Российские ученые не помогли Саратовской области
Что-то не то происходит в нашей стране и нашей области. Всё как-то распадается по кускам, и уже, похоже, упущена возможность исправить, соединить. Поднять ситуацию на другой, более высокий уровень, где всё как-то само собой наладится, тоже не получится. Мы уже слышать и понимать друг друга перестали. Сплошные разговоры слепых с глухими.
Вот, например, когда губернатор Саратовской области Валерий Радаев сначала говорит о том, что президент Владимир Путин нацеливает регионы на нетривиальные подходы к развитию экономик, а потом продолжает старую песню про инновации, увеличение производительности труда, создание высокотехнологичных рабочих мест, улучшение делового климата для инвесторов, активное привлечение иностранного капитала, означает ли это, что наш губернатор не понимает, что нетривиальность означает индивидуальность, необычность, нестандартность? Или это он так президенту отвечает, что нет и не будет в Саратовской области ничего нетривиального? Не можем мы сами ничего придумать. Вот даже пригласили на помощь профессуру из российского экономического университета имени Плеханова. 28 августа подписали соглашение о том, что они со стороны посмотрят на социально-экономическое положение нашей области и сориентируют власть на те решения, что требуются в непростых условиях.
Основная беда нового саратовского правительства с апреля по ноябрь не изменилась. Большой госдолг каким был, таким и остался. Вот, собственно, Валерий Радаев и попросил ученых «мобилизовать весь интеллектуальный потенциал и сформировать такие подходы, чтобы наши планы были адекватны нашим возможностям».
– Я придаю большое значение взаимодействию правительства и представителей науки, связи теории и практики. Вместе мы сможем учесть вызовы, скорректировать направления нашей работы. Ведь, как говорил древнегреческий философ Сократ, «верная мысль рождает верные деяния», – так завершил губернатор Радаев свою приветственную речь ученым на итоговом заседании научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Саратовской области: вызовы, приоритеты, перспективы».
Конференция эта состоялась пару недель назад. Верных мыслей, способных продвинуть область на путь верных дел, на заседании было, мягко говоря, не много. Может, даже одна – горькая. Ректор плехановского университета Виктор Гришин в заключительном слове указал на «разрыв между наукой и практикой» и выразил надежду, что если встречи ученых и чиновников продолжатся, то московские профессора научатся понимать региональные проблемы «так же, как их понимают управленцы Саратовской области».
Неправильные предложения назвали дискуссионными
Предложения по финансовому обеспечению устойчивого развития региона саратовскому правительству докладывал заведующий кафедрой плехановского университета доктор экономических наук Владимир Слепов.
– Мы обсуждали организационно-финансовый инструментарий в деле привлечения ресурсов в регион. То есть говорили не только о том, как мобилизовать собственные средства, но и как привлечь федеральные и рационально их использовать. В ходе обсуждения выяснилось, что высказанные предложения надо дифференцировать. Потому что только часть из них подходит для Саратовской области. А основные нужно предлагать для исполнения центральным властям.
Ключевой проблемой ученые назвали финансовую несамостоятельность региональных и особенно муниципальных властей. «Всё изымается сначала, а затем в качестве подарка подается в виде трансферта, – открыл Америку саратовцам доктор экономических наук. – При этом обмен не эквивалентный. Мы вносим рекомендацию: повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований».
Причем рекомендация нуждается в очень быстром исполнении, потому что ученые знают, что именно на муниципалитеты возложена основная нагрузка при выполнении майских указов российского президента. «Такая нагрузка, которую не представляю, как можно выполнить при тех деньгах, что выделяются», – сказал профессор Слепов.
Оваций не было. Разговор об изменении межбюджетных отношений в России за последнее десятилетие не начинал только ленивый. Даже президенты об этом говорят. Но потом подумают-подумают и вновь решают, что нужно оставить всё как есть. Поскольку, какие еще регионы и тем более муниципалитеты, когда самим на расходы не хватает? Так что судьба этой несвежей рекомендации понятна.
Еще одна рекомендация касалась банковской системы области в части региональных банков. Было сказано, что большие иногородние банки практически задавили местные банки – и организационно, и технологически. И в этих условиях, «для того чтобы сохранить банковскую региональную систему, надо бы расширить доступ этих банков к бюджетным ресурсам». Было не очень понятно, что предлагает профессор Слепов – обязать правительство области открывать депозиты в региональных банках или убедить федеральный минфин отдать такой приказ минфину Саратовской области, чтобы он уже потом отдал приказ комитетам по финансам счета местного самоуправления в региональные банки?
Если мне не изменяет память, то минфин Саратовской области едва ли не первым в стране перевел региональные финансы на счета в казначейство и очень был за это уважаем в стране. А теперь что же предлагается – назад, к распылению счетов по десятку региональных банков? Это предложение вряд ли будет принято нашей властью.
А вот у следующего предложения – перейти на программно-целевые принципы бюджетного планирования – есть шанс быть использованным. Во-первых, мы в регионе очень задоримся от фраз типа «даже федеральный бюджет никак не решится перейти на них», во-вторых, области нашей придется сделать финансовые потоки прозрачными, потому что только так можно будет свести концы с концами. Ведь, как сказал профессор Слепов про все бюджеты всех уровней, пока программно-целевых принципов нет, «деньги распределяются нерационально, а бывает, и пропадают где-то в пути, множество финансовых потоков где-то исчезают».
Дальше профессор совсем запутался в нашей непростой реальности. То ли он не знаком с основными законами, по которым у нас муниципальная власть формально отделена от региональной, то ли региональную власть он тоже считает не государственной, а муниципальной. Судите сами.
– Мы предлагаем руководству Саратовской области сделать анализ сбалансированности бюджета и результативности бюджетной политики муниципального образования «Город Саратов». Сравнить расходные обязательства бюджета с источниками формирования его доходной базы. А потом оценить, как наполненность муниципального бюджета способствует решению непростых задач. У вас высокий потенциал у очень профессионального министра финансов. Но взгляд со стороны и ему не помешает.
Сколько будет стоить заказ этого исследования областному бюджету, профессор не сказал. Да и вряд ли его закажут московскому университету. Потому что про уровень финансовой устойчивости муниципального образования «Город Саратов» министру финансов Ларионову всё понятно. А вот как с этой финансовой устойчивостью связано «повышение результативности бюджета Саратовской области», он вряд ли объяснит. Но это же не значит, что этот интерес москвичей сомнительной важности нужно удовлетворить. А профессор Слепов понимает, что проект закажут, только «если будет на это воля губернатора».
Предложение создать региональный резервный фонд вызвало смех в зале. Уважаемого профессора спросили, как он видит этот региональный фонд, если расходы и доходы областного бюджета сводятся буквально в режиме ручного управления.
– Когда финансами управляют в ручном режиме, то это, как правило, делает один человек. Но с точки зрения менеджмента это неправильно. Ручной режим управления – это худший из возможных вариантов управления, – глубокомысленно заключил заведующий кафедрой российского экономического университета. – Это значит, что тот или иной уровень власти не может создать механизм. А вот когда формируется резервный фонд, то механизм создается.
Далее профессор Слепов рассказал чиновникам саратовского правительства, что такие резервные фонды есть в других регионах. Так что изобретать велосипед не придется. Ничего зазорного в том, чтобы подсматривать лучшее у других и использовать у себя, нет.
– А у кого есть такой резерв?
– В Ямало-Ненецком округе.
Зал заседаний правительства расхохотался. Но профессор, не особо смутившись, продолжил.
– Я понимаю, что они живут на богатствах, которые подарила природа. А вы можете зарабатывать на интеллектуальном уровне.
– Там доходы на душу населения в 20 раз больше, чем в Москве, – говорили профессору.
– А я и не говорю, что вам надо создавать такой фонд, как у них, – отвечал он. Сделайте его хотя бы на уровне 10 процентов от их величины.
– Как только российский минфин узнает, что мы резервный фонд создали, так и трансферты нам срежут.
– Конечно, вам урежут деньги из федерального бюджета. Наполовину.
– Нет, нам это не подходит, – сказали из президиума, ставя точку в какой-то абсолютно бессмысленной дискуссии. Ведь именно о том, как привлечь побольше денег из федерального бюджета, просили подумать десант московских профессоров.
Едва ли в правительстве работают мазохисты
Кроме финансов, правительству области предстоит подумать в ближайшее время еще над одной важной темой. Дело в том, что в последние месяцы у нас устойчиво падает уровень жизни населения. И этот факт подтверждается не цифрами Саратовстата (там, вполне возможно, всё как раз хорошо), а результатами комплексного исследования, которое проводит российский экономический университет. Оперативный мониторинг социально-экономического положения России и субъектов РФ оплачен серьезными деньгами из федерального бюджета. Ученым поставлена задача: создать инструментарий для отслеживания региональных экономик. Причем отслеживаются они не по отдельным показателям Росстата, а с использованием агрегатных показателей, которые позволяют своевременно выявлять риски и тенденции.
На стене зала заседаний саратовского правительства показывали слайды положения региона в сравнении со средними показателями страны и Приволжского федерального округа. Отсчет ученые вели с 2009 года. И вот что было удивительно: почти по всем показателям мы либо шли вровень, либо даже опережали, а потом, начиная с мая нынешнего года, часть кривых пошла вниз.
«Напряженная ситуация. Плохая динамика. Ухудшение ситуации три временные точки подряд говорит о кризисе», – комментировала профессор Тихомирова. И предлагала «высокому собранию» выделить в общероссийском исследовании отдельный блок по Саратовской области, чтобы понаблюдать ее более предметно. Надо понимать, за дополнительную плату из регионального бюджета.
Думаю, что правительство области вряд ли согласится, чтобы показатели региона рассматривали под микроскопом. И не из-за нехватки денег. Просто кому приятно, что тебя каждый месяц будут носом тыкать в недостатки и просить придумывать нетривиальные подходы к изменению ситуации.
Наши-то реальнее будут
Владимир Пожаров, министр экономического развития Саратовской области, сказал, что новой власти достался в наследство не только огромный долг, но и разбалансированная система планирования.
– Поэтому по поручению губернатора правительством были разработаны программы развития области и уже инициированы программы развития всех муниципальных округов. С главами прорабатываются все существующие и потенциальные точки роста, все резервы повышения бюджетных доходов. Детальный анализ позволит нам скорректировать все показатели.
Перед нами поставлена задача: увеличить инвестиции в основной капитал до 164 миллиардов рублей в 2015 году. Добиваться их будем привлекательной для инвесторов инфраструктурой. Нам крайне нужна также особая экономическая зона. Работа по ней уже ведется.
На этом новации закончились. Региональный министр сказал, что мы можем стать транзитным коридором из Европы в Азию. «Это предельно амбициозная задача, которую область могла бы себе поставить на ближайшие 10–15 лет», – сказал он, как-то, что ли, подзабыв, что лет 10 назад о таких же рубежах мечтал губернатор Дмитрий Аяцков. Задача резко начать развивать в области сельхозпереработку тоже ставилась уже сто раз, а воз с места не двигается и вряд ли двинется. И министр Пожаров это на самом деле понимает. Потому что рисует очень острожные цифры роста ежегодного выпуска пищевой продукции. Уровень 105–106 процентов от нашей невеликой базы взрывным ростом явно не назовешь. Но при этом цель – стать к 2025 году одним из ведущих промышленно-аграрных регионов России, который был бы привлекательным и комфортным для жизни населения – не снимается. Продолжат, наверное, думать.
А если транспортное направление заменить торговым?
На секции «Реальный сектор как основа экономического развития региона» говорили о многом.
Например, о том, чтобы вернуться к проекту «Озинки-Таскала» на основе государственно-частного партнерства. Ну и что, если летом 2010 года работу по созданию транспортно-логистического центра «Озинки-Таскала» в Саратовской области тоже активизировали. Тогда говорили о маркетинговых исследованиях, о встречах с властями Западно-Казахстанской области, представителями потенциальных инвесторов. Отмечали, что строительство центра «Озинки-Таскала» имеет большое значение для развития инфраструктуры приграничной территории Саратовской области. Напоминали сами себе, что Казахстан является одним из важнейших внешнеторговых партнеров РФ. Сейчас снова говорят, что развитие сотрудничества положительно скажется на экономике региона. Надо только трансформировать «Озинки-Таскалу» из «сухого порта» в крупный логистический торговый центр. Подробностей про торговый центр на границе области не рассказали. А жаль. Это ведь что-то новое.
Говорили об изменении порядка привлечения инвесторов в регион. Есть мнение, что сначала нужно готовить для них площадки. И только после этого продавать их инвесторам через аукционы. Порядку будет способствовать и дифференциация спектра мер господдержки сельхозпроизводителей. Сейчас в основном поддержка идет в крупные агрохолдинги. Наверное, так работать легче, но вообще-то правильнее всегда держать в уме спрос и предложение на продовольственном рынке Саратовской области. Для этого в систему индикаторов продовольственной безопасности нужно включить не только те, что покажут, можем мы себя обеспечить собственной продукцией или нет, но те, что расскажут про качество продукции и ее ценовую доступность. Не исключено, что правительству придется постоянно мониторить обеспеченность продовольствием малоимущего населения и даже оказывать прямую продовольственную помощь.
Полный пакет предложений отдали в правительство.
Забота об инвалидах не оставит время на разговоры про Америку
Проректор саратовского экономического университета Александр Николаев сосредоточился на предложениях по поддержке спокойной социальной обстановки. Сказал, что иначе не видать нам никаких денег.
«Сейчас один из самых стабильных политических моментов жизни области», – сказал он. И предложил, как этот момент использовать.
Первое. Вести профилактическую работу по сохранению межнационального и межконфессионального мира в области, ведь «потенциально баланс может быть нарушен».
Второе. Усилить поддержку губернатора и его команды. Потому как нынешняя высокая поддержка – это аванс новому руководству области. Закрепить доверие граждан поможет работа, направленная на усиление регионального патриотизма. Жалко, что нельзя использовать второй раз слоган «Саратов – столица Поволжья», но вдохнуть оптимизм в людей помогут отчеты по реализации работ по реконструкции набережной или по ремонту моста через Волгу.
Третье. Активизация молодежной политики. Молодежь важна, потому что это протестный потенциал. И его надо нейтрализовать. «Нужно вовлекать молодых в малые дела. Чтобы они не рассуждали о выборах в Америке или о действиях президента России, а думали, что можно сделать на уровне своего поселения в помощь инвалидам, пенсионерам», – говорил наш саратовский профессор. Он, наверное, хотел подсказать, как лучше. Но получился призыв к возврату в прошлое.
Рекомендации по улучшению благосостояния населения области как-то тоже смущают. Как вам нравится предложение выйти на уровень государства с предложением о повышении налога на доходы физических лиц? Или попросить о более позднем выходе работников на пенсию? И как это поможет 20 процентам работающих в Саратовской области, которые получают сегодня менее прожиточного минимума, начать получать хотя бы минимум?
***
Сигналы от российской экономики тоже не утешительны
Беда с высокотехнологичной продукцией и сельским хозяйством
На минувшей неделе Центр развития Высшей школы экономики поделился интересным исследованием о том, как себя чувствует российская экономика. Экономика в картинках получилась очень интересной. Похоже, с нетривиальными идеями плохо не только у cаратовского правительства, но и у российского тоже.