Дороги. Зима. Заказы
Книгу «Общественные дороги и городские улицы» 1912 года выпуска подарили заместителю министра транспорта РФ Олегу Белозёрову на состоявшемся на минувшей неделе в Саратове расширенном заседании выездной коллегии федерального дорожного агентства.
– Для того, чтобы у нас повышалось мастерство и мы не только инновациями занимались, но и не забывали старые добрые технологии... Здесь очень много вещей, вплоть до того, как укладывать асфальтобетон, как дренаж проводить и так далее, – объяснили чиновнику смысл подарка.
Дорогое удовольствие
На повестке дня заседания стояли два важных вопроса – подготовка к зиме федеральной дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры в части автомобильных дорог Приволжского округа. Присутствовали губернатор Валерий Радаев, председатель комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Александр Русских, члены коллеги федерального дорожного агентства.
– Такие мероприятия, как сегодня, очень важны с практической точки зрения, для того чтобы всё-таки дать нам уверенность в том, что каждый рубль, каждая копеечка будут использованы максимально эффективно, – объяснил значимость заседания Белозёров. Хотя в приветствии от главы министерства транспорта России Максима Соколова главным вопросом текущей работы дорожного хозяйства значилось всего лишь завершение подготовки к работе в зимний период.
Валерий Радаев отметил, что заседание коллегии федерального уровня с такой повесткой проводится на нашей территории впервые, и это заметное событие для области.
– Наш регион обладает значительным потенциалом для развития мощной дорожно-транспортной системы, – сказал Радаев. – Но ликвидация дорожных фондов и сокращение объёма финансирования автомобильных дорог в последние годы привели к резкому ухудшению состояния дорожной сети.
По словам губернатора, принятое правительством решение о создании в 2012 году системы дорожных фондов вернуло дорожному хозяйству регионов механизм практического решения накопившихся проблем. В текущем году в регионе вступил в силу закон об областном дорожном фонде, что позволило увеличить финансирование на содержание и развитие местного дорожного хозяйства. Средства дорожного фонда в текущем году составят 3 млрд 484 млн рублей: рост объёма финансирования по сравнению с прошлым годом – 121 процент, а за счёт собственных источников региона рост увеличится аж в 1,4 раза. Такое хорошее финансирование позволило возобновить в текущем году капитальный ремонт дорог. Особое внимание уделяется строительству объектов, обеспечивающих связь сельских населённых пунктов с сетью автодорог общего пользования. Важной является и появившаяся теперь возможность выделять средства дорожного фонда на содержание и развитие автодорог муниципального значения. Но, по словам Радаева, для ощутимого улучшения ситуации необходима дополнительная поддержка агентства и участие федерального бюджета.
Денег мало, денег мало…
Начальник управления эксплуатации федеральных автомобильных дорог Игорь Астахов сказал, что техника и тёплые стоянки на начало октября должны быть готовы на 100 процентов, противогололёдные материалы – на 80 процентов. Планы по последним уже даже перевыполнены. А вот техника готова только на 94 %. Из множества цифр можно было сделать вывод, что трех миллиардов рублей не хватило на масштабное обновление парка. За три года подрядные организации на 20 % обновили дорожную эксплуатационную технику, однако списанию за этот же период подлежит 19 %. «То есть фактически мы нисколько за эти три года не улучшили ситуацию по состоянию техники, которая работает на нашей федеральной сети», – сделал вывод чиновник. При этом в ближайшие два года придется списать еще 21 % техники.
Новацией при размещении госзаказа на содержание дорог является с некоторых пор не сам факт выполнения работ, а конечное качество оказанных услуг:
– Мы должны не считать, сколько подрядчик сделал проходов, сколько высыпал материалов. Пользователю дорог в первую очередь нужна качественная работа. Сколько дорожники при этом работали на дороге, никому не важно, – пояснил Игорь Астахов. По мнению федерального дорожника, будущее – за приёмкой работ именно по качеству содержания объекта.
Рейдеры прописаны в законе
Игорь Астахов отметил, что в последние годы в ходе конкурсных процедур часто на аукционные площадки выходят мелкие компании без опыта работы, специалистов, техники и баз. Эти дорожные рейдеры идут на перехват заказов у более солидных претендентов, желая обеспечить себе победу минимальной ценой. Заказчик может расторгнуть заказы с такими подрядчиками только через суд. «Годами эти процедуры идут, а ситуации на дорогах меняются каждый день», – пояснил Астахов.
Чиновник выразил надежду на то, что законодатель когда-нибудь даст заказчикам возможность в конце срока контракта заключать с добросовестным подрядчиком дополнительное соглашение без новых конкурсных процедур ещё на три года (как это делается в Финляндии). По словам Астахова, в последний контрактный год заставить подрядчика качественно работать практически невозможно, а так ситуация могла бы измениться. Любителей лёгких денег может отпугнуть от участия в торгах и увеличение сумы финансового обеспечения конкурсных заявок.
По словам Астахова, нормальной подготовке дорог к зиме мешает и излишнее внимание Федеральной антимонопольной службы. В 2011 году ФАС обжаловала 6 % конкурсов, а только за первое полугодие 2012-го уже 14 %. Из 203 жалоб только 59 признаны обоснованными, но замороженными в результате переносов сроков заключения договоров оказались 9 млрд бюджетных рублей.
– Могу предположить, что и сейчас, по результатам проведённых торгов, мы своевременно заключим лишь 70–80 % контрактов. Ну и что мы будем делать в этой ситуации? Объявлять ЧС для содержания федеральной сети в рождественские каникулы?
Занимательные цифры
По информации начальника управления эксплуатации федеральных автомобильных дорог Игоря Астахова:
Протяжённость самого маленького российского лота по содержанию автодорог составляет 5 км, сумма работ оценивается в 9 млн рублей (ФКУ «Дальуправтодор», Дальний Восток). Самый большой лот – дорога в 811 км – стоит 4 млрд рублей (упрдор «Каспий», магистраль Москва – Волгоград). Самый дорогой лот – кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга – оценён в 5,7 млрд рублей.