Полеты наяву и во сне
Наступление на компанию «Саравиа» ведется планомерно, сразу несколькими колоннами. Различные ведомства шлют запросы. Как относящиеся к делу, так и не имеющие к нему никакого отношения. Водоканал заявляет о намерении вести водовод по охраняемой территории. Полиция забирает служебный автомобиль, руководствуясь не законом, а стремлением навредить компании.
Несовместимые с законом действия полиции будут оспорены в суде. Но это одна сторона, так сказать, медали. Скрытая от общественности. Есть и другая сторона, которая именно для общественности изготовлена. Какие-то телеинсценировки с привлечением инвалидов, депутатов, предводителя общественности. Акции отличались таким уровнем «креатива», что выступление команды КВН районного банно-прачечного центра выглядят на их фоне шедевром.
По ходу спектаклей начальник общественной палаты Ландо, несколько чиновников и депутатов пытаются обвинить Саравиа и генерального директора холдинга, управляющего Саравиа, Аркадия Евстафьева во всех смертных грехах. Ни одно из обвинений ничем не подтверждено. Например, когда депутат Гайдук говорит о том, что на телеканал ТВЦ поступают десятки, потом поправляется для пущего эффекта – сотни жалоб на работу Саравиа, я ему не верю. А вот когда Ландо говорит, что вице-губернатор может, нарушив все правила авиационной безопасности, пройти без досмотра на летное поле для какого-то «неотложного разговора», ему я верю. Ибо пренебрежение к законам и правилам в крови у саратовских начальников. Примеров тому не счесть. Когда же просят соблюдать закон, следует весьма нервная, можно даже сказать, истерическая реакция.
Шоумены против инвестиций
Но сейчас речь пойдет не о нервах и пустых словах. Поговорим о деле. Судя по настрою и обещаниям направить жалобы во все инстанции, некоторым областным чиновникам хотелось бы, чтобы во главе компании был другой человек. Если верить словам Ландо и дебютанта таких историй Гайдука, они хотели бы, чтобы Саравиа вновь стала государственной собственностью, как это было год назад. Правда, там, в Москве, президент и премьер говорят о приватизации, о продаже компаний куда более стратегических, нежели региональный авиаперевозчик. Ну, у нас в Саратове свой взгляд на экономику. Специфический.
У этой странной, никак не красящей наши власти истории есть несколько аспектов. Пока мы попробуем рассмотреть только один. Каждая новая команда, приходящая к областной власти, среди своих приоритетов называет привлечение инвестиций. Не знаю, как министры Радаева представляют себе этот процесс. Почему-то кажется, что представляют весьма упрощенно: приезжает откуда-то состоятельный господин и оставляет в приемной чемоданчик с деньгами. На самом же деле процесс выглядит несколько иначе.
О чем не хотят говорить власти и взявшие роль рупора Ландо, Гайдук и руководитель транспортного комитета Разделкин? Первое: еще года назад Саравиа была государственной компанией и под этим руководством неукоснительно шла к полному банкротству. На предприятии процветало воровство, которое принято деликатно именовать нецелевым использованием средств. Новые руководители любят приводить такой пример: пропало столько топлива, что можно было тридцать раз объехать вокруг земного шара. Монтаж и изготовление козырька над входом в здание обошлись компании в 25 (!) миллионов рублей. Понятно, что такая «экономика» привела к образованию огромных долгов. Первым делом новое руководство предприняло все возможные меры для предотвращения банкротства.
Следующим шагом стало обеспечение безопасности полетов. За неполный год на ремонт воздушных судов, двигателей было затрачено порядка двухсот миллионов. Еще около десяти было вложено в реконструкцию здания аэропорта. Кроме того, разработан план дальнейшей реконструкции и зданий, и прилегающих территорий. Все эти деньги и есть инвестиции, потому как направлены в экономику области, с них платились налоги, идущие в бюджет региона.
По сути, устраивая шоу в аэропорту, участники этих убогих представлений выступают против притока инвестиций в область. Понятно, инвестиционный холдинг «Энергетический союз» самодеятельными постановками не напугать. Но вот другие инвесторы крепко задумаются, стоит ли вкладывать деньги в экономику области, где им в любой момент могут устроить маски-шоу. По любому поводу – например, по причине несовпадения политических взглядов инвестора с верноподданническими позициями областных чиновников.
Сабуровские мечтатели
Приходилось слышать и такое: нам нынешний аэропорт не нужен, ведь у нас скоро будет построен супераэропорт в Сабуровке. На камне, торжественно установленном в чистом поле, даже дату определили – 2015 год. Правда, потом сами же чиновники говорили, что погорячились: надо было бы написать 2018-й. По моему личному убеждению, новый аэропорт – проект такой же степени реальности, что и гигантский комплекс на Зеленом острове. Кстати, когда разговоры об этом Сингапуре-на-Волге были на пике, делегация ОПы во главе с тем же Ландо высаживалась на острове и что-то там рассматривала. Нельзя ли услышать выводы, господа общественники? Как там продвигается одобренное вами строительство? Камень хоть заложили?
Теперь о стройке в Сабуровке. По словам бывшего заместителя председателя областного правительства Александра Жандарова, в федеральных бюджетах 2013-го и 2014 года денег на возведение авиационного транспортного узла в Саратове не предусмотрено. Да, Жандаров уже не зампред, но это не значит, что в федеральный бюджет внесли по этой причине изменения.
Другой экс-чиновник, но уже рангом выше, бывший министр транспорта Игорь Левитин, говорил радиостанции «Эхо Москвы», что до проведения Олимпиады в Сочи не может быть и речи о развитии региональных проектов. Но через четыре года после Олимпиады состоится чемпионат мира по футболу, который потребует еще больших бюджетных вложений. Нужно будет строить или реконструировать аэропорты в городах, где пройдет турнир. И по этой причине Саранск куда скорее получит деньги, чем Саратов. Потому что в Саранске будут играть участники чемпионата мира, а в Саратове – только «Сокол». И еще одно замечание: за долгие годы, сытые нефтяные, в России был построен только один новый аэропорт – в Геленджике. Но вы сами знаете, кто летает туда отдыхать.
Теперь о стоимости вопроса. Разные источники называют разные суммы. От десяти до двадцати миллиардов рублей. Источники финансирования разные: федеральный бюджет, региональный, обремененный гигантскими долгами, частные инвесторы. По последней информации, большая часть вложений должна прийтись именно на долю сторонних инвесторов. Называют примерно 16–17 миллиардов рублей. Что ждет инвесторов? Ничего хорошего. Об этом говорил заместитель председателя ипатовского правительства Дмитрий Федотов:
«Правительство области не финансировало проектные работы, этим занималась федерация. Мы только выкупили землю. Пока нет ясности в полномочиях между инвесторами и федерацией, пока объект не будет включен в федеральный закон, не будет разграничения по полномочиям: что будут делать инвесторы, что бюджет, пока отсутствует взлетная полоса, в это никто не будет вкладывать деньги, ни один инвестор».
Если же к нарисованной Дмитрием Федотовым картине добавить еще и преследования инвесторов по политическим мотивам, то можно сделать только один вывод. Инвесторов придется ждать очень долго. Как говорят в народе, до морковкиного заговения – имеется в виду время, которое непонятно когда наступит и неизвестно, наступит ли вообще.
Последнее. Мечтатели о новом аэропорте никогда не задаются вопросом: а кто летать-то будет? Кто займет комфортабельные кресла огромных боингов, взлетающих из нового аэропорта? Народ Саратовской области (по недавней формулировке одного неумного человека)? Так у этого народа средний заработок до 13 тысяч не дотягивает. Или кто-то полагает, что билеты в новых кассах нового аэровокзала будут сто рублей стоить? Так что вопрос не только, на какие деньги строить. Есть и другой вопрос: для кого строить? Опять для себя любимых?
Такие вот полеты – наяву и во сне.