Генплан без шуток

Оценить
Строители наконец поймут, что, как и зачем нужно строить

В минувший четверг на заседании Саратовской городской думы депутаты утвердили изменения в Генеральный план города Саратова и правила землепользования и застройки. Изменения эти настолько значительны, что я бы на месте участников представительного собрания стоя приветствовала тех, кто поставил грандиозную задачу и решил ее. Потому что теперь каждый любопытный по жизни или заинтересованный по службе человек может взять карту зонирования города и увидеть, какая судьба уготована в обозримом будущем для интересного ему участка саратовской территории. «Ну и что в этом особенного? – могут спросить скептики. – Все нормальные города имеют такую карту». Так вот и получается, что мы наконец стали нормальным городом.

Турунтаев-Яга против

Чтобы внести эти поправки, потребовалось организовать и провести десятки публичных слушаний. И эта затратная по времени и нервам работа была далеко не самой главной. Потому что главную делали за своими столами специалисты. Перед ними была поставлена задача: учесть все особенности областного центра – исторические, геологические, антропологические. И понять перспективы развития непростого города, четко обозначив проблемы, с которыми придется бороться неотложно, несмотря на все и всяческие препятствия, например, в форме элементарной нехватки денежных средств.

Только четкий, грамотно составленный Генплан поможет городским властям добиваться финансирования мероприятий по ликвидации оползневой опасности не только на областном уровне, но и на федеральном. Потому что Саратову как можно быстрее нужны миллиарды рублей для того, чтобы построить новую береговую линию вдоль Волги, и еще миллиарды рублей для того, чтобы поднять на современный уровень системы городской коммунальной инфраструктуры. Без этих больших денег оползни и старые трубы будут и дальше расползаться, и на Саратове можно будет ставить большой и жирный крест.

Государственная политика последних лет четко делает ставку именно на города-миллионники. В российской действительности именно они становятся локомотивами экономики, надежными плательщиками в бюджет, да и людям здесь легче держаться на плаву. Так что вряд ли подкрепленную документами просьбу помочь материально зарубят на корню, сознательно обрекая Саратов на разрушение. Деньги, пока нефть резко не подешевела, революций и других государственных катаклизмов не случится, нашему городу дадут. Но это в будущем. А сейчас просто порадуемся, что наконец-то власти все-таки поняли, что хаотично ляпать дома любой этажности, где попало возводить промышленные и торговые объекты нельзя. Иначе это обернется бедой.

В сопроводительных материалах к новому Генплану прямо сказано о том, что земли под Саратовом заболачиваются и подтопляются грунтовыми водами. Частично в этом виноваты природные особенности: рельеф с большими перепадами поверхности земли на небольших территориях, близкое залегание водоупорных отложений почти подо всем городом. Но еще больше подпортила Саратову человеческая деятельность. Естественный дренаж уничтожили засыпкой оврагов. Городскими дорогами перекрыли сток поверхностных вод. Утечками воды и канализационных стоков из трубопроводов усугубили ситуацию. Массовое использование свайных фундаментов тоже не пошло земле под Саратовом на пользу. Потому что этими сваями барражируется поток грунтовых вод. Именно поэтому у нас в подвалах стоит вода, на стенах даже новых домов трещины, а сваи всё чаще уходят не в землю, а «улькаются» в толщу грунтовых вод.

Эти признаки надвигающейся на Саратов катастрофы я раньше слышала только от критикующих власть гражданских активистов. И вот теперь они изложены в умных инженерных терминах в документе, за который проголосовала дума. Кроме новых уточненных зон, разрешенных к разным четко обозначенным видам использования, в новом Генплане просматривается новый берегооукрепительный пояс. Подчитано, что ремонтировать старый неэффективно ни по затратам, ни по технологиям. Да много чего на самом деле заложено в этом плане и в измененных правилах землепользования и застройки, которые приняты на том же заседании.

Но в коротком докладе заместителя председателя комитета по градостроительной политике Андрея Гнусина всех этих важных моментов не было. А некоторые из депутатов длинные пояснительные материалы читать не привыкли. И думать над ними тоже. И из-за этого попадают в грустно-комичные ситуации.

Так, депутат от коммунистической партии Геннадий Турунтаев, услышав от Гнусина про то, что новый Генплан поможет улучшить экологическую ситуацию, вдруг вспомнил о том, как упертые саратовские экологи наскакивали на городских чиновников во время публичных слушаний, упрекая их в том, что они нарушают закон, не перемещая городские свалки за пределы Саратова. А изменениями к Генплану эта правовая коллизия наконец-то разрешается. У Саратова теперь есть две официальные границы: одна – муниципального образования «город Саратов», а другая – черта города Саратова. За чертой – зона промышленных предприятий, транспорта, связи, обороны и свалок бытового мусора. Всё законно. Юристы проверили.

– О какой экологической защищенности идет речь? Искусственная граница для полигонов по утилизации бытовых отходов – обман жителей Саратова, – пошел в атаку депутат Турунтаев.

– Вы что, хотите отодвинуть свалку мусора на 50 километров от Саратова? – принял вызов Грищенко, пока докладчик Андрей Гнусин собирался с мыслями и духом. – А вы подумали, сколько будут платить горожане за вывоз мусора, если мы пойдем по этому пути?

Потом глава города популярно разъяснил, что свалки за пределами муниципального образования перестают быть муниципальными. Значит, они будут частными, и тарифы, скорее всего, увеличатся, потому что хозяевам интересно как можно быстрее вернуть затраты на обустройство полигонов. Да, мусор на них будут вывозить автомобили муниципального предприятия, но у этих автомобилей увеличится плечо пути. На сегодняшний день городская власть отдает в СпецАТХ 35 миллионов бюджетных рублей, а если свалки удалить от города на 50 км, то объем этих дотаций резко вырастет.

– Ну и надо дотировать. Ничего страшного, – единолично распорядился бюджетными деньгами коммунист Турунтаев, как-то совершенно забыв о том, что сам же называет городской бюджет нищенским. И пригрозил, что коммунисты за Генплан голосовать не будут. Потому что этим голосованием разрешат и дальше травить запахом гари саратовцев.

– Какая связь между запахом гари и Генпланом? – не понял нюансов политического пиара председатель областного союза ветеранов Афганистана Равиль Насыров, который не выдержал депутатских споров и поднялся сказать свое веское военное слово «от общественности». Он напомнил депутату, что на слушаниях его не видел, и далеко не все там присутствующие были против проекта.

Такой качественный план развития города на самом деле появился в Саратове впервые после советских времен. «Постепенно дожимаем нормативную базу. Чтобы у строителей было понимание, что, как и зачем нужно строить», – сказал, завершая обсуждение, Олег Грищенко.

На этом же заседании думы порядок в застройке Саратова продвинули еще чуть-чуть, проголосовав за то, как, кто и по каким принципам будет создавать местные нормативы градостроительного проектирования. Депутат Турунтаев и на обсуждении этого вопроса отнял у коллег и журналистов минут десять времени, пытаясь доказать, что название у решения думы неправильное.

Снова придется занимать деньги в банках

После того как Алексей Полещиков ушел из депутатов Саратовской городской думы (вышел из партии «Справедливая Россия», перешел к коммунистам и от них пытался пройти в Саратовскую областную думу), упрямых спорщиков здесь осталось всего два. И совсем не Александр Ванцов соперничает сейчас с Геннадием Турунтаевым, а депутат Юрий Ерофеев. На заседании в четверг он горячо пытался убедить коллег освободить СПГЭС от арендной платы.

Предприятие городских электрических сетей перечисляет в городской бюджет за пользование муниципальным имуществом 34 миллиона рублей в год. И. о. главы городской администрации Александр Буренин попросил депутатов не повышать эту ставку и на 2013 год. Геннадий Турунтаев был, конечно же, против. Он желал, чтобы ставку подняли и чтобы руководители СПГЭС, если уж они повышают электрические тарифы для населения на 15 процентов, платили в бюджет сполна. Генеральный директор СПГЭС, он же депутат Сергей Козин, поправил коллегу, авторитетно заявив, что не на 15, а всего на 6,6 процента – по минимально возможной ставке – подорожали услуги СПГЭС. «Тариф зажат полностью, специально для того, чтобы поддержать население», – сказал Сергей Валентинович.

И вот тут на защиту интересов сетевых энергетиков встал Юрий Ерофеев. Начал говорить о том, что энергетическое хозяйство нуждается в реконструкции, что уже нынешним летом из-за большой нагрузки приходилось вводить ограничения по электроэнергии и что нужно, наоборот, вкладывать бюджетные деньги в программу развития сетей СПГЭС, а не выкачивать у предприятия 30 миллионов в бюджет. Сергей Козин от 34-миллионного подарка поспешил отказаться. Не потому, что они были бы лишними в его хозяйстве – предприятие вкладывает в реконструкцию даже меньше. Просто «чтобы просить об отмене арендной платы, надо что-то предложить взамен». И Сергей Валентинович этот принцип хорошо понимает. Но пока предложить что-то такое, что будет важным для всех, не готов. Депутат Ерофеев продолжал настаивать на своем до тех пор, пока Олег Грищенко строго не сказал ему, что взять 34 миллиона рублей из бюджета Саратова в пользу СПГЭС пока нельзя.

Про состояние муниципального бюджета на заседании в четверг тоже говорили. Разными стараниями он немножко пополнился. За счет собственных налоговых и неналоговых поступлений – почти на 160 миллионов рублей, за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета – почти на 95 миллионов. Но этих 255 новых миллионов не хватило на новые расходы. Нужно ремонтировать дороги, вывозить мусор, покупать котельную с оборудованием и сетями в поселке Техстекло, строить детский сад в поселке Юбилейный. Так и получилось, что расходную часть пришлось увеличить на 349 миллионов. Разницу между увеличением доходов и увеличением расходов комитет по финансам займет в коммерческих банках. Дефицит бюджета пока укладывается в норматив. И занимать деньги в банках администрация Саратова еще может безнаказанно.

Новые и не очень люди

Состав депутатского корпуса на заседании в четверг изменили. Вместо Алексея Полещикова в думе теперь будет работать Игорь Овечкин. Кто он и на что способен, пока не ясно. Пока сказано, что он просто следующий по списку кандидатов в депутаты от партии «Справедливая Россия».

Не будет теперь на думских заседаниях Алексея Прокопенко. Он стал депутатом Саратовской областной думы. Туда же уходят городские депутаты Альберт Старенко, Андрей Беликов.

А вот новые люди в мэрии скоро будут занимать свои посты уже вполне прочно и официально. Депутаты согласовали назначение Ирины Колесниковой на должность заместителя главы администрации по социальной сфере и назначение Дмитрия Федотова – на должность заместителя главы по городскому хозяйству. Напомним, что в соответствии с обновленной структурой администрации пост главы комитета по жилищно-коммунальному хозяйству отделяется теперь от поста заместителя главы администрации по городскому хозяйству. И кресло главы комитета пока пустует.