Вся власть советам? Координационным...

Оценить
Дойдет ли до нашего региона федеральная волна оппозиционной самоорганизации?

Неделю назад российские оппозиционеры, по их собственному утверждению, провели в стране настоящие честные выборы. После весьма мудреной процедуры регистрации и подтверждения личности любой гражданин России мог проголосовать за кандидатов, которым он доверяет координационную протестную деятельность. Зарегистрировалось для голосования 170 тысяч человек, проголосовали почти 82 тысячи. Выиграл голосование по общегражданскому списку, как и ожидалось, адвокат и блогер Алексей Навальный. В первую пятерку вошли также Дмитрий Быков, Гарри Каспаров, Ксения Собчак и Илья Яшин.
Мы спросили у наших экспертов, принимали ли они участие в альтернативных выборах и кого видят в Саратовском Координационном совете оппозиции, если такой когда-нибудь образуется.

Игорь Семенов, социальный технолог, экс-кандидат в КС оппозиции:

БУДУЩЕЕ – ЗА ПРЯМЫМИ ВЫБОРАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Как кандидат я на этих выборах, конечно, на прохождение в КС не рассчитывал. Зато изучил систему проведения этих выборов изнутри и познакомился с интересными людьми. Заметил много недостатков, но, на мой взгляд, в случае с КС первый блин не вышел комом. Положено очень важное начало системе координации протестных действий и процессам объединения оппозиции. Я считаю крайне позитивным тот факт, что такие выборы состоялись. Можно сказать, что мы перешагнули еще одну границу в истории нашей страны.

Я уверен, что подобные федеральному Координационному совету органы должны появиться и в регионах. Где-то об этом думают давно, где-то пришли к мысли о таком механизме консолидации только после выборов в КС. У нас же люди не умеют объединяться, не настроены на поиск согласия. Уступать и проиграть с достоинством не могут. Мы живем в эгоистическом обществе. И политический эгоизм также процветает. И вот на это протообщество, где есть серьезные проблемы с саморегуляцией и самоорганизацией, еще и давит правящий режим. Конечно, всё будет разваливаться. Поэтому научиться объединяться и идти на компромиссы – это первоочередная задача, которую мы можем реализовать уже сейчас, не оглядываясь на Путина. И, объединившись, предлагать реальные альтернативы существующему положению вещей. Без этого рассчитывать на массовую поддержку населения нельзя.

Что касается Саратова, то у нас любят оглядываться на Москву. И если федеральный КС обратит внимание на регионы и окажет им реальную поддержку, то, возможно, что-то и получится. А пока у нас в Саратове «болото» из разочаровавшихся людей. Обратите внимание, в качестве избирателей на выборах в КС участвовало очень много людей из Саратова, а регионального выборного комитета здесь не было. То есть протестный электорат есть, протестные настроения сильные. А сильной организации нет. Всё, что организовалось после декабрьских протестов, в том числе и Саратовское объединение избирателей, сейчас в упадке. А нового нет. Но если из Москвы будет организационная поддержка, то, думаю, инициативные люди и в Саратове найдутся.

А что нам остается? Существует видимость партийной системы и видимость выборов. Чтобы как-то действовать и что-то решать, нужно выстраивать параллельные общественно-политические институты, а для начала пройти через альтернативные выборы в координирующие протестные органы. И дальше вовлекать народ в самоуправление протестами. Я думаю, будущее за прямыми формами электронной демократии, развитие которых может принять лавинообразный характер и стать основой изменения системы власти в стране.

Александр Макухов, экс-председатель правления Саратовского регионального отделения Российской партии пенсионеров:

СРОЧНО НУЖНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

Я и отошел от «должностной политики», но, как был гражданским активистом, так им и остаюсь. Я считаю правильным посещать проводимые оппозиционерами митинги и встречи. На прошедших выборах выявилась главная проблема саратовской оппозиции – неумение договариваться. Все переругались, бывшие союзники превратились во врагов.

Координационный совет – это очень правильная идея. И хорошо, что туда позвали всех оппозиционеров, а не по принципу «свой-чужой». То есть каждый имел право зарегистрироваться как избиратель и каждый же мог стать кандидатом. Единственное, что, с моей точки зрения, получилось неправильно, – это довольно сложная процедура регистрации избирателей. Лично мне её пройти не удалось. Возможно, саму процедуру нужно упростить.

Теперь срочно нужно организовывать региональные советы. Иначе здесь всё затухнет. Регионы будут считать, что это какие-то отдельные московские игры. Что это просто тусовка с жиру бесится. Думаю, в регионах вполне можно работать по партийному принципу. То есть по сути создавать местные советы, в которые должны войти все, кто не согласен с позицией нынешней власти на региональном и федеральном уровне. Не только демократы или либералы, а и коммунисты, и националисты.

Все помнят историю, когда Кучма хотел передать власть своему человеку. Украинская оппозиция тогда нашла в себе силы объединиться против сфальсифицированных выборов и добиться результата. Пусть сколько угодно говорят о том, что это была насаженная извне «оранжевая революция». Но украинский пример показал, что объединенная оппозиция гораздо сильнее отдельных групп несогласных. Лично я вижу в организации Координационного совета единственный организационно-правовой вариант существования оппозиции. Иначе Путин так и будет продолжать заявлять, что он не видит никакую оппозицию и разговаривать ему не с кем.

Так как все информационные шлюзы для оппозиции перекрыты, считаю необходимым ввести разъяснительно-агитационную работу КС как на федеральном, так и на местном уровне по ленинскому принципу – от дома к дому, от заводского цеха до вузовской аудитории. Практика показала, что одного Интернета не достаточно для разъяснения своей позиции.

Никита Колпаков, координатор проекта «РосЯма» в Саратове, гражданский активист:

У НАС ЕСТЬ НЕКИЙ НАДПАРТИЙНЫЙ ОРГАН – СОИ

С удовольствием принял участие в голосовании в первых в современной России честных выборах, выборах в Координационный совет оппозиции. Было представлено очень много достойнейших людей. Про большинство представителей гражданского списка хотя бы раз слышал, некоторых даже знаю, поэтому нетрудно было определиться с выбором. Удивили лишь представители так называемых курий: из националистов, к примеру, никто не был мне знаком.

Победили медийные личности – упрекают теперь организаторов. Оно и не мудрено: почти все эти люди, за исключением, пожалуй, госпожи Собчак, стали медийными благодаря своим гражданским, социальным проектам. Они сделали себе имя на полезных делах. Мне тоже предложили участвовать в выборах в качестве кандидата. Федор Езеев, координатор всей «РосЯмы», пригласил меня, но я отказался: надо быть как минимум известным на федеральном уровне, чтобы рассчитывать на хоть какой-то результат. Итоги подтверждают мои слова: проходным было количество в 15 тысяч голосов – почти столько сколько набрал победитель выборов мэра Химок. Мне же, разумеется, о такой поддержке даже не стоит заикаться. Возможно, я смог бы быть представленным на местном уровне, но никак не конкурировать с москвичами. Пономарев, кстати, предлагал выделить регионам квоты, но тогда никто не понял, кому и сколько мест выдавать. Поэтому и победители в большинстве своем москвичи.

Провести подобные выборы вполне можно и в регионах, благо достойных людей в глубинке немало. У нас же в Саратове уже есть СОИ – некий надпартийный орган, объединяющий оппозицию (благодаря нежеланию принимать участие в работе СОИ «едросов»). Поэтому не обязательно изобретать велосипед второй раз. Не хочу называть конкретных имен, но с уверенностью скажу, что людей, готовых и достойных структурировать действия оппозиционных «войск», у нас немало. Это амбициозные, открытые люди, которые всегда готовы придти на помощь советом или делом.

Михаил Наместников, руководитель аппарата регионального отделения партии «Яблоко»:

МОЩНЫЙ АКЦЕНТ НУЖНО СЕЙЧАС ДЕЛАТЬ СКОРЕЕ НА ПРАВОЗАЩИТУ

Я участвовал в выборах в КС. Конечно же, выбирал. Пытался даже организовать в Саратове избирательный участок по выборам в КСО. Помещение нашли, оргтехнику нашли, людей. Но мы чуть опоздали. За выборами местными, с их суетой и безнадегой, не успели зарегистрироваться. Едва сам успел оформиться как избиратель. Голосовал за молодых и самых отчаянных, предполагая наперед, что ВИП-персоны обречены на победу. Жаль, что Рома Шалимов не прошел, и Дима Путенихин, хороший поэт, и Коля Кавказский – болотный узник, и правозащитница Наталья Холмогорова, да даже и брутальный, провокационный Дмитрий Бурашников, и от либертариев Андрей Шальнёв. Игра, вы скажете. Возможно, игра. Но какая тут бродит энергетика – натуральная, не проплаченная, достойная внимания.

Что до выборов в среде оппозиции в Саратове, то тут, мне кажется, мы даже несколько опередили время. Координационный совет свой мы уже выбирали, в рамках Саратовского объединения избирателей. Сейчас, вероятно, сообщество переживает трудные времена. Выборы на территории региона закончились. Для многих из нас они закончились навсегда. Иллюзий, что мы можем каким-то образом реально влиять на избирательный процесс, у меня лично почти не осталось. А люди остались. Я отношусь к ним по большей части хорошо. Но и по-разному тоже. Однако и во втором случае полагаю важным их присутствие в нашей оппозиционной тусовке.

Задача сегодня заключается в том, чтобы не оставить их или нас всех в кризисе, в одиночестве, с нашими разочарованиями и страхами. Считаю необходимым похоронить СОИ достойно, с почестями, и заняться оперативно и живо переформатированием усилий в развитие широкого, насколько это вообще возможно, общественного движка. Движения, способного поднять и актуализировать в публичном поле самые острые политические и социальные темы. На мой взгляд, мощный акцент нужно сейчас делать скорее на правозащиту. В сложившихся нетерпимых условиях мы обязательно должны ощущать поддержку и плечо товарища. У меня есть уже и предложения, и некоторые планы организовать на территории региона новую сильную правозащитную структуру. Тогда и свежие люди появятся, и идеи.

Меня пугает сегодня опасность, что мы рискуем утонуть в традиционно пустых судебных процессах и разбирательствах. Я же с сам, с ходу, с колес посылаю систему в задницу. Ну нет у нас ни Суда, ни Права.

А люди есть – хорошие, активные, честные! Ради них я готов затеваться ещё и ещё раз. Организовываться будем, выбирать будем, жизнь продолжается!

Илья Майоров, атаман Саратовской станицы Астраханского казачьего войска:

ЭТО КС МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ

В выборах в КС не участвовал ни в каком ракурсе. Почти год назад, после начала протеста, в каждом регионе сформировались свои оппозиционные группы. И фактически выборы в КС – это Координационный совет именно Москвы и Подмосковья. Состав КС в Москве никак не скажется на региональной обстановке, поэтому и посчитал участие в данных выборах бессмысленным.

Тем более они наложились на предвыборную кампанию в Саратовскую областную думу, которая мне показалась намного интереснее.

КС должны создавать на региональных уровнях. И нынешние выборы в КС и надо воспринимать как выборы в первую региональную группу. Возможно, необходимо создание советов в каждом населенном пункте и жилых кондоминиумах, но это дело будущего.

Если говорить о Саратовском КС, то что-то похожее на него было в первом составе СОИ. По принципу два человека от оппозиционных партий и сил. За год многие зарекомендовали себя либо как соглашатели с властью, либо как уверенные бойцы, отстаивающие свою точку зрения. Кроме того, есть ряд личностей, которые могли бы дополнить состав, но на данный момент в СОИ не входит, например, Вячеслав Мальцев.

Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы:

ВНЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ ЗАПОЛНИЛА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВАКУУМ

Я принципиально положительно отношусь к выборам в Координационный совет оппозиции. Потому что так называемая узаконенная оппозиция, то есть парламентские якобы оппозиционные партии, настолько утомила людей, что те даже на выборы перестали ходить. Сложно верить людям, которые говорят одно, а на деле просто подыгрывают партии власти. Появился определенный политический вакуум, который вполне уверенно заполняет внесистемная оппозиция. И хорошо, что сейчас она наконец-то нашла способ организовать себя. Что касается местного КС, то он должен формироваться также по выборному принципу, но при этом иметь связь с московским советом. Легитимный избранный оппозиционный орган сможет многого добиться. Думаю, что в саратовском КС оппозиции органично бы смотрелись те люди, которые участвовали в выборах 14 октября в качестве кандидатов от непарламентских партий и те, кто их в борьбе поддерживал.