегменте достаточно много отзывов о некачественных товарах и услугах, недобросовестных работодателях и неплатежеспособных потенциальных партнерах. Так что прежде чем покупать что-то с фантастической скидкой или платить возможному нанимателю за учебную литературу, стоит просто «погуглить». Возможно, пару кликов в Сети предостерегут вас от материальных потерь и моральных переживаний.

«Адреса и телефоны ЛОХОТРОНОВ Саратова», – так называется тема форума на саратовском городском портале 164.ru. Собирать список недобросовестных работодателей пользователи ресурса начали еще в 2009 году и продолжают пополнять его до сих пор.

«Чтоб проверить, достаточно несколько простых вопросов (если они связываются с вами сами): что за организация, чем занимается и ваша должность. Если где-то начинают юлить, вилять, отвечать что-то в духе «ну вы придите к нам, а там обсудим» – смело заканчивайте разговор. Нормальный работодатель всегда предоставляет четкую информацию», – советует форумчанин.

Другая участница дискуссии Наталья рассказывает о своём негативном опыте трудоустройства: «Вот по этому адресу не ходите! На себе проверила. Хотелось высокооплачиваемую работу. А там обязательное условие – переход в негосударственный пенсионный фонд, подписала, позже поняла, что сделала, и пошла опять к ним, чтобы вернуть все подписанные мной бумаги. Никто ничего не отдал, конечно. Жалею, что прежде, чем идти, не посмотрела на форуме, что об этой компании люди пишут. Надеюсь, у меня не возникнет проблем с возвращением в государственный пенсионный фонд».

Более оперативно и организованно делятся друг с другом информацией о неплатежеспособных коллегах предприниматели. На всероссийском форуме с говорящим названием «Стена позора» в саратовском сегменте обсуждения мы обнаружили целую ветку сообщений о местных компаниях, задолжавших своим деловым партнерам. «Пострадавшие» там делятся опытом судебных процессов и быстроменяющимися телефонными номерами должников. Там же мы нашли занятный ресурс «Центр долгов», где каждый может указать, сколько ему задолжала та или иная компания. В саратовском списке сейчас более двух десятков организаций и частных предпринимателей, «простивших» своим партнерам и сотрудникам от десяти тысяч до миллиона рублей.

***

Гость из мифического ОСЭ

А ведь в других подъездах его могли и просто побить…

Суббота. Позднее утро. Звонок в дверь. Жена пошла открывать и что-то задержалась. Пошел и я посмотреть. Смотрю, у жены в руках какая-то коробка, пригляделся – с ложками столовыми. А перед ней стоит молодой человек с большим пакетом. Интеллигентный такой – в очках.

– Очень хорошо, – говорит, – что и вы подошли. Вам исключительно повезло. Сегодня наша компания проводит акцию, и я имею счастливую возможность вручить вам подарок. Отличный шуроповёрт шведской фирмы. В магазине он стоит три с половиной тысячи, а вам – даром.

Я застыл, поражённый невиданной щедростью фирмы. Про себя думаю: шурупы я и отверткой заверну, а этот, прости господи, шуроповёрт подарю одному хорошему человеку.

Молодой человек тем временем не сбавлял темпа:

– Кто у вас готовит?

Жена чистосердечно показала на меня.

– Тогда вам набор бесплатных керамических самозатачивающихся ножей. С каждым днем становятся только острее и острее. И опять же – в подарок. Немецкое производство.

«Хороший человек, похоже, останется без подарка, – подумал я, – нас пытаются развести». Аттракцион тем временем продолжался.

– Дети у вас есть?

– Ну, как не быть.

– Вот отличный набор, – суёт мне в руки коробку, – игрушка. Правда, она больше подходит для лета. Но, сами понимаете, главное, что и это тоже подарок.

Картинка на коробке изображала что-то вроде Кена и Барби на даче. Ребенок (рост 190 см, летом собирается жениться) уже стоял рядом – злой, что его разбудили в такую рань – чуть раньше полудня.

Узнав, чего хочет от нас молодой человек, сын удалился к компьютеру. Следом отправилась к своему ноутбуку жена. Я остался развлекать молодого человека светскими разговорами. Нет, нам с самого начала было понятно, что это, как сейчас говорят, «разводка», но хотелось подробностей.

Тем временем даритель сказочных подарков продолжал:

– Наша акция проводится известным в Саратове торговым домом «Б». (Я намеренно пока не называю фирму полностью. – Прим. авт.) В нашем торговом доме открывается новый отдел – отдел семейной экономики – ОСЭ. И в честь его открытия мы дарим вам подарки.

Можно было, конечно, привязавшись к слову «подарки», забрать сомнительный прибор шуроповерт, никогда не тупящиеся ножи и Кена с Барби и попрощаться с молодым человеком. Но совесть не позволила.

Нежданный гость тем временем – наверное, в восторге от того, что его не выставили за дверь – продолжал заливаться соловьем:

– Вот, смотрите, – он поднял какую-то коробку и указал на эмблему фирмы. – Если вы вырежете этот товарный знак, он станет для вас дисконтной картой и позволит всё покупать со скидкой 25 процентов.

– Целых двадцать пять процентов! – восхитился я и попросил уточнить, где же будет располагаться чудесный отдел семейной экономии.

– Как войдёте – и сразу направо, – легкомысленно ответил молодой человек.

Я знаю торговый дом фирмы «Б». Если «войдешь и сразу направо», там сейчас стенд с лопатами, граблями и прочей садово-огородной техникой. А за стендом, простите, стена наружная, и никакому отделу ОСЭ там места нет. И расположение нового отдела и сказочный 25-процентный дисконт развеяли последние сомнения, если они и были. Тем временем «как бы рекламный» агент приступил к последней стадии охмурежа.

– Представляете, всё, что я вам подарил, на самом деле стоит 17 с половиной тысяч. Вам же всё это достанется…

– Бесплатно? – перебил его я.

Он понимающе улыбнулся:

– Разве в этом мире может быть что-то бесплатное? С вас всего-то шесть с половиной тысяч. Только прошу не вручать мне фальшивых купюр, а то, знаете, были случаи…

Пока я обдумывал, почему меня заподозрили в распространении фальшивых денег, вернулись от компьютеров жена и сын. Нет, они не принесли денег – ни настоящих, ни самими нарисованных. Они принесли приговор:

– Это разводка! В Интернете сразу несколько форумов о таких штучках!

– Как – разводка? – деланно удивился молодой человек, но не споря стал складывать коробки в большой черный пакет. Расстались не попрощавшись.

Раскроем маленький секрет. Фирма «Б», от имени которой нас хотели осчастливить, – это торговый дом «Безант». В субботу мы туда не дозвонились, а в воскресенье – смогли. Девушка взяла трубку, удивилась новости об открытии отдела семейной экономии и долго благодарила. Потом пошли гулять. Сын оглядел наш далеко не самый элитный дом и задумчиво спросил:

– Как думаете, его могли побить в других подъездах?

– Вполне могли, – ответил я. – Не все такие гуманные люди, как мы.

***

Что делать, когда обман раскрылся?

«Газета недели» обратилась с этим вопросом к экспертам

Полиция в таких ситуациях не защитит

Как говорит начальник пресс-службы областного ГУВД Алексей Егоров, если вам дали ознакомиться с товаром перед покупкой, а вы согласились заплатить требуемую сумму, то состава преступления нет.

– Чтобы было понятно, мошенничество выглядит так: вы у коммивояжера приобрели, условно говоря, набор из пяти ножей за тысячу рублей, а когда продавец ушел, вы обнаружили, что в коробке четыре ножа или вообще их нет, – объясняет Егоров. – Тогда это работа для полиции. В том случае если вы согласились с ценой и получили товар, а он вас чем-то не устроил, это гражданско-правовые отношения. Здесь следует обращаться в мировой суд или в общество по защите прав потребителей.

По словам Алексея Егорова, бум обращений в полицию по похожим случаям пришелся на весну прошлого года. Тогда потребители (в основном пожилые люди) жаловались на то, что некие торговцы, представляясь работниками социальной службы, раскручивали их на покупку медицинской физиотерапевтической аппаратуры стоимостью от 8,5 тыс. рублей, хотя, как оказалось, по каталогу производителя продаваемый аппарат стоил не более 2,5 тыс. Наверное, в тот момент решающую роль сыграли средства массовой информации. Действия мошенников, которые с точки зрения закона не подпадают под статью о мошенничестве, получили широкую огласку. И постепенно поток заявлений в полицию сошёл на нет.

Правда, отсутствие заявлений вовсе не означает, что жулики-торговцы перестали ходить по домам в поисках новых доверчивых клиентов. Просто наученные горьким опытом общения с полицией покупатели сразу направляются в различные общества по защите прав потребителей.

Насильно купить не заставят…

– Разносная торговля у нас не запрещена, – объяснили в Роспотребнадзоре. – Прежде чем приобретать товар, потребителю следует полностью ознакомиться с информацией, которая должна быть представлена на товаре, – об изготовителе, о потребительских свойствах. Сам коммивояжер должен иметь бейдж с именем, фамилией, должностью, названием организации. У продавца с собой должен быть прейскурант, заверенный печатью организации, и на нем должна стоять дата. Если товар понравился, и все условия вас устроили – вы его купили, нет – сказали «до свидания». Потому что насильно навязать, я уверена, все равно не могут. При покупке вам должны выдать товарный чек. А если нет документов, заверенного прейскуранта, нет надлежащей информации, нет товарного чека, то нет и события.

«Но вреда, однако, тоже никакого»

По словам председателя саратовского областного общественного фонда «Защита прав потребителя» юриста Сергея Шакина, чаще всего от действий таких мошенников страдают люди пожилого возраста – от 55 и выше. Звонят с такими вопросами достаточно часто, хотя точную статистику подобных обращений фонд не ведет.

– Дело в том, что не всегда в таком деле есть за что зацепиться, а давать ложную надежду человеку не хочется, – говорит Шакин. – Поэтому многих мы отправляем с заявлениям в Роспотребнадзор.

Жалобы в фонд в основном поступают на проданную в разнос медтехнику, а также тайские биологически активные добавки. Но «крик» сезона – это одеяла с чудо-шерстью за 20 тысяч рублей. И если с БАДами удалось немного разобраться, поскольку за тех, кто эти добавки реализует, взялся Госнаркоконтроль (в некоторых добавках содержатся вещества, вызывающие наркотическую зависимость и запрещенные к реализации в России), то ситуация с чудо-одеялами ставит юристов в тупик.

– Одеяла – товар специфический, – разводит руками глава фонда. – Доказать их вред мы не можем. Что до терапевтического эффекта, то кто знает, может быть, они действительно работают на профилактику некоторых заболеваний. Это тоже ведь сразу не определишь.

За что юристы могут зацепиться, чтобы привлечь коммивояжера к ответственности? Во-первых, если товар может стать угрозой для жизни и здоровья потребителя.

– Есть перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, – объясняет юрист. – Скорее всего, товары, которые эти продавцы распространяют, не имеют сертификата соответствия. И соответственно, их нельзя реализовывать на территории Российской Федерации.

Также к уголовной ответственности коммивояжеров можно привлечь в том случае, если они выдают левый товар за товар известного производителя. Например, китайскую посуду сомнительного качества выдают за посуду известной германской фирмы Zepter. В таком случае это уже нарушение авторских и смежных прав.

Это весьма небольшой набор зацепок, но и по ним довольно сложно привлечь к ответственности торговцев в разнос.

– Организации, от которых работают коммивояжеры-мошенники, как правило, не имеют счетов, – объясняет Шакин. – Даже если суд вынесет решение в пользу потребителя, то с кого взыскивать? С фирмы-однодневки, которая зарегистрировалась, печатей и квитанций наштамповала, а потом закрылась? С кого будут истребовать деньги судебные приставы, если у этих ООО нет ни счетов, ни имущества? И временная пропасть между судебным решением и его исполнением – огромна. Пока единственный способ защитить себя в таких ситуациях – не попадать в них. То есть просто не открывать дверь незнакомым вам людям.

***

«Давай, до свидания!»

Сталкивались ли вы когда-нибудь со случаями «развода» и как при этом поступали?

Ирина Милош, фрилансер:
С ПОТРЯСАЮЩЕЙ БЕСПАРДОННОСТЬЮ

Могу рассказать один случай про акцию. Он закончился для меня относительно хорошо. Это было месяц назад. Стучатся в нашу дверь – что само по себе неожиданно: есть домофон. Думала, что соседи по тамбуру. За дверью оказались две девушки. Говорят: «У нас акция проходит, мы только что были у вашей соседки. Можно, мы к вам пройдем?» Смотрю: действительно соседка стоит, подтверждает, что были у нее. Хорошо, пустила их в коридор, хотя и была занята (доброта душевная, чтоб ее).

Девушки начали сразу: «Мы открываем магазин в «Триумфе» «Для душа и души» (косметика и т. п.). Хотим подарить вам в честь открытия нашу продукцию (именно «подарить», так и сказали). И давай мне на руки нагружать: гели, духи какие-то, гель после бритья (подарок для мужа!). И всё время приговаривали: «В магазине это стоит пять тысяч, но мы вам предлагаем (не подарим уже) за две тысячи. Короче, навалили и говорят: «Этот набор стоит 25 тысяч, но цена для вас – четыре тысячи».

Мне всё это не было нужно. Думаю, если подарят пробники – ну и славно, нет – «давай, до свидания!». Просто последний раз косметику с рук я покупала еще в институте, а сейчас предпочитаю сетевые магазины (контроль качества – дело важное). Говорю милым девушкам: «Наличных нет, все деньги на банковской карте, может у вас есть pos-терминал?» (с иронией, конечно). Они мне предложили пойти в банкомат (в приказном тоне) и снять деньги. Я отказалась и сказала, что своим временем, наверное, буду распоряжаться сама.

Горе-продавщицы еще минут пять мне объясняли, от какого заманчивого предложения я отказываюсь, и предлагали немедленно расплатиться – занять деньги у соседки, у свекрови или отправиться в банкомат. Причем вели себя на редкость беспардонно. Я с трудом отказалась от «заманчивого предложения», удерживаясь от ругательств. На выходе из квартиры девушки мне заявили, что последний уникальный набор достанется другой счастливице из нашего дома (да, ранее они уточняли, что акция только для соседей!). В итоге они ляпнули: «Правильно нам сказали, что ходить к вам бесполезно, всё равно ничего не возьмете».

Итог: давно я не видела, чтобы улыбка так быстро сходила с лица менеджеров по продажам супертовара. Было неприятно, что в твоей же квартире тебя обхамили. Теперь я этот магазин обхожу стороной и другим советую поступать так же.

Татьяна Царёва, пенсионер:
«ЧИСТОЕ СЕРЕБРО» УЦЕНИВАЛИ С 24000 ДО 5000

Этот случай произошел осенью прошлого года. Мы с мужем пошли в Сбербанк получить пенсию. Рядом с нашим домом стояла старенькая машина, из которой вышли два человека с вкрадчивыми манерами и несколько навязчиво стали предлагать нам купить у них набор столовых приборов (как они говорили, сделанных из серебра и отделанных золотом) за 24000 рублей. Мы несколько удивились этому предложению. Они начали объяснять, что у них «горит» билет на самолет, срочно нужно улетать.

Уж не знаю, свое это было или краденое. Может, это и представители какой-то фирмы, хотя, наверное, тогда бы представились и не выдумывали бы такую историю. Я сказала, что мне не нужны столовые приборы. Тогда они резко снизили цену до 15000 рублей, затем до 10000, а последней была цена 5000 рублей. Я отказалась, так как не нуждалась в этой покупке и никогда не приобретаю даже необходимые мне товары на улице у незнакомых людей.

Для покупок существуют магазины, в которых предлагается разнообразный выбор товаров, где квалифицированные менеджеры всегда помогут сделать правильный выбор, а также эти магазины несут ответственность за некачественный товар. При выявлении каких-либо недостатков товара можно предъявить свои претензии и возвратить его в магазин, что невозможно было бы сделать, если бы товар был приобретен у незнакомых людей.

Анатолий Серёгин, студент:
ХОРОШО ХОТЬ, ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ НЕ ПРЕДЛОЖИЛ

Однажды нам (я живу с матерью) позвонили в дверь. Мы обычно не открываем незнакомым, но в этот раз почему-то решили. К нам зашел элегантно одетый молодой человек, судя по внешности, казах, в строгом черном костюме и непрестанно улыбающийся. Жалко, что не додумались сразу выпроводить его. К сожалению, я в тот момент был чем-то занят и особого участия в том разговоре не принял. А надо было.

Молодой человек (он назвал себя представителем какого-то самарского магазина, который намеревается открыть свой филиал в Саратове и сейчас просто присматривается) начал всё прямо по законам примитивного развода: вы, мол, у нас последние, кому может достаться бесплатный набор всего-всего, что у меня есть с собой, практически всё уже раздарили. Верилось, конечно, с трудом. А потом по сценарию: набор столовых предметов, набор столярных предметов и набор для бритья, хорошо хоть, детские игрушки и кресло-качалку для стариков не предложил для полноты коллекции!

Мы ждали, когда же наступит самое главное. И наконец оно наступило: молодой человек выпалил, что всё это выйдет нам в 28000 рублей, но это очень выгодно, потому что в магазинах всё будет в два раза дороже. Мы быстро вернули ему всё, что он нам «надарил», а я начал выяснять, почему же он так резко поменял показания. Выпутывался «представитель» плохо, улыбка сошла с его лица.

К сожалению, все-таки какие-то деньги он с нас он тогда получил, так как мама решила во что бы то ни стало приобрести шуруповерт мне в подарок. «Представитель» попытался предпринять последнюю попытку развести нас: «Если бы вы взяли его с остальными наборами, то он бы обошелся вам не в 1000 рублей, а в два раза дешевле». Не помогло.

Потом, уже после покупки, я пошарил в Интернете и нашёл эту модель. Конечно, нас обманули, но не сказать, чтобы намного. Скорее всего, с доставкой вышли бы те же или почти те же деньги. Правда, на одном сайте я обнаружил ту же модель, которая раз в пять стоила дешевле. Но подозреваю, что и на том сайте был развод, потому что уж больно сильно ее цены не совпадали с ценами на других сайтах.

Джефф Питерс:

Я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен – будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина.

О. Генри «Совесть в искусстве» (сборник «Благородный жулик»)