Оптимистический бюджет
Публичные слушания по бюджетам различных уровней еще не превратились в продуктивный диалог общества и власти. Но могу сказать совершенно ответственно, что в городе Саратове всё идет к тому. При этом парадокс состоит в том, что именно власть слышит общественников. Лукавые добродушные улыбки на лицах муниципальных работников власти в ходе публичных слушаний о бюджете-2013, которые состоялись в минувшую пятницу, можно считать тому подтверждением.
Теперь осталось дождаться, когда общественникам захочется по-настоящему вникнуть в то, чем и в каких условиях приходится заниматься саратовской городской власти. Но, наверное, для этого придется дождаться более конструктивных лидеров общественного мнения. Тех немногих, что пока из года в год ходят на слушания, ни в чем хорошем не убедишь. Григорий Ахтырко, Александр Журбин и Александр Никитин – профессиональные критики, которые и в ложке мёда найдут целую бочку дёгтя. Но без них публичные слушания по городскому бюджету были бы совсем уж не слушаниями.
В зале Волжской администрации в пятницу собрались, конечно, никакие не жители. Более 200 человек были вполне ручной массой – статисты, без любопытства и без интереса к бюджетному процессу. Докладчики изо всех сил способствовали тому, чтобы интерес этот и не возникал. Сыпали пулеметной очередью цифр, которые не то что на слух не воспринимались, а даже через диктофон, с уменьшенной процентов на 40 скоростью, проскальзывают мимо сознания. Вышеупомянутые завсегдатаи этих навязанных законом публичных мероприятий изо всех сил старались оживить ежегодное собрание. Иные из их реплик вызывали бурный смех, иные негодование, а некоторые превращались в полноценные интермедии.
Саратовский правозащитник против залетной аппаратной птицы
Например, Григорий Ахтырко с самого начала как-то невзлюбил выдвинутого на роль председателя собрания депутата Саратовской городской думы Дмитрия Кудинова. Предлагал заменить его на заместителя председателя думы Малетина, мотивируя отвод кандидатуры Кудинова тем, что тот слишком молод. Предложение не прошло, но про молодость и неопытность Кудинов от Ахтырко услышал еще несколько раз – при каждом мало-мальском промахе в ходе собрания ему ее и поминали. В конце концов Кудинов решил за всё говорить Ахтырке «спасибо». Когда игриво настроенному правозащитнику «спасибо» надоели, он выдал заключительную реплику: «Комментарии положите себе в задний карман брюк. И сядьте на них».
А Александр Журбин от вежливых фраз, типа «Ну вы, батенька, сами напросились», от сомнительных острот про «Олю на букву Б», логично перешел к агрессивной реакции на реплики из зала. Одна из них так его задела, что, развернувшись всей свой массой в сторону остряка, мощный седой старик закричал: «Хам! Хам!» Журбин требовал от председателя собрания публичных извинений от подателя реплики, а ему самому кричал: «Выйди из зала! Выйди из зала!»
– Это кто такой? – Настойчиво спрашивал Журбин у участников собрания.
– Житель, – уклончиво ответил кто-то из чиновников.
– Здесь все зарегистрированы. Это кто такой?
– Копылов, – подсказали Журбину сбоку. – Копылов.
– Кто?
– Копылов.
– Тогда сиди, – как-то сразу сдулся Александр Журбин. И, потеряв запал в борьбе, вскоре смущенно вышел из зала.
Василий Копылов в настоящее время занимает должность заместителя руководителя аппарата правительства РФ. И одно время саратовские конспирологи прочили его на место губернатора области. Что делал на городских публичных слушаниях по бюджету этот федеральный чиновник? Будем считать, что, простив Журбину эпатажное поведение, он услышал и вполне разумные его предложения. Например, о том, что у активных жителей многоквартирных домов есть потребность получить качественные знания, которые помогут быстрее и продуктивнее решать вопросы жилищно-коммунального хозяйства. И хорошо бы организацию таких обучающих курсов для активных горожан профинансировать именно из бюджета города Саратова.
Среди предложений Журбина были не только расходные. Несколько лет он просит городскую власть инициировать оформление свидетельств на право собственности земельных участков придомовой территории для собственников жилых помещений. По его мнению, требовать от людей оформления договоров долевого участия по собственности на землю непродуктивно. Потому что собрать сособственников жилья подписать этот земельный договор нереально. Но у многочисленных служб на самом деле все данные на собственников жилья есть, и они могут самостоятельно сделать каждого совладельцем земельного участка. После этого со всех них совершенно законно можно будет брать земельный налог. А особо активные собственники придомовых территорий получат еще и право «препятствовать точечным застройкам и прочим безобразиям».
На трибуну поднимались и другие представители общественных организаций. Но в основном они или просили добавить денег, или призывали чиновников «принимать решения сердцем», или хвалили власть за внимание к их нуждам.
С какими цифрами жить будем
Главные цифры бюджетной проектировки 2013 года назвал председатель комитета по финансам Алексей Никитин. Из общих доходов городского бюджета около 8 миллиардов будет собственных. Основные – налоговые. Большую долю из этих налоговых 7,5 миллиардов составят НДФЛ (почти 4,7 млрд), ЕНВД – 650 млн и земельный налог, от которого ожидают более миллиарда рублей.
Рассчитывать на дополнительные доходы от ввода патентной системы не приходится – «потому что круг налогоплательщиков по патентной системе создается не за счет регистрации новых предпринимателей, а выделяется из круга тех, кто платит сегодня единый налог на вмененный доход».
Сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) будут поднимать не только за счет потенциального роста заработной платы, но и административным способом. Продолжат свою работу хорошо зарекомендовавшие себя контрольные комиссии, где от работодателей требуют увеличения официальной зарплаты до прожиточного минимума с учетом среднеотраслевого показателя.
Объем межбюджетных трансфертов прогнозируется на уровне чуть более трёх миллиардов. В основном ожидаются субвенции, то есть строго целевые средства из областного бюджета.
В расходной части безусловным приоритетом останется социальная сфера. Социальные ассигнования запланированы в размере более чем 7 млрд рублей (63 процента общей суммы расходов). Объем средств на исполнение публичных нормативных обязательств городской власти возрастет в 1,5 раза и составит 66 миллионов рублей. Из них на представление льгот почетным гражданам Саратова положили два миллиона, на обеспечение проводной и беспроводной связью участников Великой Отечественной войны – 200 тысяч.
868 миллионов рублей уйдут «на коммуналку». Среди направлений трат – капитальный ремонт многоквартирных домов, бань, приобретение жилых помещений для исполнения решений суда. На уличное освещение и содержание сетей истратят 110 миллионов рублей. На обустройство пляжа в районе Затоне – 17 миллионов. 97 миллионов запланировали для строительства новых полигонов для бытовых отходов. Миллион – для проектирования ливневого коллектора в Глебучевом овраге. 50 миллионов – на реконструкцию систем МУП «Водоканал». Озеленение, содержание скверов и парков обойдется в 196 миллионов рублей. В Маханный овраг отправят почти 5 миллионов рублей. 17,4 миллиона обещают зарезервировать на улучшение городской среды с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. На приобретение коммунальной техники заложен 31 миллион. На содержание дорог – 617 млн, на ремонт – 276 млн, на обеспечение безопасности движения – 30 млн. Содержание органов местного самоуправления будет стоить чуть больше одного миллиарда.
«Бюджетная политика направлена на сбалансированность доходов и расходов», – подчеркнул Алексей Никитин. Бюджет города Саратова хотят свести без дефицита, оставив долговые обязательства на уровне 2012 года. Выполнить обещание о бездефицитности будет непросто. С 2013 года транспортный налог планируется вновь забирать в областной бюджет. Это означает минус почти 600 миллионов рублей из доходной части.
Правозащитник Александр Никитин назвал доклад городского финансиста Алексея Никитина «как всегда, в принципе, замечательным качественным», но оговорился, что он «отвечает всем требованиям, что ставят депутаты», а вовсе не люди, которые хотят знать не общие цифры по общим направлениям, а раскладку по каждой лампочке, по каждому кустику.
По мнению правозащитника, «единственным препятствием для открытого бюджета является позиция господина Янкловича, господина Кудинова, господина Задкова и главы города Олега Грищенко». Их устраивает бюджет, расписанный по классификации министерства финансов России. Но почему бы не делать параллельно бюджет, понятный всем? «Мы не понимаем, все ли заложенные расходы, которые от нас скрыли, целесообразны и эффективны? И действительно ли нельзя найти 5 миллионов на памятник политзаключенным, или не 17, а вдвое больше миллионов на обитаемую среду для инвалидов?» – возмущался правозащитник Никитин. А чиновник Никитин с улыбкой слушал своего однофамильца. Наверное, не верил, что кто-то на самом деле полезет изучать расход каждой бюджетной копейки, если такой городской документ вообще в принципе можно составить.
Про путинские обещания
Честно скажу, что вопросы, которые с пылом задавали общественники на публичных бюджетных чтениях, выглядели мелко в сравнении с той бедой, что нависла над регионами и муниципалитетами. На самом деле сейчас всем миром нужно бы думать о том, как на наших бюджетах отразятся майские указы Владимира Путина. Он обещал повышение оплаты труда работников бюджетной сферы то ли до средней зарплаты по региону, то ли вдвое, он гарантировал государственную поддержку многодетным семьям и обещал позаботиться о развитии системы образования. Но финансировать эти указы из федерального бюджета минфин РФ не сможет. И вот уже вниз по вертикали спущен приказ найти финансирование самим.
По подсчетам министерства финансов, региональным и муниципальным бюджетам в 2013–2015 годах надо найти дополнительные 1,6 трлн рублей. При этом минфину хорошо известно, что муниципальные бюджеты уже влезли в долги, а в следующем году их дефицит вырастет до 200 млрд рублей – это в четыре раза больше, чем в кризисном 2009 году.Мэр Ярославля уже подсчитал, что ему на исполнение указов в 2013 году потребуется дополнительно 400 миллионов рублей. Саратов пока еще свои бреши, связанные с пожеланиями президента, не назвал. Зато немножко прояснил картинку областной минфин. В консолидированном бюджете области придется дополнительно найти (собрать, занять, сэкономить) около пяти миллиардов рублей. Поэтому у муниципалитетов вновь забрали транспортный налог.
***
«Еще очень много непонятного»
О предстоящих трудностях, связанных с исполнением президентских указов, после публичных слушаний мы немного поговорили с председателем комитета по финансам Алексеем Никитиным.
Я попросила его прокомментировать, как изменится проект, который был вынесен на публичные слушания. Он ответил, что еще очень много непонятного. Например, около 8 процентов выпадет из доходов вместе с налогом по транспорту. И непонятная ситуация с детскими дошкольными учреждениями и здравоохранением.
– Всю Россию колотит от известия о том, что финансировать майские указы Путина о повышении зарплат бюджетникам до среднего уровня по региону будут муниципалитеты. Наш министр финансов Александр Ларионов сказал, что 30 процентов на эти расходы придут из федерального бюджета, а остальные придется оплачивать из бюджета области. Я его переспросила, не ослышалась ли, что речь идет о консолидированном бюджете, и неужели обещания Путина оплатят даже не региональные, а муниципальные власти. Он сказал, что все вместе будут оплачивать.
– Мы получим субвенции по учителям. Здесь вопросов нет. Это повышение зарплат будет за счет региона. Наша доля будет касаться только детских садов. Но опять же, сейчас мы ждем изменения закона об образовании (первое чтение он уже прошел), где часть оплаты педагогических работников детских садов будет осуществляться за счет трансфертов из федерации, из регионов. Здесь мы планируем высвободить порядка 600–700 миллионов рублей. То есть те потери, которые понесли по транспортному налогу, мы планируем заместить именно этим высвобождением.
– Недавно глава города Олег Грищенко, общаясь с журналистами после заседания думы, сказал, что здравоохранение на ближайший год остается у города. А начальник аппарата бюджетного комитета областной думы говорит, что всё здравоохранение, за которое раньше отвечали муниципалитеты, теперь будет финансироваться с регионального уровня.
– До конца ситуация пока не ясна. Все статьи расходов будут осуществляться за счет ФОМС, поступая непосредственно учреждениям здравоохранения. Но мы страхуемся в части содержания аппарата на первом этапе. У нас есть несколько помещений по скорой помощи в аренде, мы предусматриваем какие-то средства и для их оплаты. А так в основном финансирование будет идти за счет ФОМС.