Не пастеризованное, живое

Оценить
Не пастеризованное, живое
В воскресенье завершился показ фильмов Недели французского кино

Традиционный фестиваль французского кинематографа проходил в 11 городах России, в том числе и в Саратове. Ежегодный праздник кино состоялся при поддержке посольства Франции в России и сети «Альянс Франсез». В нашем городе кинофестиваль проходил в юбилейный десятый раз. Он начался в Доме кино 19 октября. Стандартное время начала показов – семь вечера, влюбленные парочки уже давно заняли свои места. Очереди у кассы свидетельствуют об особом интересе саратовцев к этому фестивалю.

Автор: Артём Земцов

Как говорит руководитель культурных проектов «Альянс Франсез» Александра Музалевская, «основной концепцией фестиваля можно назвать знакомство российской публики с хорошим французским кино, классикой и современными фильмами, которые либо никогда не показывались в России, либо малоизвестны. Одним из стремлений организаторов фестиваля является показать, что французское кино – это не только "Астерикс и Обеликс" или "Такси"».

«Современное французское кино – очень разное, и это главное, – отмечает Александра. – В нем есть и мейнстрим, и артхаус, и комедии, и драмы, замечательные документальные фильмы, короткий метр. Вопреки представлениями многих зрителей, оно не ограничивается романтическими историями любви, разворачивающимися на фоне Эйфелевой башни».

Неделю французского кино открывала ретроспектива актрисы Натали Бай. «Спасайся, кто может» – драматическая комедия Жана-Люка Годара, живого классика, стоящего у истоков новой волны кинематографа во Франции. Фильм о деньгах, извращенной проституции и её ни в чем не повинных жертвах. Безудержная и затейливая похоть – быть может, это, а может быть, что-нибудь еще необходимо, чтобы герой Жака Дютрона нашел смысл жизни и обрел внутреннюю гармонию. Философия гедонизма, постепенно, но неуклонно переходящая в беспросветный сатанинский культ. Для человека здесь нет места. Драматическая комедия-предостережение снята в 1980 году. Несмотря на то что Годар взрывал своими фильмами общество в 1960-х годах, ему вполне удается делать это и через 20, и через 40 лет.

«Цветок зла» Клода Шаброля показывали в субботу, а в воскресенье – фильм Ксавье Бовуа «Молодой лейтенант».

Будни французской недели начинаются с фильма «Небесная канцелярия» Клеры Симон. Рожать или не рожать? На такой вопрос должны каждый день отвечать работники центра планирования семьи, своего рода филиала небесной канцелярии. Другой вариант названия фильма – «Офис Бога». Так значит, именно здесь решаются судьбы ветреных почти мамочек. Доброжелательные фразы «Не падайте духом, вы не одна, мы с вами…», повторяемые из раза в раз. К новым удивительным историям о несчастной жизни и непростительным нелепым случайностям здесь привыкли. Мужчины в этом фильме ничего не решают, робко отсиживаясь в стороне. Кто вообще должен решать, оставлять ли ребенка? И вообще, что значит «желанный» или «нежеланный» ребенок? Умудренная опытом болгарская проститутка просит направление на очередной аборт. От старого друга, по любви. Это единственный человек, которого она по-настоящему любит. Вспоминая о нем, женщина преображается на глазах, становится ясной и молодой.

У фильма очень странный возрастной ценз – 13+. С другой стороны, наверное, это не случайно. Должны же молодые люди учиться на чужих, хотя и красиво-выверенных ошибках, которые прописаны в сценарии.

Ретроспективу фильмов с Натали Бай закрывает «Вместе – это слишком», режиссер Леа Фазер. Ненавязчивая и легкая французская комедия о вечном вопросе или проблеме (кому как угодно) отцов и детей. Не всегда это бывает динамичный конфликт с драматичной концовкой. Не всегда споры и разногласия касаются мировоззренческих моделей и парадигм. Порой всё сводится к банальным бытовым темам. Бывает, что родители просто задолбали. Хочется разобрать со своими проблемами самому. И всё тебе более-менее ясно. Только не лезьте. Драма родителей и детей превращается в комедию. По крайней мере в этом фильме. Становится особенно смешно, когда понимаешь, что все члены семьи находятся в равной степени удаленности от здравого смысла.

Пять фильмов из ретроспективы Натали Бай и половина Недели французского кино завершены. Среду открывает комедия Жака Дуайона «Брак втроем». Талантливый драматург Огюст в исполнении Паскаля Грегори и его былая любовь – изнеженная и непостоянная муза (Жюли Депардье), которая «любит всех и никого». Он показывает ей новую пьесу, она – своего нового любовника, которого просит утвердить на роль в его спектакле. Обман раскрывается. Бывшие любовники не могут определиться, способны ли они начать всё с начала. Появляется юная студентка, которая может заменить литератору бывшую пассию. Но никто из этих четырех не может решить для себя, что он на самом деле желает. Особенно нерешительным оказывается драматург: помимо личной жизни, остается неоконченной и сама пьеса. Огюст пытается придумать концовку произведения в реальной жизни, намеренно провоцирует свою новую любовь и любовь минувшую. Одним словом, увлеклись все. Собственная реалити-драма драматурга не менее захватывающа, чем его новое произведение. А где вообще кончается театр и начинает обычная жизнь?..

Четверг, 25 октября. В Доме кино фильм Каролин Боттаро «Шахматистка». Драматическая комедия о судьбе необычной домработницы. Заурядная семья: проблемы с работой у мужа, взрослая дочь с молчаливым презрением относится к положению своих честных, но постепенно беднеющих родителей. Давняя мечта домработницы Элен – шахматы. Она наблюдает за игрой своего хозяина и его жены. Но сама играть Элен не умеет. Главная героиня дарит своему мужу электронные шахматы с надеждой вместе с ним освоить эту игру. Но муж «много выпил, вставать завтра будет тяжело». Она открывает свой подарок и начинает играть, сражаясь сама с собой. И так ночь за ночью она «изменяет» своему супругу с шахматами.

В пятницу показывали монотонный и неоправданно долгий документальный фильм «Неннет». Жизнь старейшего орангутанга по имени Неннет из парижского зоопарка давно стала достоянием всей Франции. Неннет 40 лет. Это немыслимый возраст для обезьяны, живущей в неволе. У нее артроз. Она перенесла тяжелую операцию. Молодые орангутанги помогли ей восстановиться после лечения. Она остается символом зоопарка и привлекает посетителей ежедневно.

Орангутанги – они как великаны. Лицо человеческое, ходят всегда прямо. По легенде, орангутанги умеют говорить, но не делают этого, чтобы их не заставили работать на человека. Из напитков предпочитают чай или сладкие ликеры. Ареал проживания мизерный – леса островов Борнео и Суматра. Крепкие и ловкие. Особи мужского пола в дикой природе иногда могут напасть на женщину и изнасиловать. Нередки случаи, когда орангутанги брали женщин в наложницы. Обезьяны их хорошо кормили, но через некоторое время все-таки отпускали.

Суббота, 27 октября. Ночь короткометражек. Начало в девять вечера. 14 фильмов. Общая продолжительность – 2 часа 40 минут. Но впоследствии оказалось, что показ будет длиться до половины второго ночи. На четвертом фильме многие люди отправлялись к выходу. Остаются только истинные ценители.

Первый короткий метр «Если бы». Одинокая женщина. Она общается только с матерью. Для нее мама – это мерило с цивилизационным тупиком. Газетные вырезки – вся ее цель существования. Главная героиня выдумывает свою жизнь. Она нашла себе вымышленного парня, вымышленную работу и т. д. Ее жизнь настолько призрачна – существует ли она вообще как живой человек или это только отражение в зеркале?

Одна из самых запоминающихся короткометражек «Идеальное место». Сфабрикованное уголовное дело. Несправедливый суд. В тюрьму сажают ни в чем не повинную женщину. Между ней и пожилым столяром вспыхивает эпистолярный роман. Свадьба в тюрьме. На церемонию пускают только свидетелей. Сбивчивое дыхание молодоженов. Надзиратель женит их. На столе лежат желтые розы.

Ну и, пожалуй, самый веселый короткий метр – «Человек на голубом Гордини». Про оранжевый мир – оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевых ребят. Две основные идеи мультфильма: борьба с доминированием общественного сознания над личностью и, если всматриваться глубже, борьба демократии с режимом однообразия. Монохроматический оранжевый тоталитаризм в одежде – как лакмусовая бумажка нездорового общества. Чтобы носить то, что хочется, семье из маленького французского города приходится становиться повстанцами.

Завершает фестиваль документальное кино «Танец. Балет в парижской опере» Фредерика Вайсмана. Фильм о невидимой стороне жизни парижского балета. Как создаются шедевры. Закулисная жизнь от швейной мастерской до выступления.