«Голодающим» или детям?

Оценить
Кому достанется здание старого ТЮЗа после ремонта?Общественные слушания ясности не добавили

Деятели культуры, чиновники и члены общественной палаты, собравшиеся
в четверг на слушания по поводу судьбы здания старого ТЮЗа, радостно приветствовали друг друга, подшучивали и вообще создали впечатление, что это никакие не слушания, а встреча старых друзей, которые давно не виделись. Однако стоило ведущему мероприятия председателю палаты Александру Ландо объявить о его начале, собравшиеся тут же разделились «по интересам». Даже показалось, что и места-то они заняли исходя из того, насколько мнение по текущему вопросу совпадает с мнением соседа.

Автор: Марк Трегубов

«К нашей встрече причастен губернатор Валерий Радаев, – сообщил Ландо. – Нас постигло большое несчастье – сгорело здание ТЮЗа, и власть хотела бы слышать мнение общественности, что дальше делать с этим зданием. С точки зрения использования разные есть позиции». Донести мнение общественности до губернатора, видимо, были призваны присутствовавшие заместитель председателя областного правительства Андрей Россошанский и министр культуры Светлана Краснощекова.

Первая выступавшая, член общественной палаты Валентина Боброва, начала с воспоминаний о том, как в советское время возникла идея нового здания ТЮЗа. Было принято решение (поддержанное отделом культуры ЦК КПСС): когда возведут новое здание, старое отдадут театру оперетты. Однако строительство, мягко говоря, затянулось, и театру оперетты (который еще не раз вспоминали на слушаниях) пришлось «поселиться» в соседнем Энгельсе. Поэтому, предположила Боброва, можно было бы отдать здание театру оперетты. Сейчас же работники ТЮЗа просят оставить старое здание им.

Позицию последних подтвердил художественный руководитель ТЮЗа Юрий Ошеров. Впрочем, от него другого мнения никто и не ожидал: «намоленное» здание нужно оставить за ТЮЗом. Юрий Петрович сообщил, что благодаря этому будет возможность ежедневно приводить в театр до 1,5 тысяч детей. К тому же, по его словам, такую позицию поддерживают не только саратовские, но и российские и даже зарубежные театралы.

Коллега Ошерова худрук театра драмы Григорий Аредаков начал свое выступление с размышлений. «Меня, честно говоря, больше волнует судьба филармонии. И если выбирать между ТЮЗом и филармонией, я бы предпочел на выделенные деньги отремонтировать филармонию», – сказал он.

Его перебил Александр Ландо. Ссылаясь на разговор с депутатом Госдумы Николаем Панковым, он заявил, что деньги на филармонию уже заложены в бюджет, и призвал не отклоняться от темы разговора.

Григорий Анисимович заметил, что его ставят в неловкое положение:

– Кто сможет сказать «Давайте отберем у детей»? Да никто! Если говорить об этом здании, то я считаю, что нужно провести его полную реконструкцию. Если ребенок будет ходить в театр не один раз в год, а несколько, это будет просто замечательно. Но в то же время Саратов – единственный город, в котором нет Дома актера, нет концертного зала, нет помещений у многих театров, да вообще много чего нет. Надо решать, взвесив всё. Но, к сожалению, мы сейчас все живем в таком мире, где существует разделение «свой-чужой», – обозначил Аредаков проблемы сферы культуры Саратова.

Его поддержал актер театра драмы Александр Галко, заметивший, что о том, чтобы оставить здание ТЮЗу, можно было бы говорить, если бы другого здания у театра не было. А когда в городе столько бесприютных коллективов... «Но и превращать ТЮЗ во Дворец пионеров тоже не совсем разумно», – добавил он.

После этого речь зашла о том, что независимо от мнения работников культуры и горожан в конечном итоге судьбу здания решит власть по своему усмотрению. Эти слова возмутили пребывавшего доселе в благодушном настроении Александра Ландо:

– Мы привыкли самые тяжелые решения сваливать на власть. Губернатор спрашивает нашего мнения, как нужно поступить, может быть, впервые! А мы опять говорим – пусть власть всё решает!

На это председателю ОПы резонно заметили, что, мол, власти мнение горожан уже много раз выслушивали, а поступали потом все равно по-своему.

Слово взял директор саратовского цирка Иван Кузьмин. Он вспомнил о знаменитом саратовце Олеге Табакове (его имя неоднократно упоминалось собравшимися) и предложил укрепить традиции воспитания выдающихся деятелей культуры. Иван Георгиевич поддержал мысль «не отнимать здание у детей» и предложил в старом здании ТЮЗа сделать профессиональный лицей для одаренных детей. По его мнению, выпускники такого лицея станут гордостью не только Саратова, но и всей России.

С ним согласилась и депутат областной думы Алевтина Лосина, правда, немного подкорректировав идею: нужно создавать школу искусств, где будут заниматься и юные актеры, и музыканты, и художники разных возрастов. По ее мнению, это было бы самым логичным решением.

Саратовский композитор Евгений Бикташев начал выступление с того, что сделал замечание министру культуры Светлане Краснощековой, которая в этот момент беседовала с рядом сидящими:

– Я сегодня был на совещании у министра, который меня сейчас не слушает. Я подожду, – заявил он.

Бикташев рассказал, что на этом совещании «делили шкуру другого неубитого медведя» – Дома офицеров. Композитор просил рассмотреть возможность передачи здания его концертной организации «Поволжье». Александр Ландо перебил и его, призвав не начинать выяснение отношений и, опять же, не отходить от темы разговора, а также не торопиться делить Дом офицеров. Тем более что есть предложение, которое понравилось и губернатору, и Олегу Грищенко, – передать это здание двум библиотекам.

Завершая мероприятие, Ландо взялся подвести некие итоги обсуждения и заодно высказать и свое мнение относительно будущей судьбы здания старого ТЮЗа. Он предсказуемо повторил фразу «Не стоит отбирать здание у детей» и добавил, что там обязательно должен сохраниться музей Юрия Киселева. При этом, сказал Ландо, там должны ставиться только детские спектакли, а всё остальное – на сцене нового здания. Таким образом, начала вырисовываться и репертуарная политика двухкорпусного театра.

Также Александр Соломонович пожурил работников культуры, посетовав, что те перестали ходить друг к другу на премьеры. А это, уверен Ландо, не должно зависеть от желания или нежелания директора видеть кого-то у себя в театре.

После этого председатель палаты вернулся к уже высказанной ранее идее сбора средств силами жителей области. По его подсчетам, если каждый житель переведет по 200 рублей, в сумме это даст 400 миллионов. Эти деньги должны пойти на то, чтобы здание было не просто восстановлено в соответствии со всеми стандартами и нормами, но и оснащено самым современным оборудованием.

После выступления Ландо разразился спор между министром культуры Светланой Краснощековой и худруком ТЮЗа Юрием Ошеровым. Министр заявила, что она не уверена, что, когда Юрий Киселев мечтал о новом здании, он одновременно хотел и оставить старое:

– С момента сдачи в эксплуатацию нового здания там были поставлены всего три спектакля – «Самоубийца» (это в ТЮЗе!), «Капитанская дочка» и детский мюзикл. Новый ТЮЗ до сих пор не заработал в полную силу! Кто просчитал полную загрузку четырех залов? И сколько там арендных мероприятий? Не надо в ТЮЗе ставить взрослые спектакли, и всё встанет на свои места!

– Чтобы делать такие заявления, надо хоть иногда в театре появляться! – возмутился Юрий Ошеров. – Мы работаем 48 часов в сутки! И было поставлено пять спектаклей, а не три! И все арендные договоры подписаны вами!

Всех примирить попытался Андрей Россошанский, также вспомнивший свое детство, когда его за ручку водили в ТЮЗ. По его словам, нельзя отбирать здание у детей, но и нельзя забывать о том, что в городе есть множество коллективов, не имеющих своего помещения. «Не думаю, что Юрий Петрович Киселев обиделся бы на нас, если бы в этом здании детей обучали лучшие работники культуры», – заключил он.

***

Алла Лосина, заслуженный работник культуры РФ:
НУЖНА ШКОЛА ИСКУССТВ – ЧТО-ТО ВРОДЕ СКОЛКОВО В КУЛЬТУРЕ

Говорят, если хочешь решить проблему, надо начать с нуля. Когда-то здание ТЮЗа было клубом строительных подрядчиков. Рядом располагался синематограф. То есть здесь, в историческом центре Саратова, был разноплановый культурный ансамбль. Мне думается, к нему и надо вернуться.

Почти все, кого тронула проблема, сходятся во мнении: здание по-прежнему должно принадлежать детям. Кто же рискнет возражать? Но дети не должны быть только пассивными созерцателями даже того высокого мастерства, которое показывают актеры ТЮЗа – на четырех сценах! Дети должны сами стать активными участниками культурного созидания, поэтому, мое мнение, здание ТЮЗа надо сделать школой искусств для одаренных детей – с музыкальным, художественным и театральным направлениями.

Тогда сюда будут вхожи и преподаватели консерватории, музыканты филармонии, и художники, и актеры. Школа должна стать чем-то вроде саратовского Сколково в культуре, где вся духовная элита города будет образовывать и учить одаренных детей. Представьте: мастер-классы Анатолия Учаева, Юрия Ошерова, Григория Аредакова, Анатолия Катца, Льва Шугома…

Кроме того, в здании можно открыть постоянно действующую большую картинную галерею, где будет представлен весь спектр прославленной саратовской современной живописи. Сюда можно будет привести гостей города, туристов. Здесь можно будет приобрести картины – у нас ведь, несмотря на то что недостатка в хороших художниках нет, картину купить непросто. Да, есть небольшие магазинчики, но их владельцы берут живопись на реализацию исключительно по своему вкусу. Картинная галерея решила бы эту проблему, украсила бы собой и школу искусств, и город в целом.

И еще. В здании ТЮЗа можно создать два компактных музея. Первый, конечно же, музей Юрия Петровича Киселева – основателя первого в мире детского театра. Уверена, здесь особые аргументы не нужны! Второй – музей архитектуры Саратова. Она ведь у нас уникальна! К сожалению, сегодня одни памятники уже исчезли, другие на грани этого.

Пусть в музее будут хорошо сделанные макеты (с этим прекрасно справятся на кафедре архитектуры), глядя на которые, современным строителям захочется строить творчески, и вдруг кого-то из них осенит благое желание дать утраченному объекту историко-культурного наследия вторую жизнь! Музей расскажет нам о тех архитекторах, которые создавали неповторимое лицо Саратова: Салько, Шехтель, Зыбин – о них сегодня знает только узкий круг специалистов…

Итак, думаю, если реализовать всё то, о чем было сказано выше, здание ТЮЗа может играть в культурной жизни Саратова весьма значительную роль.