Улицы очистят

Оценить
И может быть, даже расширят

Вопрос, быть или не быть Театральной площади нынешней зимой площадкой для снега с городских улиц, пока не решен. Известно, что грязный снег будут складывать на улице Депутатской, за заправкой ТНК по дороге на Усть-Курдюм, рядом с «Оконным миром» на повороте в поселок Лесопильный вдоль аэродрома авиазавода и у поселка Нефтяников, что по автодороге на Пензу. Об этом и о многом другом говорили в минувший четверг на заседании комиссии по промышленности в Саратовской городской думе.

Реагенты – в центр, песок с солью – в округу

Уборка и вывоз снега будут осуществляться ночью. Накануне участников дорожного движения обязательно проинформируют о перекрытых улицах и о том, что на них нельзя оставлять автомобили. Пропустившим эту информацию не стоит обижаться на эвакуаторы. Подразделения ГИБДД будут контролировать этот напряженный момент. Техники в городе достаточно. У предприятия «Городские дороги плюс» – 152 единицы, у МУП «Дорстрой» – 112 единиц. И она практически в боевой готовности.

Если снег будет идти днем, дорожному движению будут помогать реагентами и песко-соляной смесью. Их уже завезли в достаточном количестве по крайней мере до декабря. Реагенты пойдут в основном на центр города, а песко-соляная смесь – в спальные районы. Смеси заготавливается 30 тысяч тонн, а реагентов всего три тысячи.

Мимоходом вспомнили, что в зиму город уходит с шикарной улицей Московской и с отвратительными тротуарами вдоль нее. Депутат Виктор Марков многозначительно сказал, что уже написал запрос главе города Грищенко – «он ведь у нас отвечает за дорожное строительство». Дмитрий Федотов сказал, что в этом году денег хватит только на дорогу, а шикарные тротуары вдоль нее проложат в следующем году.

Потребности советских пешеходов давно исчерпаны

-В годы советской власти считалось, что советский человек, сознательно отказываясь от личного транспорта, хочет передвигаться по городу на общественном, – начал свою увлекательную лекцию депутат Александр Дегтярев. Он был содокладчиком по вопросу о подготовке целевой программы по расширению участков дорог, затрудняющих движение транспорта.

– Потом кто-то из руководителей города съездил за границу и возникла идея пешеходных зон. Тротуары вдоль дорог везде, где это было возможно, искусственно расширили на два метра. – Александр Алексеевич сопровождал свой рассказ слайдами, где было хорошо видно, какими были тротуары изначально и как их увеличили для гуляния пешеходов. При этом самих пешеходов, хотя это были картинки сегодняшнего дня, на тротуарах не было. Увы, люди у нас давно не советские, и каждый год число саратовских автолюбителей, которые предпочитают ездить на авто даже в булочную, вырастает на 9 процентов.

Тротуары украли проезжую часть в центре на улицах Горького, Вольской, Радищева, Большая Горная, Кутякова, 50 лет Октября и на многих других. Оставленные без внимания пешеходов, они начали зарастать ларьками и стихийными стоянками автомобилей. Но вернуть всё назад одним махом не получится. Дело в том, что под тротуарами сейчас уложено большое коммунальное хозяйство. Александр Алексеевич привел в пример улицу Большую Горную в районе Сенного рынка, где городские власти начали готовить расширение еще в 1997 году. Увели водопровод под тротуар, но вынести за пределы нового дорожного полотна электрический кабель не сумели. СПГЭС выставила городской власти такой счет, что оплатить его никто не решился. И фактически получилось, что в расширенную дорогу вставлены теперь опорные столбы. Свято место пусто не бывает, и из того, что должно было стать дорогой, сделали карманы для авто.

Более толковой и эффективной стала вроде бы реконструкция улицы Кутякова, где заменили все коммуникации от Аткарской до Октябрьской, и на этом участке она стала вполне проезжей. Но вот на участке между Горького и Радищева проблема осталась – во-первых, из-за выступающей столовой ЦНИИА 10, во-вторых, из-за вылезающих витрин новых магазинов. И расширить это узкое горло будет очень трудно. Может быть, это удастся сделать только после того, как будет принята городская программа о возврате тротуаров к границам 1980 года. Ну и конечно, деньги на нее найдутся не только в городском бюджете.

– Техническая возможность реконструировать улицы имеется, поверьте мне, как специалисту, – говорил Александр Дегтярев. И снова и снова показывал фотографии с рассыпанными остатками бордюрного камня на улице Тракторной: если их убрать, пространство станет зримо свободнее. Улицу Чернышевского можно расширить от Вольской до Шелковичной за счет технического тротуара и газонной части. От Вольской до САРГРЭС тоже есть где разгуляться – около ликерного завода тротуар целых пять метров! А на улице Рабочей в районе от Университетской до Хользунова есть даже семиметровые тротуары…

Первым в атаку на защитника пространства автодвижения пошел депутат Лев Бейлин. Его не устраивает, что тротуары уберут вместе с зелеными насаждениями. Он считает, что прежде чем их трогать, надо убрать с тротуаров несанкционированную торговлю: «и слава богу, власть этим начала заниматься». Но вот он, Бейлин, ездил в Барселону, и ему там показалось всё разумным в устройстве городской жизни. Коллега Марков посоветовал «кислое с пресным не путать».

– Конечно, хорошо бы, как в Барселоне, всё в Саратове устроить, но где у нас каталонское правительство? – спросил он. – Нам бы просто сейчас разгрузить город от глупых ситуаций. Есть в Саратове места, где не надо ни деревья рубить, ни пешеходов ущемлять. Зачем объявили весь район набережной пешеходной зоной? И теперь по заросшей травой плитке не ездят ни автомобили, ни люди не ходят. Жизненно необходимо выбрать 10 улиц и расширить их. И сразу в городе станет легче дышать.

Договорились создать работающую рабочую группу и за полгода найти эти десять улиц и доказательства необходимости их расширения.