Лишние главы? Обрубить!

Оценить
Территория удельных княжеств подвергнута дисциплинарной реорганизации

Много изменений претерпели органы местного самоуправления региона в уходящем году. Сокращения, объединения, тотальная смена руководства в районах и муниципалитетах.

Пересаживаясь из кресла в кресло

Новый губернатор взял курс на укрепление исполнительной вертикали власти и экономию бюджетных средств. Экономия началась с того, что глав районов оставили без зарплат. Главы районов – это председатели районных депутатских собраний, избранные на высокие должности своими же коллегами. Заседания депутатов проходят раз в месяц, поэтому работой главы нагружены не сильно, а вот все атрибуты власти – хорошая зарплата, машина, секретарь, кабинет – используются ими активно. «Неправильно это», – решили в областном правительстве и рекомендовали спикерам перейти на неоплачиваемую основу. Исключение составили лишь крупные районы с населением более 100 тысяч жителей – Вольский, Балаковский, Балашовский и Энгельсcкий.

В итоге сложилось впечатление, что экономную идею многие районные главы не оценили. В массовом порядке они стали покидать бесплатные отныне места, перебираясь в кресла глав районных администраций. Зарплаты у последних составляют в среднем 30–60 тысяч рублей, в зависимости от величины территории и имеющегося там бюджета. Однако министр по делам территориальных образований Сергей Нестеров уверяет, что деньги – не главная причина подобной миграции.

Ротация, по его словам, связана в основном с наведением порядка в исполнительной вертикали власти. «Смена руководства должна была произойти, потому что ориентиры изменились. Учитывая, что исполнительная вертикаль стала приоритетом, мы попросили ряд глав районов усилить её своими знаниями и опытом», – объясняет чиновник ситуации, произошедшие в Саратовском, Балтайском, Екатериновском, Краснокутском, Питерском, Ртищевском, Советском, Ершовском и некоторых других районах области. Под знаниями имеются в виду наказы избирателей, которые, будучи кандидатами в депутаты, насобирали главы. Теперь же они обязаны эти наказы исполнить. Лучше всего это, видимо, делается в кресле главы районной администрации.

«Районы до прихода нового губернатора были представлены во многом сами себе. Они какие хотели уставы, такие и принимали. В итоге получалась не единая область, а территория каких-то удельных княжеств. Теперь пришло время закона. Готовится рейтинг глав администраций, чтобы оценить эффективность работы каждого из них», – замечает Нестеров.

Между тем злые языки поговаривают, что смена руководства в районах затеяна депутатом Госдумы Николаем Панковым. Якобы он расставляет на места своих людей.

Спасение от коррупции – приход варягов

Что же касается других причин массового исхода с насиженных мест как в районах, так и в муниципалитетах, то, по словам чиновника, в каждом таком случае нужно разбираться отдельно. Ведь кто-то пошёл на повышение, кто-то на другую работу, а кто-то и на пенсию. «Например, глава Базарно-Карабулакского района Александр Романов, перешедший поначалу на должность главы администрации этого же района, работает теперь в Пенсионном фонде, – объясняет собеседник. – Глава Самойловского района Татьяна Кравцева возглавила государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин области. Также в эту структуру перешёл глава администрации Ровенского района Сергей Рощин. А вот главы Пугачёвского района Владимир Зубов и Аткарского Юрий Кошелев ушли на пенсию. Вместо Андрея Сайфутдинова, покинувшего пост по собственному желанию, администрацию Балаковского района возглавил Иван Чепрасов. На данный момент он объективно сильнее предыдущего руководителя. Где-то были сложные решения, все видели, как глава Питерки Алексей Желудков понёс заслуженное наказание за преступление. Или пример с главой Балакова Кириллом Лаврентьевым. В какой-то момент времени он начал заниматься самопиаром, поэтому депутаты выразили ему недоверие. В итоге этой реформы сменилось порядка 27 глав администраций и 30 глав районов. Основной этап пройден, исполнительная вертикаль выстроена максимально».

Кстати, насчёт бережливости, на которую взят курс. В этом году примерно 15 млн рублей будет сэкономлено благодаря тому, что руководство районов трудится теперь бесплатно. В следующем году сумма экономии составит 40–50 млн. «Прежде чем предложить главам районов работать на неоплачиваемой основе, мы изучили похожие практики по России. В Мордовии, например, изначально только два главы работали на неоплачиваемой основе, они там сразу поняли, что бюджета на всех не хватит. Такой же подход был в Пензе», – делится примером Нестеров. А заодно объясняет, что это за новая тенденция такая, когда администрации районов возглавляют не местные жители, а варяги. Так, к примеру, нынешний глава администрации Ровенского района Алексей Стрельников работал ранее заместителем руководителя администрации Советского района. А глава администрации Аткарского района Алексей Решетников руководил до этого администрацией Самойловского района.

Причин у тенденции несколько. Во-первых, короткая кадровая скамейка на местах, так как «кадры в девяностых и начале двухтысячных не растили». Во-вторых, назначая варяга, власти надеются избавиться от кумовства. «Чтобы освободиться от коррупционной составляющей, нужна ротация. Правоохранительные органы так делают, стараясь ставить в руководство людей из разных районов и регионов. Есть примеры, когда главы администрации ставят на ключевые должности всех своих родственников. Мы сталкиваемся сейчас с такими вещами», – поясняет Нестеров. В-третьих, некоторые главы хотят профессионального роста, меняя мелкие районы на более крупные. «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Вот Алексей Решетников – у человека есть желание самореализоваться. В своем районе он добился результатов. Захотелось попробовать свои силы дальше. Ведь Самойловский район – маленький, Аткарский гораздо больше, там силы нужны другие».

Развели глав, теперь сокращают

Следующий этап реформы, затеянной областным правительством сфере органов местного самоуправления, затронет сельские поселения. Их в губернии насчитывается 357.

Хотят областные чиновники протянуть властную вертикаль как можно ниже для пущей управляемости. Решить вопрос текучки поселковых глав: работы на селе много, а зарплата у главы невысокая – 10–15 тысяч рублей. Планируется также взять курс на укрупнение территорий, так как раздробленность не только не способствует управляемости, а ещё и съедает лишние бюджетные деньги – из-за дублирующих расходов на административные аппараты.

«Сейчас будем наводиться порядок на низовом уровне. От профессионализма работающих там глав зависит социальный настрой в деревнях и сёлах. Будем устранять определённые перекосы, раздробленность. Так, если взять примерно одинаковые по площади и количеству жителей районы, то можно обнаружить совершенно несопоставимое число муниципальных образований. В Ртищево их шесть, а в Красноармейске 19», – делится планами Нестеров. Кстати, одна из проблем неэффективной работы органов местного самоуправления, по его словам, заключается в многоглавии.

Представьте, живет человек в деревне. Население там человек 300, но зато целых два руководителя – глава поселения и глава администрации этого поселения. Надо жителю какой-то вопрос поглобальнее решить, он едет в город, а там ещё два главы. Те, если вопрос не в их компетенции, отправляют человека в район, а там ещё двое, к тому же властью между собой меряющиеся постоянно – мол, кто из них главнее. В итоге вопросы не решаются, спросить не с кого, народ во власть не верит. Потому следующим этапом реформы станет объединение администраций районного центра и района. Пилотный проект запущен в Аркадаке – с 1 января 2013 года там заработает объединенная администрация и останется один глава. Когда тоже самое произойдёт в других районах, то за счёт сокращения дублирующих функций, аппаратов и привилегий, положенных чиновникам будет сэкономлена изрядная сумма – 20–30 процентов средств из 900 млн, ежегодно уходящих на зарплаты чиновникам.

Что же касается двуглавости в сёлах, то с этим власти разбираются. Таких сёл на сегодняшний день осталось несколько, находятся они в Энгельсском районе. Сейчас там ведется процедура по объединению администраций.

***

Главы бывают разные…

Глава района – руководитель ветви представительной власти, депутат районного собрания – избирается на должность из числа депутатов. Глава администрации района представляет исполнительную власть, назначается депутатами районного собрания. Сначала депутаты объявляют конкурс на замещение должности главы администрации. Как правило, конкурсные процедуры длятся около месяца. Информация о конкурсе печатается в СМИ. По идее поучаствовать в нём имеет право любой желающий, соответствующий квалификационным требованиям (к примеру, стаж работы человека по профессии должен составлять шесть-семь лет и т. д.). Затем создается конкурсная комиссия. В неё входят несколько представителей регионального правительства и депутатов областной думы. С претендентами проводятся собеседования. До финала допускается не менее двух человек. Конкурсанты представляют депутатам программы экономического развития муниципалитета, а народные избранники выбирают достойного.

В сельских поселениях процедура избрания выглядит проще. Там главой администрации, как правило, становится глава поселкового совета депутатов.