Ни одной персональной судьбы

Оценить
Краеведы сорок лет говорят о необходимости реконструкции мемориала на Воскресенском кладбище

Два года назад, когда страна отмечала 65-летие Победы, в Саратове было объявлено о реконструкции мемориала на Воскресенском кладбище. Здесь похоронены тысячи бойцов, умерших от ран в саратовских эвакогоспиталях. Краеведы в течение почти сорока лет говорили о необходимости исправить ошибки, допущенные при сооружении памятника: многие фамилии на гранитных плитах были написаны с грубыми искажениями.

Как заявлялось, в результате реконструкции, проведенной по инициативе партии «Единая Россия», все безымянные солдаты получат личную надпись на обелиске, а ведь это, как писал Василь Быков, «последнее, что остается от бойца в жизни».

Неизвестные солдаты

Бойцов, умерших в эвакогоспиталях, хоронили на Воскресенском кладбище в 1941–1948 годах. Как выяснил краевед Владислав Кац, «количество госпиталей, открытых в городе, за годы войны менялось неоднократно: одни закрывали, другие объединяли, в среднем, думаю, работало не больше тридцати». Если исходить из официальных цифр – 8236 погребенных в восьми братских могилах, – в каждой яме лежит больше тысячи человек.

Впрочем, как полагает краевед, мартиролог нельзя считать окончательным и абсолютно точным. Даже известные фамилии погребенных написаны на мемориале с ошибками. Во время самого поверхностного, неподготовленного осмотра мы заметили на плитах более полусотни опечаток.

На черном граните выгравировано – Бадыо П. Судя по онлайн-справочнику областного архива, настоящая фамилия бойца – Бабко. Он скончался 22 декабря 1942 года, больше никаких сведений о нем не приводится. Бжок П. Я. – на самом деле Бешок, скончавшийся 29 сентября 1942-го. Чуть больше известно о бойце, которого звали Чизон Гадо (на мемориале он значится как Гадо-Гизон): родился в 1904 году на территории нынешнего Таджикистана, служил красноармейцем в стрелковом полку, умер от болезни уже после победы, 22 июня 1945 года. Ефеилов А. И. – в действительности Ефремов (умер 24 июля 1942), Ермошен А. Я. – Алексей Яковлевич Ермолин, родился в 1909-м, служил красноармейцем, умер 19 марта 1942-го. Жгор А. Д. – Анатолий Дмитриевич Жгар, родился в 1924-м, служил в звании старшины и должности воздушного стрелка-радиста в 10-й гвардейской авиационно-транспортной дивизии, умер 19 января 1945-го.

Особенно не повезло женщинам: их фамилии написаны в среднем роде. Москвина И. Т. (умерла 24 ноября 1943), Пепинина С. А. (12 января 1944) названы Москвино и Пепинино. Кем были они и другие – медсестрами, зенитчицами, радистками, регулировщицами, поварами на полевой кухне? За фамилиями, выбитыми на граните, скрыты драматичные истории, которые уже не выцарапать у вечности: Антонио Приэто, родился в 1928 году, воспитанник военного училища, умер 7 июня 1946 года, его ровесники А. Фернандес (умер 7 августа 1945-го) и Поренс Ромос (в тот же день), а также неизвестные Е. Е. Фролора (ум. 16 декабря 1942), В. Ф. Тронди (27 февраля 1943), К. Д. Терезе (в тот же день), В. Г. Румсудо (10 апреля 1943), человек по имени или фамилии Насинбунга (родился в 1925 году, умер 11 февраля 1944), человек, от которого на мемориале и в областном архиве осталось только странное слово Ипайка (ум. 30 декабря 1942).

«Имея нездоровый интерес к истории»

Как вспоминает Владислав Кац, «имея нездоровый интерес к истории нашей области в военные годы», он собрал картотеку, в которую вошли войсковые части, учебные заведения, эвакогоспитали, организовал в ДК «Россия» военно-патриотический клуб «Сын героя». «Оказалось, что за все послевоенные годы в газетах ни разу не были опубликованы материалы о конкретных людях, чьи останки покоятся в братских могилах на Воскресенском кладбище», – обнаружил краевед. В 1981 году с шестиклассниками из школы № 36 он поехал на мемориал (памятник был открыт в 1970-м). Ребята переписали грузинские и армянские фамилии, Владислав Иосифович направил запросы в комсомольские газеты этих республик, надеясь, что откликнутся родственники павших.

В заметке для многотиражки «Авангард», выходившей на заводе электроагрегатного машиностроения, он впервые описал искажения на кладбищенских плитах. Ребята с детской технической станции ДОСААФ сделали более полутора сотен фоторепродукций всех плит с фамилиями (цифровой техники тогда не существовало, так что это была очень трудоемкая задача). Ученики школы № 7 собрали сведения о саратовских лечебных учреждениях времен войны. Им помогала профессор медицинского института Сусанна Георгиева, которая сама в 1941–1945 годах работала в эвакогоспиталях.

Кац нашел в подвале городской конторы похоронного обслуживания «Журналы учёта захоронений по Братским могилам Воскресенского кладбища». В конторе рассказали, что вскоре после войны журналы переписали заново, поскольку прежние истрепались. Как полагает краевед, этими журналами (которые были изначально заполнены безграмотными кладбищенскими работниками, а потом еще и переписаны не лучшим образом) пользовались авторы мемориала, нанося фамилии бойцов на памятные плиты. Торопясь к дате, за уточнениями в архивы они не обращались.

Буквы и красавицы

Фамилии воинов, похороненных в братских могилах на Воскресенском, опубликовали в областной Книге памяти. Но денег на реконструкцию мемориала власти по-прежнему не находили. В неофициальных беседах чиновники объясняли краеведу, что приоритетом назначен музей боевой славы на Соколовой горе, для которого губернатор Аяцков даже выпросил у подмосковного коллеги трофейный танк «Тигр».

В конце 2009 года, когда страна начала готовиться к 65-летнему юбилею Победы, к вопросам исторической справедливости подключилась «Молодая гвардия «Единой России». По словам вице-губернатора Дениса Фадеева, бывшего тогда координатором МГЕР по Приволжскому округу, активисты «вышли с инициативой объединить молодежь в проекте «Я – патриот» для сбора средств на реконструкцию мемориала».

Вот что говорилось в релизе, распространенном штабом благотворительного марафона: «Активистами движения «К Великой Победе» подсчитано, что в 2861 фамилии погибших воинов ровно 21382 буквы (букв А – 1799 шт., Б – 468 шт. (…) Я – 194 шт.). Каждый житель Саратова, каждая коммерческая и некоммерческая организация получит возможность сделать свой вклад в благородное начинание и нанести на мемориал одну букву из фамилии бойца (100 рублей), всю фамилию участника Великой Отечественной войны (1000 рублей) или целую табличку из 40 фамилий (30000 рублей)».

Частью проекта «Я – патриот» стал конкурс красоты под названием «Краса Победы», проводившийся в ночном клубе. В качестве зрителей пригласили 300 студентов, отличившихся в патриотической работе. Участницы «сыграли концертную агитбригаду, которая организовала фронтовикам (зрителям) театрализованное представление». Затем состоялось дефиле «Воплощение образа русской девушки в мае 1945 года». Помимо главного титула красавицы получили звания «Мисс доблесть» и «Мисс милосердие». Как пояснял Денис Фадеев, «для молодежи патриотизм – не пустое слово. Просто поколение NEXT всё больше воспринимает символами и образами. Задача «Молодой гвардии» доступными формами воспитать настоящих патриотов».

Сбор средств стал поводом для политического скандала. Во время пресс-конференции депутата ГД от КПРФ Валерия Рашкина «молодогвардеец» спросил, почему коммунист «не помогал благотворительному марафону». Ольга Алимова, бывшая тогда областным депутатом, ответила: «Вы бы еще нас на гей-парад пригласили!» МГЕР выставила протестный пикет, в прессе, лояльной правящей партии, последовал «отклик в лице крупнейших общественных организаций нашей области, представителей вузов, студенческих профсоюзов, выразивших протест в связи с резкими высказываниями народного избранника Алимовой».

Отметим, что представители других оппозиционных партий отозвались о форме проведения благотворительности столь же критически. Председатель городского отделения «Яблока» Михаил Наместников в интервью газете «Репортер» сравнил продажу «букв из дедовских фамилий» с «моральным мародерством», по поводу конкурса красоты сказал следующее: «Какие такие "Мисс доблесть" и "милосердие" на подиуме?! Это как бретельки на декольте из георгиевских ленточек, мне кажется». Антон Ищенко, бывший тогда координатором регионального отделения ЛДПР, предположил, что «МГЕРовцами должны были заинтересоваться врачи-психиатры», и оценил акцию как «желание привлечь к себе внимание любым способом, наплевав на этику и мораль».

Герои нашего времени

Всего в марафоне участвовали 7 тысяч жертвователей, было собрано более 900 тысяч рублей. По словам организаторов, на эти деньги изготовили 44 плиты с фамилиями бойцов, которые ранее не были упомянуты на мемориале. Обновленный мемориал открыли 8 мая 2010 года (заблаговременное проведение мероприятия гарантирует попадание в праздничные теленовости) при большом стечении синих флагов ЕР и молодых людей в майках с надписью «Я – патриот».

Новые плиты установили не на мемориальной стене, а положили рядом на аллее, где во время торжественных церемоний строят курсантов. По подсчетам МГЕР, здесь 2863 фамилии. Как объяснил Василий Артин, руководивший тогда региональным штабом «Молодой гвардии» (ныне депутат городской думы), список составляли при «помощи добровольцев из представителей студенческой молодёжи и областного комитета ветеранов, которые собирали данные по погибшим в полках, дивизиях, через родственников и однополчан». На вопрос, почему при реконструкции мемориала не рассматривался вопрос замены старых плит с искаженными фамилиями, депутат ответил следующее (цитата по письму электронной почты):

«Как и при любой работе с большим количеством информации, особенно которая собиралась во время войны и после, в условиях мало подходящих для системной и полной работы, возможны искажения. Естественно, что работа по сохранению памяти бойцов, погибших за нас в Великую Отечественную Войну, не закончилась. Думаю, если имеются искажения фамилий бойцов, то они также должны быть исправлены потомками как можно скорее».

Патриотизм, духовность, нефть

Между тем тема патриотического воспитания, и без того часто звучавшая в речах чиновников, получила центральное место в государственной риторике. По указу Владимира Путина в администрации президента создано управление по общественным проектам, которое призвано заняться «укреплением духовно-нравственных основ».

Напомним, что еще в сентябре во время поездки в Краснодарский край глава государства назвал систему ценностей «сферой жёсткой конкуренции» и сравнил спасение народной души с «борьбой за минеральные ресурсы». Отметим, что особенного внимания президента удостоились поисковые и исторические клубы: по его словам, «молодые ребята делают очень полезное, нужное, благородное дело», которое «заслуживает всяческой поддержки». Путин напомнил, что в Российской империи патриотическим воспитанием ведала церковь, в советское время – идеологические подразделения КПСС, а «у нас действительно 20 лет этим никто не занимается».

Как рассказали «источники в АП» в интервью газете «Известия», новых проектов в стиле движения «Наши» и «Молодой гвардии» не ожидается. На современном этапе молодежь решено воспитывать при помощи грантов и премий. Деньги «на идеологию» будут идти через профильные министерства, а управление сможет координировать потоки.

Новые методы рассчитаны на возросший уровень гражданской активности. Проявляя инициативу снизу, энергичные юноши сами сообразят, вокруг каких идей выгоднее «социально самоорганизоваться». Как пояснил в интервью «Известиям» директор фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Дмитрий Бадовский, накопившуюся в стране «очень большую общественную энергию» предполагается направить в мирное русло.

Как заявил директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко в интервью федеральной газете «Взгляд», создание нового управления означает дальнейшее «усиление Вячеслава Володина».