Догоняя Мозамбик

Оценить
Нашим гаишникам, оказывается, еще есть куда расти – воистину нет пределов совершенству

На минувшей неделе случилась такая история. Ехали мы с мужем домой. Трезвые. Правил дорожного движения не нарушали. На часах было около полуночи. На Танкистов, через дорогу от «Медтехники», останавливает нас сотрудник ГИБДД. Муж, не дожидаясь гаишника, выходит из машины и идёт к багажнику, где лежит сумка с документами. Я громко, так, чтобы инспектор тоже слышал, спрашиваю: «Ты узнал причину, по которой нас остановили?» И тут слышу голос гаишника, который интересуется нашим видеорегистратором. Как снимает? Где взяли? Сколько стоит? Номера хорошо видно? А лица? А памяти надолго хватает? Через минуту муж возвращается. Едем дальше. «Что было-то?» – снова спрашиваю я. «Не знаю», – выдаёт он. «Если бы не видеорегистратор, впаяли бы чего-нибудь нам», – делаем вывод мы оба.

Истории про встречи с гаишниками имеются у каждого автомобилиста. И большинство из этих историй, к сожалению, негативные. Для того чтобы нелестные отзывы о «родных» инспекторах лишний раз не пересказывать, мы решили найти истории позитивные. Но так как без негатива у нас никуда, мы решили написать про то, что не всё так гладко с гаишниками и за рубежом. Но вот ведь незадача – отрицательный отзыв удалось найти только про дорожных инспекторов из Мозамбика. Правда, есть в истории с ними и положительное зерно: наши российские до такого ещё не дошли.

Памятник дяде Коле

Итак, для начала про хорошее. Блогер m-yu-sokolov делится со своими читателями поучительной былью. Накануне Нового года, правда, в конце прошлого века, его, очень пьяного, прихватил гаишник. «Бухали в сугубо правоохранительном коллективе. Некорпоративно. Сугубо из приятельских побуждений. Прокуратура, менты, судейские и пара примкнувших особистов. Потом те, у кого была машина под рукой, развозили пьяных «товарищей по оружию» по домам. Это было нормально. Я отвез никаких уже дружбанов и буквально за двести метров до дома меня тормознул гаишник. Неподкупаемый! Человек был из старых кадров советской закалки, которые не брали взяток! Железной советской закалки человек. Он даже тестя зампрокурора оформил как-то, заведомо зная, кто это. Как грустно шутили земляки-водители «проще со светофором договориться, чем с ним».

В общем, сел он ко мне в машину, спросил: «Выпивали?» Я ответил утвердительно. На мой вопрос: «А почему меня остановили?», он вполне серьёзно сказал: «Да вы как-то слишком аккуратно ехали». Пересели мы в гаишную машину и поехали в наркологию, определять степень моего опьянения. По дороге разговорились за жизнь, за службу и всё такое. Очень забавной была его фраза: «У меня в этом году 99 пьяных водителей, вы будете сотым». На что я резонно заметил: «Может меня простить, а сотым подобрать реального урода?».

Через некоторое время я обнаружил, что мы подъехали к моему автомобилю. И тут гаишник выдал фразу: «Я вас сейчас отпущу, только дайте мне слово офицера, что больше не сядете пьяным за руль». Я аж протрезвел мгновенно. Слово дал. Держу. Уже более пятнадцати лет не сажусь за руль, даже если выпивал накануне.

А у гаишника того, тоже вроде всё нормально (я периодически интересовался в компетентных органах). Хорошая семья, три дочки красавицы, обожающие папаню, до майора дослужился, здоровье и нервы нормальные. Дай Бог ему, короче!».

О храбром дорожном инспекторе, который, рискуя жизнью, спасал людей из горящего автомобиля, пишет в своём журнале mirmik. История случилась под Санкт-Петербургом. Возвращаясь с дачи домой, гаишник Дмитрий Полторыпавленко увидел, как идущая впереди легковушка врезалась в автобусную остановку и при ударе загорелась. Инспектор остановил машину и бросился на помощь. Так же поступили ещё несколько водителей, лицезревших аварию.

«Дмитрий попробовал открыть двери горящей легковушки, но их заклинило. Капитан побежал к своей машине, чтобы найти что-нибудь, чем можно разбить стекло. Время уходило. Он крикнул водителям, наблюдающим за ДТП с обочины, чтобы помогли, но никто из них не откликнулся – боялись подходить к горящей машине. Дмитрий разбил стёкла, сначала вытащил через окно водителя, который был в сознании, но тяжело ранен. Внутри машины было так много дыма, что он практически наощупь нашёл на заднем сидении детское креслице и в нём – маленькую девочку (год и восемь месяцев). На переднем сидении рядом с водителем сидела её мать, но когда капитан подбежал к её окну, машина уже горела так, что приблизиться к ней было невозможно, салон тоже горел. «Если бы кто-то из водителей помог мне, – сетует Дмитрий, – возможно, и маму их можно было бы спасти». Но он никого не осуждает – мало кто способен полезть в горящую машину.

При спасении пострадавших Дмитрий получил ожоги, с которыми ему пришлось обратиться в больницу. Мужчина, которого он спас, почти не обгорел, но во время удара получил черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, перелом голени и, самое ужасное – у него сломан поясничный отдел позвоночника. Врачи определили его состояние как очень тяжёлое. У его ребёнка состояние средней тяжести. За свой поступок Дмитрий был награждён медалью «За доблесть в службе».

Blazetina, блогер из Томска, написала о том, как стала свидетелем трогательного события: в городе открыли памятник дяде Коле – прапорщику, проработавшему в ГАИ около сорока лет, 20 из которых он продежурил на одном из самых оживленных перекрестков.

«Николай Путинцев. Его знал едва ли не каждый житель города. Мама моя говорит, он грозил ей пальчиком, когда она пыталась перебегать дорогу на красный по пути в музыкальную школу. А еще она говорит, он невероятно красиво регулировал движение... Однажды он бросился под автобус, чтобы защитить перебегающего дорогу ребенка. Горожане звали его просто дядей Колей, и со временем он стал символом города – ярким примером простого горожанина, доброго, самоотверженного и трудолюбивого – одного из тех, на ком и держится этот город, эта страна и этот народ. Он ушел из жизни в июле прошлого года, а в этом году на средства жителей города и спонсоров ему установили памятник в полный рост на том самом перекрестке, на том самом месте, на котором привыкли его видеть сотни жителей города».

Хотите права обратно? Триста долларов!

О путешествии в столицу Мозамбика в интернациональной компании и о том, как эта компания чуть не подралась с местными гаишниками, повествует в своём ЖЖ puerrtto.

«От границы до Мапуту нас подвозил англоязычный китайский бизнесмен из Гонконга на солидном джипе. По пути он много рассказывал, что работает в Мозамбике уже год, руководя каким-то предприятием, курсирует между Свазилендом и Мозамбиком каждую неделю, но еще ни разу ему не удавалось проехать несчастные 64км от границы со Свазилендом до Мапуту не нарвавшись на оборотней в погонах. Схема, по его словам, всегда одна. Выбегает из кустов рожа в фуражке и машет полосатой палочкой. Затем требует предъявить права. Даете права. Тот берет их и уходит в кусты либо полицейское авто, как вариант. Вы идете за ним, чтобы забрать права. Гаишник согласен на это только в том случае, если вы заплатите определённую сумму. Варьируется сумма от 10 до 500 долларов.

Ситуация показалась мне безумной, я спросил китайца, а что если давать ментам не права, а их ксерокопию на бумаге? Тот рассмеялся – они требуют права и вполне способны из злости поцарапать машину гвоздем, отломать зеркало, подкинуть наркотики и прочее. Я спросил, а что если вызвать начальство? Если позвонить в свое посольство? Неужели черные менты столь непробиваемы, что их ничем не одолеть? Тот пожал плечами – начальство такое же гнилое, как и подчиненные.

Вскоре нас остановила полиция, километров за тридцать до Мапуту. Китаец ждал этот момент и заранее предсказал, где они дежурят и когда они остановят. Так и произошло. Останавливаемся. Трое товарищей с надменными улыбками подкатывают к машине и просят предъявить права. Я не успеваю сказать китайцу, что давать им права не стоит, а начать лучше с требования предъявить их собственные документы. Было поздно. Те забрали его права и молча ушли в свою машину. Он отправился за ними. Затем до нас донеслись обрывки торга. Китаец просил ограничиться сотней долларов, а те хотели триста. Я не выдержал и рванул китайцу на помощь. Подойдя, я спросил офицера, в чем проблема и на каком основании он вымогает деньги у иностранного бизнесмена? Тот заорал на меня: «Что ты сказал? Дай сюда свой паспорт!». Отвечаю, что паспорт ему не дам, поскольку он дорожная полиция, а не криминальная и не миграционная. Затем достаю ручку, блокнот и записываю его имя и фамилию, что на бейджике, сопровождая это словами: «Сегодня твой последний день в полиции». Кажется, они такого подхода не ожидали и сочли меня крутым чиновником от ООН, или загулявшим послом США. То была игра на грани фола, но, как это всегда бывало – сработало на ура. Менты, конечно же, не попросили прощения и даже стали на меня ругательно орать на португальском.

Параллельно я достаю фотоаппарат и их фотографирую, как потом признались мои спутники – этого не следовало делать, но что было – то было. После чего на меня бросается бабища-полицейская весом в полтора центнера и ударяет кулаком по плечу (целилась явно по лицу, но промахнулась). Она пыталась отобрать фотоаппарат, но и это у нее не получилось. Фотоаппарат я передал Диме, а тот укрылся внутри джипа, закрывшись изнутри. Бабища стала дергать ручку, а тот достал телефон и крикнул, что звонит в посольство.

Еще минут десять продолжались наши баталии, но в итоге они вернули китайцу права и уехали куда-то на боковую дорогу в полях. Из соображений безопасности мы вскоре тоже свернули с главной дороги и проехали через какой-то район нищеты. Дело в том, что мы опасались, что озлобленные менты сообщат по рации номер нашего автомобиля и нас остановят на следующем посту. До Мапуту в итоге добрались без новых эксцессов, но весьма и весьма на нервах».

Лицо, наделённое властными, а не карательными полномочиями

Напоследок хотелось бы поделиться записью украинского блогера avtostile. Порадоваться, так сказать, за автомобилистов Незалежной. И пожелать такого же счастья своим. В августе этого года соседи славяне прямо запретили начальству ГАИ оценивать работу сотрудников по количеству составленных протоколов. Отныне оценка работы инспекторов осуществляется по другим критериям, как то: уровень безопасности движения и порядка на вверенном участке патрулирования. Учитываются количество происшедших на участке ДТП, число жалоб или благодарностей от участников движения и тому подобное. Произошли сдвиги после случившегося в 2011 году большого скандала. Вызвала скандал запись планерки ГАИ в Бердянске, на которой местный начальник рассказывал, сколько протоколов нужно собрать за день.

«Помните, что у водителя больше прав, чем у сотрудника ГАИ. Нужно использовать свои права в полном объеме, несмотря ни на что. Сотрудник ГАИ – это лицо, которое наделено властными полномочиями, а не «палач на дороге» или истинна в последней инстанции и его главная задача предупреждать правонарушения, а не карать водителей!» – оптимистично заключает блогер.