Месть красного террориста. Месть красному террористу
27 октября (8 ноября по новому стилю) исполняется 155 лет со дня рождения одного из видных деятелей русского освободительного движения 1870–1880-х гг., члена Исполнительного комитета первой в России политической партии «Народная воля», создателя и первого руководителя её знаменитой динамитной лаборатории, нашего земляка Степана Григорьевича Ширяева.
Он родился в 1857 году в селе Таволожка Вязьминской волости Петровского уезда Саратовской губернии в семье управляющего имением помещиков Языковых Григория Степановича Ширяева. Родители Ширяева были очень религиозными людьми. Его мать, Лариса Ивановна, была дочерью дьякона Сергеева из города Петровска.
Благодаря протекции и материальной поддержке Языковых, Степан Ширяев еще в 1868 году поступил в Саратовскую мужскую гимназию. В первые свои гимназические годы он и жил в Саратове в доме Языковых.
Григорий Степанович Ширяев умер 16 сентября 1870 года от холеры. На руках вдовы остались, кроме старшего Степана, три его младших брата и сестра. Степану, оставшемуся в семье за старшего, рано пришлось начать зарабатывать на жизнь уроками. Благодаря этому он смог снимать квартиру для себя и братьев.
Сохранилась «Общая книга баллов учеников Саратовской гимназии на 1873/74 учебный год». Из неё видно, что в 6-м классе, за год до оставления им этого учебного заведения, Степан Ширяев был лучшим из 28 учеников своего класса, с ярко выраженными гуманитарными наклонностями. А в 1874–1875 гг. он уже считался одним из наиболее выдающихся членов гимназического кружка самообразования, занимавшихся распространением социалистических идей среди гимназистов.
В 1876 году Степан вёл социалистическую пропаганду уже среди саратовских рабочих в составе самого крупного в то время в Поволжье революционного кружка, основанного студентом Московской Петровской сельскохозяйственной академии Федором Ермолаевичем Гераклитовым. Незадолго до разгрома кружка, осенью 1876 года, Степан Ширяев уехал за границу.
Два года он жил в Англии и Франции, работал слесарем в Лондоне на фабрике электрических двигателей, в Париже – в мастерских электрического освещения у выдающегося русского электротехника, изобретателя первой в мире электрической свечи Павла Николаевича Яблочкова. В октябре 1878 года примкнул к кружку русско-польских социалистов-пропагандистов, устав которого был написан одним из идеологов народничества Петром Лавровичем Лавровым. В середине ноября того же года, как эмиссар кружка, вернулся в Россию и, как член общества «Земля и воля», несколько месяцев вел пропаганду среди петербургских рабочих вместе с Георгием Валентиновичем Плехановым.
В мае 1879 года Ширяев вступает в созданную внутри тайного общества «Земля и воля» сверхтайную террористическую группу «Свобода или смерть» и формирует динамитную лабораторию. После раскола «Земли и воли» на две партии, «Народную волю» и «Чёрный передел», Степан Ширяев становится членом Исполнительного комитета партии «Народная воля», принимает участие в разработке её программных и уставных документов. Он продолжает руководить работой по изготовлению динамита, благодаря которому «Народная воля» смогла подготовить серию покушений на императора Александра II осенью 1879 года.
Деятельность «Народной воли», объединявшей около 20000 участников и сочувствующих, в основном была пропагандистской, агитационной и организаторской. Но по мнению народовольцев, император Александр II должен был нести личную ответственность за жестокие репрессии, бедственное положение крестьянства, реакцию в области просвещения и внутренней политики. Очередные казни революционеров летом 1879 г. усугубили мстительную активность народовольцев. 26 августа 1879 г. на специальном заседании Исполнительный комитет вынес Александру II смертный приговор. Было принято решение подготовить ряд покушений по пути его возвращения из Крыма – под Москвой, Одессой и Александровском.
Осуществляя общее техническое руководство покушениями, Ширяев принял непосредственное участие в подкопе под полотно Московско-Курской железной дороги, и именно он 19 ноября, замкнув цепь, произвёл взрыв царского поезда. Этот взрыв привлёк к «Народной воле» внимание общественности не только в России, но и Европе.
4 декабря 1879 г. Степан Ширяев был арестован в одной из гостиниц Петербурга. Только благодаря показаниям арестованного народовольца Григория Гольденберга, хитростью склонённого к предательству, личность и роль Степана Ширяева в революционном движении стали ясны властям, и ему были предъявлены обвинения в производстве динамита, а также участии в покушении 19 ноября 1879 г.
С 25-го по 30 октября 1880 года состоялся «процесс шестнадцати» – первый суд над партией «Народная воля». На этом процессе «Народная воля» впервые заявила о себе как партия. Степан Ширяев выступил с яркими речами, в которых изложил программу «Народной воли», ее цели и средства, подчеркнув, что террор в ее деятельности занимает второстепенное место. Крылатыми для многих революционеров стали произнесённые им на суде последние слова: «Красный террор Исполнительного комитета был лишь ответом на белый террор правительства. Не будь последнего, не было бы и первого». Таким образом, Степан Ширяев выполнил роль выдающегося защитника партии перед общественным мнением России и Европы.
Его, первым из народовольцев, вместо декларированной перед обществом вечной каторги власти обрекли на медленную, мучительную смерть в холодном, сыром каземате Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Он скончался уже 18 августа 1881 года. Современники Ширяева считали его скорую смерть в Секретном доме загадочной, хотя согласно официальной версии он умер от туберкулеза легких.
Но сопоставление опубликованных и архивных источников позволяет прийти к выводу, что Степан Григорьевич Ширяев в знак протеста против оказанной ему «царской милости» и против бесчеловечного тюремного режима покончил с собой.
Ольга Дмитриева, кандидат исторических наук, краевед