Резонанс неоднозначный

Оценить
Бюджетная трехлетка верстается в тяжелых условиях

Николай Семенец в новом созыве Саратовской областной думы избран председателем комитета по бюджету и налогам. Но в минувший четверг, на заседании этого самого комитета, он ярко продемонстрировал, что совершенно не разбирается в том, как создается налоговая база региона. А депутат Леонид Писной совсем уж неожиданно для журналистов показал себя просто-таки могильщиком малого бизнеса.

От зависти в зобу дыханье сперло?

Депутаты превратились в противников министра экономики Владимира Пожарова нежданно для него и негаданно. На заседаниях рабочих групп вопрос о снижении ставок для некоторых категорий предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, был согласован. Посовещались и решили, что будущих налогоплательщиков – инноваторов, производителей детских товаров и услуг и строителей, – прежде чем доить на полную мощь, хорошо бы вырастить. А для стимулирования бурного роста им, кроме грантовой поддержки, неплохо будет дать на три года налоговые льготы в виде снижения налога для инноваторов до 5 процентов, для производителей товаров и услуг для детей – до 6, для строителей – до 7.

– Хотелось бы услышать, с какой целью вы это снижение налога предлагаете, – выступил оппонентом министру экономики председатель комитета по бюджету и налогам Николай Семенец. – В пояснительной записке сказано, что ваше предложение на бюджете незначительно.

Министр Пожаров подтвердил, что подобное снижение налогового бремени уже практиковалось в регионе в 2010–2011 годах, и снижения поступлений от тех, кто работает по упрощенной системе, не было.

– И думаю, что не будет. Сегодня мы хотим поддержать бизнес именно по этим обозначенным направлениям.

– Где обсуждался вопрос? – спросил Николай Семенец.

– Сколько таких предприятий в регионе? – спросил Леонид Писной.

Владимир Пожаров стал считать. Сказал, что речь идет только о тех, кто выплачивает разницу между доходами и расходами: «Это не вся упрощенка. От всех малых предприятий у нас таких 31 процент».

Дальнейших расчетов министра Леонид Писной ждать не стал. Потому что у него был план – поставить в зависимость от льгот среднюю заработную плату.

– Вот сейчас мы снизим им налог, а зарплата средняя не повысится, – говорил он. И еще о том, что, когда 40 процентов заработной платы в регионе находится в тени, давать льготы по налогам как-то неправильно.

Министр Пожаров рассказал, что на сегодняшнем этапе пытаться обязать льготников из числа малого бизнеса платить большую зарплату не получится.

– Мы должны создать условия, чтобы малый бизнес развивался и чтобы ему было выгодно уходить из тени. В закон, улучшающий положение, нельзя вносить ряд поправок, которые его ухудшают. Малый бизнес специально уходит на упрощенку, чтобы экономить на бухгалтере. А когда мы им навяжем излишнее администрирование налога, им станет не нужна наша льгота.

– Если мы идем на снижение отчислений по упрощенке, пусть растет НДФЛ, – стоял на своем Леонид Писной. – Вот я беру своих коллег строителей…

– Вы хотите вычеркнуть из нашего списка строителей? – поинтересовался министр Пожаров. – Строители, которые работают в малом бизнесе, самые непрозрачные. Мы пытаемся их как-то обелить.

– Я в год сдаю 2,5 тысячи квадратов, – продолжал Леонид Писной. – Из них 1,5 тысячи без отделки. Представляете, сколько зарабатывают люди, которые эти 70 тысяч квадратных метров отделывают обоями, плиткой?

– Это не малые предприятия. Это шабашники, – уточнил далекий от строительства министр финансов Александр Ларионов. – Они вообще ничего в бюджет не платят. Мы их вообще не учитываем. Надо, Леонид Александрович, на рабочую группу ходить. А то вы приходите – уходите…

– Я что, онанизмом ухожу заниматься? – вскипел депутат Писной. – Надо понять, что мы делаем. Я не похоронная команда малого бизнеса. Но мы хотим как лучше, а получаем ноль.

– Давайте не на три года дадим эту льготу, а только на 2013 год, – выдал свое предложение председатель бюджетного комитета Семенец.

– С точки зрения компромисса идеальный вариант, – откликнулся Владимир Пожаров. Но дело в том, что не интересна бизнесу наша помощь на год. Тогда вообще не надо этого закона. Смысла нет.

– Если правительство вносит вопрос, значит, оно проработало плюсы и минусы, – встал на защиту министра экономики Пожарова министр финансов Ларионов.

Но Николай Семенец осадил его тирадой про выпадающие доходы. Потом сообразил, видимо, что не туда его понесло, и сдался: «Им доходы собирать».

– 31 процент – это сколько вообще предприятий? – вернул Пожарова к расчетам Писной.

– Это около 6 тысяч. Но тех, кто занимается инновациями, услугами и товарами для детей и строительством, среди них около 300. Мы как раз рассчитываем на то, что после ввода льгот именно эти направления бизнес будет активно выбирать.

Николай Семенец сказал, что он не уверен в этой зависимости. Но члены комитета все-таки решили, что на очередном заседании областной думы надо ободрить эту инициативу правительства в первом-втором чтении.

Мозги враскоряку

Другую правительственную инициативу – в два раза поднять транспортный налог для владельцев авто с объемом

двигателя менее 100 лошадиных сил – на заседании бюджетного комитета даже обсуждать не стали. Решили, что на очередном заседании думы примут эту «поправку Большеданова» к рассмотрению. И потом разберут все «за» и «против» на согласительной комиссии. «Резонанс неоднозначный», – коротко отрезал Николай Семенец. И пообещал веселые дебаты, потому как в думе еще не рассмотрена поправка Ольги Алимовой, которая предлагает вообще отменить транспортный налог для владельцев этих авто.

Управленцам регионального уровня в нынешние времена действительно не позавидуешь. Потому что всё больше и больше законов входит в противоречие со здравым смыслом. И каждый раз приходится думать, что лучше-то – забыть про здравый смысл или нарушить закон? Внедрение патентной системы на территории области как раз из серии таких головоломок. Потому что федеральные законодатели с этим законом намудрили. Он должен вступить в действие с января 2013 года. Но дело в том, что законную возможность работать с применением единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в России не отменили. Она будет работать аж до 2018 года. И вот получается, что если стимулировать патентную систему расчетов с государством, то нужно делать стоимость патента для каждого вида деятельности меньше, чем выплаты по ЕНВД. Бизнесу будет хорошо, но муниципалитеты будут получать меньший объем платежей в бюджет.

Министр экономики Владимир Пожаров сказал, что вся аналитика показывает, что региональный бизнес ставки по вменёнке вполне устраивают. И значит, если стоимость патента сделать равной платежам по ЕНВД, то бизнес сможет выбирать то, что непосредственно ему интересно. Так и предлагается сделать. Но беда в том, что федеральный законодатель не учел в законе о патентах такое понятие, как «место деятельности».

На сегодняшний день получается, что патент на одну и ту же деятельность в Саратове и в Екатериновке будет стоить одинаково. И это окажется несправедливым и разорительным для индивидуальных предпринимателей районного масштаба. Особенно для тех, кто занимается уборкой домов, репетиторством и еще почти 20 видами деятельности. Для них, между прочим, патент – единственная возможность легализовать свой маленький бизнес. То есть реально рассчитывать на патентные платежи можно будет только в том случае, если госдепы с подачи региональных управленцев все-таки доработают закон, введя в него поправочные коэффициенты для места деятельности. А пока ввод федерального закона о патентах в действие можно считать только формальностью. Это не механизм. Это результат небрежной работы лиц с недостаточной компетенцией.

Найти новые расходы в старых доходах

«Только кратко, пожалуйста», – предупредил Николай Семенец министра финансов Александра Ларионова, объявляя его выступление по проекту закона об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-го и 2015 годов.

Александр Степанович рассказал, что бюджет впервые представлен в трехлетнем формате. В нем сохраняется социальная направленность – более 70 процентов расходов. Все плюсы и минусы доходной части основаны на прогнозе социально-экономического развития и сценарных условиях развития страны и региона. Правительство Саратовской области при планировании исходило из необходимости снизить бюджетные риски, связанные с экономической нестабильностью. Особых изменений в налоговой базе не планируется. Хотя этого окончательно никто не знает. Дело в том, что сейчас вносятся поправки в Бюджетный кодекс. Министр о них что-то слышал, но пока у него нет достаточной информации, как новшества отразятся на бюджете. Поэтому они не учтены.

Так что решение на данном этапе ориентироваться на собственные силы региона, на рост товаров и услуг, на улучшение результатов хозяйственной деятельности субъектов и повышение прибыльности предприятий с одновременным ростом зарплат работников – единственно верное. Дополнительных доходов ждут от повышения качества контрольной работы налоговых органов. Если всё пойдет по плану, то минфин рассчитывает на доначисления миллиарда рублей.

Расходная часть бюджета без учета федеральных средств целевой направленности сформирована в сумме 78 миллиардов рублей. Майские указы президента министр финансов Александр Ларионов прокомментировал, как и просили, коротко. В первую очередь он озабочен мерами по индексации оплаты труда работников бюджетной сферы. Около 30 процентов средств, необходимых для повышения зарплаты, придет из федерального бюджета, остальные будут оплачены из средств бюджета области. С 1 января 2013 года зарплату педагогических работников общеобразовательных учреждений в регионе доведут до 18,8 тысячи рублей, а с 1 октября 2013 года она уже будет более 21 тысячи. Педагогам дошкольных учреждений с 1 января зарплату повысят до 14 тысяч рублей. Зарплата социальных работников с нового года будет составлять 10 тысяч, а с 1 октября подрастет еще на 600 рублей.

Исполнение зарплатных задач, поставленных президентом Владимиром Путиным, обойдется бюджету области в 3,5 миллиарда рублей. Потребность в средствах на обеспечение других указов президента в регионе рассчитана пока в объеме 1,5 миллиарда рублей. Не менее трети неожиданных для региональной власти расходов правительство планирует найти внутри уже сделанной бюджетной раскладки. В ходе согласительных комиссий будут перетряхивать существующие программы, вытрясая из них все малозначительные мероприятия.

Указы президента – это еще не всё. Дополнительных источников потребует увеличение расходов на обязательное медицинское страхование (2,8 млрд рублей), необходимость наполнить дорожный фонд (1,6 млрд рублей), обслуживание государственного долга. В связи с этим правительство предложило депутатам отменить существующее в нынешнем году правило о зачислении транспортного налога в муниципальные бюджеты. Александр Ларионов сказал, что без этого источника платежей сбалансировать областной бюджет не получится: «Он и так дефицитный, но предел дефицита у нас ограничен Бюджетным кодексом».

Единственная позитивная новость от министра: «Кривая удельного веса дефицита от налоговых и неналоговых доходов идет вниз – в 2013 году она была 11 процентов, в 2014-м – 7,5, в 2015-м – 3,8 процента». Соотношение долга к налоговым и неналоговым доходам тоже планируется сократить. Министр сказал, что цель сокращения этих соотношений при формировании бюджета посчитали основной. Если получится, в 2016 году Саратовская область выйдет на сбалансированный бюджет.

– К вам будет много вопросов на согласительной комиссии, – предупредил Николай Семенец министра.

– Да пожалуйста, – продемонстрировал готовность к контакту Александр Степанович.