От любви до ненависти один электоральный цикл
Как же будет скучно после 14 октября! Ни тебе партийных интриг, ни кандидатских противостояний. Уже в следующий вторник нам станут известны предварительные итоги голосования. Мы узнаем, пусть в первом приближении, состав областной думы пятого созыва.
Но это произойдет только через неделю. А пока мы еще можем почитать партийную прессу.
Впрочем, есть подозрение, что партии, даже те, кому большая явка нужна как воздух, как живительная влага, не сильно стремятся рассказывать о себе любимых. Да что там – о себе. Даже о том, что совсем скоро, 14 октября, в области произойдет эпохальное событие, выборы в областную думу, знают совсем не многие потенциальные избиратели. И непотенциальные тоже не знают. Короче, люди, не заглядывающие в телевизоры и в почтовые ящики и не глазеющие по сторонам на улицах, о выборах не знают совсем.
Наружная реклама
К таковой относится так называемая расклейка и билборды. И еще плакаты, которые закладывают в рекламные блоки остановочных павильонов. По окраинам не ездила, а вот в центральных районах в изобилии можно наблюдать только светлые лики кандидатов от «Единой России» Алексея Мазепова и Сергея Курихина. Насколько эти лики привлекательны для глаза и души избирателей, не знаю. Я не принадлежу к репрезентативной группе и потому мне не нравятся оба. Но технологи наверняка прокачали фотографии через фокус-группы и выбрали наиболее привлекательный вариант.
Что касается билбордов, то видела очень скромные, без всяких фотографий, призывы голосовать за номер 5. То есть за «Единую Россию». На билбордах значатся фамилии первой партийной тройки и крупная пятерка с галочкой. Опять же, тут я не профессионал. Но, уверена, технологам виднее.
С расклейкой в эту кампанию тоже не богато. На каждом столбе многочисленные кандидатские физиономии не болтаются. Что на самом деле правильно. А разного рода плакатики кое-где есть.
Самое забавное место размещения АПМ (агитационно-печатные материалы, если кто забыл) – это рекламные щиты. Где наряду с афишами о грядущих гастролях всяких разных музыкальных и не очень звезд можно увидеть и совсем не актерскую физиономию.
Патриот Геннадий Макаренко в красно-желтых тонах вполне себе мирно соседствует с афишами театра русской комедии и московским цирком «Браво». Надо сказать, что Геннадий Алексеевич диссонирует с общим фоном. А вот неутомимый терминатор Вячеслав Мальцев на алой подложке смотрится на афишных щитах очень даже органично. Цирк – он и есть цирк. Или спектакль.
Неожиданно обнаружилась реклама партии «Города России». На листе обычного формата А4 слоган «Время жить по-новому!» и маловнятный логотип – зеленые свечки многоэтажек в синем полукруге. И весь этот потрясающий креатив размещен на облезлых заборах студенческого общежития.
Расклейку парнасовца Михаила Акимова можно найти в самых неожиданных местах. На каком-то сайте видела его плакат, прикрепленный к ограждению мусорных контейнеров. Сама же лицезрела красавца Акимова с РПР-призывом на заборе, ограждающим какую-то стройку-ремонт на улице Советской. Аккурат рядом с офисом «Справедливой России». А что – весьма креативненько. Зато подтянутый и спортивный Акимов на большеформатной расклейке на двери одного из фитнес-клубов выглядит очень достойно.
Еще видела поздравление кандидата Андрея Беликова с днем города. В автобусе 11-го маршрута. Качественная полиграфия, большой охват. Подруга подслушала диалог двух пассажирок, одна из которых интересовалась у товарки, не ее ли сын на этой фотографии. Выяснилось, что не ее. «Но как похож, – сказала собеседница, – такая же… физиономия».
Терминатор жжет
С газетами-агитками и тем паче полезными мелочами от кандидатов этой осенью всё очень скромно. Нет, может быть, многочисленные календари и прочую избирательскую «замануху» разносят, но ни один сотрудник редакции в категорию осчастливленных граждан не попал. У уличных агитаторов нам удалось заполучить только один карманный календарик от терминатора Мальцева. И его газету. Но эта газета – шедевр, достойный отдельной главы нашего повествования.
Итак, газета называется просто: «Слава Мальцев – писатель, поэт, блогер». Слово «Слава» набрано крупно, шрифтом, которым когда-то печатали название газеты «Коммунист». Или «Известия». В любом случае – узнаваемо. Нет, со Славой Мальцевым я согласна. А вот поэт, писатель и тем паче блогер – это уже перебор. Надо вспомнить, что Мальцев у нас нынче коммунист. А сторонники КПРФ, подозреваю, не сильно понимают, что кто такие блогеры. И могут подумать плохое. Ну да ладно, креатив при завоевании голосов избирателей – не последнее дело. Хотя средних размеров фотография Вячеслава Вячеславовича могла быть и получше. Да, газета в полном объеме черно-белая. Как когда-то газета «Коммунист». Или «Известия».
А дальше начинается «жесть». Причем совсем не креативная. На странице, полноценной, размера газеты «Коммунист» или «Известия» (А2), всего два текста. Которые когда-то, в 2010 году, в своем блоге написал сам Мальцев. Но содержание обеих статей тут не очень важно. Важен размер. Потому как газетный читатель ленив и большие объемы преодолевает с трудом. Та же ерунда и на газетном развороте. Мало того что тексты огромные, так они еще и с националистическим душком. А как известно, коммунисты считают все народы братьями.
Единственное, что порадовало на развороте газеты «Слава», так это пара дорожных знаков, переделанных под агитки. И еще пара обещаний по обузданию коммунального беспредела.
Ладно, первые три полосы рассчитаны на изощренного читателя. Зато последняя, четверная, – сплошная завлекаловка вперемешку с креативом: «Мальчик без трусов», «Карачун и медведи», «Пуля».
На самом деле текст про мальчика посвящен футбольным проблемам, а про карачун – «Единой России». А еще на полосе – стихи, анекдоты, фотозагадки и крылатые выражения Славы Мальцева из его же твиттера и блога. Короче, весело, с песней, с шуткой. Но для многих непонятно.
И тем не менее, это прикольная газета.
Унылая разноска
Газету коммунистов рассовывают по почтовым ящикам. «Информационный бюллетень для тех, кто неравнодушен к судьбе страны». Но после прочтения пары первых абзацев на первой странице коммунистической газеты читать дальше или просто переворачивать страницы не захочется. А зря. Потому что там, внутри, прячется всё самое интересное. Нет, я серьезно.
Первый разворот – знакомство со многими кандидатами от КПРФ. Причем о первой тройке написано живо, с юмором. Подозреваю, собственноручно Ольгой Алимовой: ее стиль. Короче, незашорено и незаформализованно. Еще восемь коммунистов-одномандатников обошлись фотографиями, их коллеги по партспискам названы пофамильно.
Еще один разворот – программа партии. Можно поспорить и с версткой, и с содержанием. Но в любом случае необычно. Были бы картинки – было бы просто здорово. Как и с третьим разворотом, где подробно описаны ловушки для избирателей.
Последняя страница – рассказ про собственных спойлеров и призыв идти на выборы. Достойно. Профессионально.
К третьей газете имени «Справедливой России» прилагался маленький глянцевый листок, на одной стороне которого описаны коммунальные страшилки, на другой – пути выхода из коммунального тупика. Страшилки – реальные, а пути – декларативные. Ни один человек в здравом уме такую бумажку в свой карман не положит: никакой прикладной пользы. Даже под разделку селедки не годится: слишком мала.
Газета от «Справедливой России» – классика агитпропа. Знакомство с кандидатами, программа партии, критика партии власти и сканворд. Ничего нового. И интересного.
Патриоты России вышли вкладкой в газете «Наш город». Газету эту бесплатно раскладывают по почтовым ящикам. Впрочем, первая полоса газеты посвящена патриотам, которые подписали договор за честные выборы. А еще тут же читателям анонсируются статьи «Патриоты России» требуют расстреливать» и «Александр Сидоренко: «Нам нужен прорыв в промышленности». Про прорыв я не нашла, зато было интервью всё того же Сидоренко, который вышел с оригинальным предложением: «Справедливость для всех, счастье для всякого».
Короче, «Патриоты России» изображают избирательную кампанию. При этом в средствах стеснены. Или просто экономят бюджет.
Немного телевизора
Возможно, среди дня, в новостных блоках ГТРК Саратов, коих днем два, в изобилии имеется предвыборная реклама. Но днем мне телевизор смотреть несподручно.
Утром поток избирательных роликов как-то схлынул. Нет, изредка появляются парнасовцы с их «Если власть такая умная, почему мы такие бедные». Но особо поразил рекламный ролик Альберта Старенко, который в видеоряде контролировал какой-то объект. Старенко – очень красивый, в джинсах и с толстой цепью на шее. Сам Альберт Валерьевич, видимо, ничего под камеру сказать не смог, потому ограничился видеорядом и закадровым голосом, который объяснял, почему голосовать надо исключительно за Старенко.
От «Единой России» замечен был Александр Ландо, который рассказывал, как сильно и за что он любит Заводской район. Нормальная такая и привычная риторика, типа: я, председатель общественной палаты, депутат, юрист, наблюдаю, как развивается город. А он развивается хорошо, и всё это благодаря нашей партии.
Ноу-хау
Находкой на этих выборах стала звуковая и передвижная реклама.
Передвижная – это понятно: размещенные на бортах газелек, преимущественно грузовых, атрибутика и слоганы кандидатов и партий. Чаще всего встречается парнасовская символика. Злые люди тут же обозвали эти газели мясокомбинатовским транспортом: на боках авто, помимо всего прочего, нарисован символ партии – стилизованный бычок.
Самый креативный кандидат нынешнего выборного сезон Вячеслав Мальцев запустил по городу газели, снабженные громкоговорителями. Шум они издают страшный, что говорят – понятно не всегда. Но фамилию Вячеслава Вячеславовича на борту разглядеть можно.
А на самом деле музыкальная машина терминатора транслирует старые добрые советские песни – от «Прекрасного далеко» до «На сопках Манчжурии». В интервалах между песнями призывают голосовать за Мальцева. Может быть, эта креативная находка и получила бы признание граждан, если бы не перманентные городские пробки, благодаря которым в некоторых местах, где звуковая агитация застревает особенно часто, Мальцева тихо ненавидят.