«Новым курсом» – по старой российской мозоли

Оценить
Громкие коррупционные дела — ответ президента Путина на запросы общества или попытка «выпустить пар»?

Последние внутриполитические события в России уже неофициально провозгласили «новым курсом» Владимира Путина. Закономерно возникает вопрос: действительно ли так называемые антикоррупционные скандалы стали началом движения в каком-то новом направлении или это его имитация?

Припомнить всё

Коррупция, соль политики русской, процветала в наших верхах во все времена. Но в последнее время с поразительной частотой одна за другой стали открываться завесы над темными коррупционными делами в государственном аппарате. Вспомним события последних недель.

Сначала прогремела история с «Оборонсервисом» и покрывавшим его министром обороны Анатолием Сердюковым. По некоторым данным, речь идет о нескольких десятках миллиардов ушедших налево рублей, однако официальные цифры не называются. За короткое время под пристальным вниманием правоохранителей оказалось министерство регионального развития с хищениями на стройках АТЭС в 15 млрд рублей. В побочной трате бюджетных средств, выделенных на модернизацию энергосистемы страны, было уличено министерство энергетики. Резонанс также получило дело о «космических» хищениях в 6,5 млрд рублей при разработке в системе ГЛОНАСС. И, уже по мелочи, Генпрокуратура выявила растрату более 10 миллионов рублей в министерстве здравоохранения и соцразвития, которые предназначались для рекламной кампании по профилактике ВИЧ.

Версии и причины

Закономерно возникает вопрос: что послужило поводом таких громких разоблачений в верхах?

По одной из версий, скандалы представляют собой отдельные, ничем не связанные между собой сюжеты, которые стали итогом борьбы элитных кланов в различных ведомствах: в минобороны, в минрегионразвития, в минэнергетики и т. д. Возможно, враждующие группы стали массово сливать друг на друга компромат, сначала подхватив общее путинское настроение.

По второй версии, масштабная акция говорит о стремлении Кремля «построить» распоясавшиеся элиты, укрепить вертикаль своей власти.

Иные утверждают — это третья версия, — что таким образом Путин отвечает на запросы российского общества, у которого одной из основных претензий к власти является всепроникающая коррупция.

Возможно, эти точки зрения представляют собой крайние варианты, а возможно, то, что сейчас происходит, не исключает и все три версии, но представляет собой более сложный процесс.

Законодательные обещания «нового» Путина

Так чего же стоит ожидать от «нового курса старой телеги»? На встрече с утвержденным Владимиром Путиным советом по правам человека шло обсуждение трех законов, находящихся на рассмотрении или ждущих пересмотра в Государственной думе.

Одним из первых в центре внимания оказался закон о государственной измене, который совет обязался рассматривать взамен права не проводить экспертизы в отношении фигурантов «болотного» дела и дела об организации беспорядков 6 мая.

В отношении закона об «иностранных агентах», который с легкостью прошел через обе палаты Госдумы и был подписан президентом, развернулась дискуссия. Ряд организаций, таких как Московская Хельсинская группа, «Мемориал», заявили, что готовы прекратить свое существование, нежели признать себя агентами иностранных держав. Однако Путин заверил членов совета в том, что всё, что не касается политики, должно быть исключено из поля действия закона. При этом президент попросил не забывать, что «кто-то из-за границы исподтишка с помощью финансирования хочет влиять на нашу внутреннюю политику».

Также Путин согласился с предложением Ирины Хакамады отложить на время закон, который вводит наказание за оскорбление чувств верующих. Она считает, что этот закон — «бомба замедленного действия», потому что понятие «чувство» не является юридическим и может быть подвергнуто широкому истолкованию». Общая тональность обещаний Путина — быть строгим, но советоваться с общественностью и избегать перегибов.

Однако часть законотворческих перспектив осталась туманной. Так, по мнению экспертов, всё происходящее создает впечатление крупной антикоррупционной кампании, но при этом безо всяких институциональных решений. Например, так и не ратифицирована статья Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, предполагающая криминализацию избыточных расходов должностных лиц. Как-то сошло на нет обсуждение запрета чиновникам владеть имуществом за рубежом. А пресловутый закон о госизмене был подписан Путиным на следующий день после заседания совета по правам человека.

Публичная порка?

Вернемся к коррупционным скандалам последнего времени. С одной стороны, борьба с коррупцией — дело правое и нужное, однако непроясненными остаются некоторые моменты. Так, аналитики задаются вопросом, почему некоторые главные фигуранты этих дел каким-то мифическим образом пропадают из общего поля зрения. Взять хотя бы близкую подругу Анатолия Сердюкова и по совместительству начальника департамента имущественных отношений Евгению Васильеву. А сам Сердюков чуть не стал советником генерального директора госкорпорации «Ростехнологии». Правда, на следующий день эту информацию опровергли, но это не мешает думать, что своих не бросают.

В любом случае, по мнению экспертов, ожидать искоренения мздоимства среди высшего чиновничьего эшелона не стоит. По сути «новый курс Путина» — это не зачистка коррупционеров, а демонстрация борьбы с ними. Политолог Павел Салин делает неутешительный вывод: «Сама коррупционная система не уничтожается, просто выбиваются ключевые элементы, которые принадлежали к старой команде, и на основные посты ставятся другие люди. То же самое, думаю, сейчас произойдет. Злоупотребления в РКС и минобороны никуда не исчезнут, просто финансовым потоками будут управлять другие люди».

Факт налицо: антикоррупционная кампания сыграла на руку президентству Владимира Путина. Если совсем недавно политолог Станислав Белковский сомневался в актуальности плана Путина («в отличие от ситуации пяти-шестилетней давности сегодня активная часть российского общества связывает коррупционные проявления во многом с самим Путиным»), то последние данные показали увеличение популярности президента. Согласно опросу ВЦИОМ, рейтинг доверия Владимиру Путину за два месяца возрос с 42 до 46 процентов, и если бы президента пришлось выбирать в минувшее воскресенье, то 48 процентов россиян отдали бы ему свои голоса.

Пять правил диктатора

Совсем недавно профессор политологии Нью-Йоркского университета Брюс Буэно де Мескита в интервью Esquire заявил о том, что Путин сможет оставаться у власти еще как минимум 20 лет. Если будет соблюдать пять нехитрых правил книги Мескиты «Руководство для диктаторов». В стране с демократической системой, где власть заинтересована в хорошем управлении, они бы не сработали. Но при авторитарных режимах, к которым эксперт относит и российский, эти правила всегда работают.

Первое правило: меньшинство важнее большинства. Диктатор должен отстаивать интересы только небольшой группы людей, на которую опирается его власть. Основная масса населения хоть и называется избирателями, по-настоящему она не решает, кто будет сидеть в Кремле. В этом отношении автор проводит аналогию России с Ираном, где важную роль в политике играет приближенная ко двору элита, при этом обе страны напрямую зависят от нефтяного экспорта.

Второе правило гласит: нужно сохранять контроль над ресурсами. Пока в стране есть нефть, Путин может ни о чем не волноваться. Но при внезапном падении цены на нефть его трон пошатнется из-за неспособности найти новые источники пополнения бюджета.

Третье правило: обеспечивать лояльность силовых органов. При этом власти вполне удобно, чтобы высшие органы силовых структур обеспечивали себя по принципу кормления. Нынешний коррупционный скандал в министерстве обороны дает полное представление о размахе воровства.

Четвертое правило: поддерживать либеральную систему на таком уровне, чтобы люди не бунтовали, но не могли организоваться.

Наконец, пятое правило: поддерживать образ внешнего врага. С этим пунктом Путин также успешно справляется, не лишним будет еще раз напомнить закон об «иностранных агентах».

Общий вывод, который делает эксперт: пока Путин хочет и в состоянии держаться за власть, он эту власть сохранит.

***

«Народ поддержал бы обеими руками…»

Мнения саратовских экспертов о причинах и целях изменения внутриполитического курса президента

Игорь Семенов, аналитик, социальный технолог:
УСТРАНИТЬ РАСКОЛ И ОТОБРАТЬ У НАВАЛЬНОГО ХЛЕБ

Курс Путина, несомненно, меняется, и на это есть ряд причин. Я считаю, от Путина потребовались дополнительные усилия, чтобы как-то компенсировать некоторые ощущения ослабления его власти (в том числе из-за вышедшей наружу информации об ухудшении его здоровья и скандала с Сердюковым). Сейчас через Госдуму продвигается проект закона, запрещающий чиновникам иметь имущество за рубежом. Не все из правящего класса в России хотят принять этот закон. Многие, как вы знаете, открыто выступают против, и это тоже своего рода проявление некоторого раскола, который существует в элите.

Действенный способ для лидера укрепить свой авторитет — расширить антикоррупционную борьбу. Поэтому был дан ход некоторым делам, которые вышли в публичную сферу и зазвучали весьма громко. Путин как бы перехватывает в том числе у Навального его тему борьбы с коррупцией. Тем самым президент решает сразу две задачи: главная цель — не дать развиваться расколу в верхах, а заодно — изменить ситуацию с постепенным нарастанием протестных настроений в стране и повысить собственный рейтинг. Народ такую политику поддержал бы обеими руками, однако ее проведение связано с необходимостью перестройки всего госаппарата, на что рассчитывать сейчас, увы, не приходится.

Дмитрий Олейник, политолог:
НОВЫЙ КУРС — РЕАКЦИЯ НА ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Я думаю, что последние внутриполитические события — совершенно ожидаемые явления. Достаточно широко было известно не первый месяц, а может, и год, что в отдельных сферах не всё в порядке в отношении коррупции. Поэтому эта реакция верховной власти вполне ожидаемая и обоснованная. И направление, на мой взгляд, выбрано совершенно верно. Главное, чтобы это было доведено до конца, а не остановлено на полпути. Думаю, это не просто какой-то субъективный выбор, а реакция на потребность общества.

Денис Ястребов, политтехнолог:
НАСКОЛЬКО КУРС ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ — ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ

Основания говорить о новом курсе президента есть — по крайней мере по тем кадровым назначениям, которые происходят, и по тем действиям следственных органов в отношении отдельных структур, которые сейчас имеют место быть. Насколько это долговременный курс, насколько будет успешным — время покажет. Причина курса ясна: в обществе, это очевидно, давно созрел запрос на серьезную практическую конкретную борьбу с коррупцией во всех ее проявлениях. Поскольку все социологические исследования, все замеры, все фокус-группы и опросы подтверждали, что коррупция не просто есть, но и стала всепроникающей во все элементы, структуры, поры нашего общества. И естественно, первые, кого это касается, — это чиновничья среда и правительственные органы. Путин, будучи избранным президентом, отвечает на этот запрос. У него в предвыборной программе и был этот пункт. Сейчас Путин собирается совершить практические шаги в данном направлении. Очевидно, что размах явления уже таков, что требует оперативных, жестких и понятных населению мер.

Алексей Шминке, психолог, политолог, бродячий философ:
ГЛАВНОЕ — КАЗАТЬСЯ ДОКТОРОМ

Страна с воровством, которое допустил, кстати, не Путин, а первый российский президент, пришла в состояние коллапса. И спасение есть только в одном: всё это должно выйти наружу. Новый курс Путина — это та самая клизма для страны. Путин — очень умный человек, что бы про него ни говорили, и прекрасно понимает, что ему главное в этой ситуации — казаться доктором. Вот и получается: всё, что пихается в рот, выйдет через…