На лето молодежь приезжала в Саратов…
Ксения Александровна Клементьева (1896–1984) известна прежде всего как художник-иллюстратор. Ей довелось воплотить образы героев Пушкина, Толстого, Тургенева, Некрасова, казахского народного эпоса «Сказание о Козы-Корпече и Баян-Слу». Специалисты высоко ценят её станковую графику, в которой превосходная техника сочетается с глубиной философских обобщений. Книга её собственной жизни начинается с саратовских страниц.
Детство Ксении пришлось на самое начало XX века. Тогда маленькие саратовцы ещё могли отыскать на чердаке древнюю чугунную пушку и встретить ходившую по дворам молодую цыганку с шарманкой Фатьму Мухтарову, ставшую потом оперной певицей. Им пришлось видеть дальнее зарево пожаров и еврейские погромы в неспокойный 1905 год, прибегать на пыльный берег Волги, заваленный арбузами, лакомиться воблой по одной копейке за штуку.
Дед со стороны матери Григорий Григорьевич Дыбов – нотариус, думский деятель – был хорошо известен в Саратове. У него было восемь детей и немалое количество внуков. За большой бабушкин стол садилось в праздники не меньше двадцати – двадцати пяти человек. Внукам, независимо от пола, дед, один из создателей саратовского яхт-клуба, привил любовь к спорту и путешествиям по Волге.
Свою матушку Марию Григорьевну художница сравнивала с героинями классической русской литературы XIX века – умными, образованными, всё понимающими и бесконечно добрыми, умевшими помогать другим, не требуя внимания к себе. Отец – Александр Николаевич Морев – окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1881 году был назначен в Саратов, в среде коллег-юристов пользовался безупречной репутацией. Кроме Ксении в семье было ещё двое детей – старшая сестра Нина, получившая профессию археолога, и брат Александр, впоследствии инженер-гидротехник.
В 1913 году после окончания гимназии Ксения вместе с сестрой Ниной уехала учиться в Петербург. Нина пошла на бестужевские курсы, а Ксения поступила в частную мастерскую художников Михаила Давыдовича Бернштейна и Леонида Владимировича Шервуда, начала посещать лекции в Институте истории искусств. На лето молодежь приезжала в Саратов. Начиналась вольная дачная жизнь, шумные компании. Сестры Клементьевы общались с молодым поколением семейства Витманов – Марией и Владимиром, учившимися в Петербурге в Академии художеств, Елизаветой, только что окончившей саратовскую консерваторию. Заметной фигурой в компании был Борис Попов, известный своим знакомством с создателем футуризма итальянцем Маринетти. Одним из любимых развлечений были постановки сцен из театральных пьес и балеты в модном тогда стиле свободного танца Айседоры Дункан. Сами шили костюмы, подбирали музыку.
Мужем Ксении стал студент Петербургского института путей сообщения Александр Клементьев, родившийся в семье саратовского архитектора Александра Николаевича Клементьева. Ярким событием для молодой семейной пары стала поездка летом 1917 года в Коктебель и знакомство с поэтом и художником Максимилианом Волошиным. В 1918 году Александр Клементьев по собственному желанию вступил в Красную армию в качестве военного инженера. А Ксения вернулась из Петрограда в Саратов и продолжила образование в Свободных художественных мастерских у Алексея Ильича Кравченко и Александра Ивановича Савинова. В это время Ксения дружила с Анной Ладыженской, скульптором, ученицей знаменитого Бурделя, актером Михаилом Степашкиным, выступавшим на сцене под псевдонимом Май Гипси, поэтессой Ниной Фредо.
В 1920 году супруги Клементьевы уехали в Баку, потом – в Тифлис, где молодая художница работала в «Окнах РОСТА». В Тифлисе она некоторое время была вольнослушательницей в Академии художеств Грузии, в Баку посещала Высшие художественные мастерские. В эти годы познакомилась с поэтами Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, Сергеем Городецким.
В 1927-м Клементьевы возвращаются в Ленинград. Ксения начинает заниматься печатной графикой и работать как иллюстратор в Детском государственном издательстве, вступает в Союз художников, показывает свои работы на выставках.
Во время Великой Отечественной войны Ксения Александровна была в эвакуации: сначала – в Сталинграде, потом – на Урале. В 1944 году вернулась в Ленинград и продолжила работу в столичных книжных издательствах и литографской мастерской Ленинградского отделения Союза художников. Необычайно плодотворными оказались последние годы жизни художницы, ею были выполнены более 250 графических листов в технике монотипии – фантасмагории, пейзажи, натюрморты, лирические сцены.
В 2008 году в Радищевском музее прошла выставка трех поколений художников: кроме работ самой Ксении Александровны, были представлены произведения её племянника Кирилла Александровича Гущина и его сына – Александра. Эта выставка дала возможность саратовцам практически впервые увидеть и оценить творчество своей землячки.
Елена Савельева, ученый секретарь Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева