Ирина Кузнецова: Как решить транспортную проблему в Саратове?

Оценить
Как разрешить наболевший вопрос с городскими пробками? Сколько должна «стоять» хорошая дорога, и почему у нас они постоянно ремонтируются? Есть ли в России дороги международного уровня? Поговорить об этих и других интересных проблемах с корреспондент

Как разрешить наболевший вопрос с городскими пробками? Сколько должна «стоять» хорошая дорога, и почему у нас они постоянно ремонтируются? Есть ли в России дороги международного уровня? Поговорить об этих и других интересных проблемах с корреспондентом «Газеты недели» согласилась новый директор Саратовского филиала ОАО «ГИПРОДОРНИИ» Ирина Кузнецова.

ОАО «ГИПРОДОРНИИ» занимается выполнением комплекса проектно-изыскательских работ для строительства, ремонта и реконструкции автодорог, а также работ, связанных с инженерным обслуживанием дорожной отрасли. Саратовский филиал компании принимал участие в строительстве дорожных объектов в «предолимпийском» Сочи, а в родном регионе, помимо прочего, будет участвовать в возведении дороги к новому аэропорту. На момент нашей беседы Ирина Михайловна занимала должность директора пятый день. Но опыт у свежеиспечённого руководителя имеется: за 25 лет работы на данном предприятии Ирина Кузнецова прошла все ступени роста от старшего техника до главного инженера.

– Ирина Михайловна, как проходит пятый день в новой должности?

– Сегодня утром я встала и поняла, что хочу идти на работу. С коллективом «ГИПРОДОРНИИ» я почти четверть века, и я приложу все усилия в новом качестве, чтобы наше предприятие вышло на новый уровень.

– Ответьте, пожалуйста, на наболевший для нашей страны и – отдельно – для Саратовской области вопрос: что нам мешает делать хорошие дороги?

– Причины всем известны. Одна из основных связана с экономикой. У нас такая структура финансирования дорожной отрасли. Смотрите: заказчиками (а это почти всегда государственные структуры) составляется программа и отдается на рассмотрение в правительство. Рассматривается она долго, заказчик и проектировщик получают утверждённый документ примерно к маю-июню. Дальше заказчик должен быстро объявить торги. Стандартная процедура торгов на проектирование занимает два месяца. Потом – заключение договора.

То есть каждый год получается так, что проектирование начинается в октябре. Нормальный проект делается полгода. Но это если нет осложнённых какими-либо третьими лицами согласований. Если они есть – тогда год. А нам проектные сроки сокращают, бывает, даже до трёх месяцев. Мы должны в октябре, когда погода уже начинает «слезиться», выехать и провести изыскания, всё срочно, всё быстро. Годовой проект рождается фактически за эти три месяца! Проходим экспертизу – ещё два месяца. Дальше идёт процедура торгов для подрядной (строительной) организации – тоже два месяца. И дальше они с такими же сжатыми сроками приступают к строительству.

В общем, строительство происходит в период, когда погодные условия, признаться, не самые лучшие, это у нас исторически так сложилось.

– Грустно. А ещё какие причины?

– Ещё есть недофинансирование, экономия на материалах, ведь мы часто слышим: сделать нужно в срок и за небольшие деньги. Так заложенные в проекте качественные строительные материалы и новые технологии при прохождении экспертизы «уходят», заменяясь на более дешевые.

– У нас постоянно переделываются дороги. Оптимально сколько лет должна стоять дорога, если всё сделано качественно и на совесть?

– Примерно 10–20 лет, в зависимости от категории дороги. Дальше уже идут плановые капремонты, после – реконструкция. Но заказать реконструкцию заказчику вовремя не удаётся, поэтому у нас обходятся в основном категорией ремонта. Такое латание происходит бесконечно, и это, естественно, не оптимальный вариант. Но из-за недофинансирования приходится идти именно таким путём.

Эксплуатация дороги тоже немаловажный фактор. Грузопоток, который у нас идёт, за рубежом, наверное, распределяется и на авиаперевозки. У нас же еще сплошь и рядом перегруз фур. Предписано провезти, допустим, 40 тонн, а загружается 60. Дороги разбиваются. Пунктов весового контроля почти нет. Мы, кстати, участвовали в концепции разработки пунктов весового контроля по Саратовской области.

– В нашей стране есть дороги международного уровня?

– Да. В Калининграде. Казань очень достойно выглядит в дорожной отрасли. Участки автомагистрали М-5 «Урал» – 6 полос, автомагистраль строится со сплошным освещением, это просто фантастика! Уже построены несколько участков, на следующий год, наверное, будут строиться наши два участка. Хорошие обходные дороги в Санкт-Петербурге, Москве. Сейчас строится скоростная автомагистраль «Москва – Санкт-Петербург» – мы тоже участвовали в ее проектировании.

– В Саратове когда-то проводился эксперимент с геосеткой, которую вмуровывают в дорожное полотно. Я слышал, что результат не оправдал ожиданий, хотя существует мнение, что использованная тогда сетка, возможно, была просто недостаточно высокого качества.

– Технология эта, безусловно, оправданная, но к применению этих материалов также надо подходить очень аккуратно. Повторюсь, что только опытным путём можно определить, какая геосетка в каких условиях лучше работает. Этот опыт мы стараемся накапливать и применять самые достойные образцы, в том числе и отечественных производителей.

– Такое нововведение в России, как платные дороги, в нашей области может появиться? – Мы слышим нередко: появятся инвесторы – появятся и проекты, а в дальнейшем, возможно, и платные дороги. Направление, как известно, курирует сегодня ГК «Автодор». Ранее саратовский «ГИПРОДОРНИИ» участвовал в проектировании обхода города Волгограда. Это платная дорога первой категории, стоимость её сейчас оценивается в 15 миллиардов рублей.

– Как решить транспортную проблему в Саратове? Как бороться с пробками?

– Расширение дорог эту проблему не решит. В сложившихся условиях плотной городской застройки выходом из ситуации сегодня становятся (на основании расчёта интенсивности транспортного потока) строительство пешеходных переходов, исключение светофоров, чтобы обеспечить непрерывность транспортного движения, строительство развязок в разных уровнях, чтобы развязать потоки на перекрёстках… Подобные предложения мы делали, например, по проспекту Строителей.

К сожалению, у нас в городе всё застроено, и даже для постройки пешеходного перехода нужно осуществить какой-то снос, а на это идут очень неохотно и власти (ведь необходимо выплачивать компенсацию жителям), и сами жители.

– А какие пешеходные переходы лучше делать – надземные или подземные? – Подземные переходы строить очень тяжело, потому что вся коммуникационная система обычно идёт под дорогами. Когда существуют коммуникации и кругом плотная застройка – это практически безвыходный вариант для строительства что-либо подземного. Например, сейчас в Пензе у нас идёт проект реконструкции улиц к 350-летию города, уже назначены сроки перерезания ленточек. Столкнулись с неразрешимой проблемой: заказчик от сноса отказался, загнать технику нельзя, потому что с 1940-х там лежат водоводы, выносить их некуда…

– Возвращаясь к вашему предприятию. В начале нашего разговора вы сказали, что знаете, что нужно сделать, чтобы бы у него был «новый виток»… – Саратовский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ» – своеобразная кузница кадров: наши бывшие специалисты трудятся и в других дорожных компаниях Саратова, и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Образно говоря, мы сокращаем расстояния и соединяем берега… Вообще, само прохождение проекта через главгосэкспертизу и получение положительного заключения – уже высокая оценка нашей деятельности.

В целом объём проектирования в России сейчас велик, но он очень точечно сконцентрирован на значимых для страны объектах: Олимпиада в Сочи, универсиада в Казани. В Сочи мы с 2006 года участвуем в проектировании, сейчас оно заканчивается. Теперь открывается вопрос чемпионата мира по футболу – 2018: тут складывается новая структура заказчиков, с которыми мы собираемся активно работать. Объёмы работ для предприятия – это не только его процветание, но и развитие соцпакета работников от минимального к более «дружественному». Тем более если у проектной организации имеется такой портфель реализованных качественных и сложных проектов, как у нас.

Мы заботимся о том, чтобы нашей визитной карточкой продолжала оставаться работа с заказчиками: мы с ними идём до конца, решаем с ними проблемы и трудности, оказываем консультативную помощь даже после окончания договорных отношений. Мы никогда их не бросаем и надеемся на ответное доброе отношение.

– А с негосударственными заказами работаете?

– Пакет наших услуг велик – это оказание всего комплекса проектно-изыскательских услуг; мелкие предприятия нас не тянут, да у них и заказов таких нет. Да, мы работаем с коммерческими заказами, но в процентном соотношении это 1–2 %. Жить и процветать мы можем только за счёт больших федеральных заказов.

– Какие ещё направления вы хотели бы развивать?

– Конечно, нам интересно и почетно работать с местным заказчиком. Сейчас, в связи с тем что вновь организованы дорожные фонды, увеличились заказы от муниципальных образований, а это есть весь регион. И в этом году мы были одними из тех, кто формировал для них ценовую политику проектных работ. Сейчас мы проектируем пять муниципальных автомобильных дорог по программе развития связи между населенными пунктами: два объекта в Ершове, два объекта в Питерке и Тарханах. К тому же хочется, чтобы и в Саратове о нас не забывали.

К сожалению, наш последний, достаточно серьёзный, проект здесь – это уже построенная первая очередь «Солнечный – Юбилейный». Гусельская эстакада – тоже наш проект. Достаточно крупный объект, который будет, наверное, брендовым у нас в Саратове, – это дорога к новому аэропорту в Сабуровке. Сегодня мы уже запустили изыскательские партии, трасса пробита, нас также пригласили поучаствовать в закладке камня строительства аэропорта.

– Насколько Запад нас опередил по применяемым технологиям?

– По составу дорожной одежды технологии применяются в принципе те же самые. Потому что очень многие заказчики сейчас выезжают за рубеж перенимать опыт. Деформационные швы на мостовых сооружениях мы в России применяем самые эффективные, самые оптимальные – это немецкая технология. Наше законодательство, к сожалению, позволяет организациям-однодневкам выходить на торги, демпинговать и тем самым выигрывать, не имея ни техники, ни квалифицированных специалистов. Затем ими привлекается подрядная организация, не отличающаяся качеством выполнения работ...

Но сейчас заказы укрупняют, торги объявляют на более крупные объёмы работ, и залог становится под силу только серьёзной организации. То же самое и с проектированием. Мелкие организации имеют право заключать договор до пяти миллионов – федеральный закон № 94 не позволяет заказчику отмести их сразу. Он вынужден их рассматривать, а те в свою очередь роняют нас в стоимости. Мы вынуждены уходить с торгов по причине убыточности работ…

Скажу банальность: нам необходимы жёсткие законодательные рамки при достаточном финансировании дорожной отрасли.

– Как на вашем предприятии решается проблема мотивации сотрудников?

– Конечно, будучи главным инженером, я и ранее принимала участие в её решении. Стремимся стимулировать людей, в том числе и финансово, чтобы человеку было в радость работать. Совсем недавно подняли оклады. Ещё (это относится к любому руководителю) нужно учиться чётко ставить задачу – что директору, что руководителю группы. Чётко ставить и чётко спрашивать. И все эти факторы для успешной работы должны сойтись в единой точке…

В руководящем составе нашей компании хотелось бы видеть преимущественно людей в возрасте до 50 лет. У более старших специалистов, разумеется, есть незаменимый опыт – с них я вообще готова пылинки сдувать. Но молодые лучше ориентируются в современных реалиях нашей отрасли. Кстати, сейчас мы активно ведём набор дорожников и мостовиков, открыты вакансии. Нам требуются молодые кадры. При активном участии московского руководства мы пытаемся возродить в нашем филиале научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.

– Что-то ещё от себя желаете дополнить?

– 21 октября наш профессиональный праздник – День работника дорожного хозяйства. 19-го у нас состоится корпоратив. Ко Дню дорожника у нас относятся особенно серьёзно – даже в кризис мы старались отметить его достойно.

Хочу поздравить с наступающим праздником всех работников дорожной отрасли, всех, кто имеет отношение к дорожному хозяйству. Профессиональных успехов вам, здоровья вам и вашим близким! Пусть нелёгкий труд дорожника всегда будет доставлять удовлетворение и радость! Пусть и ваши жизненные дороги будут благополучными и комфортными.