Безопасность и комфорт пассажиров
За последний год открытое акционерное общество «Саратовские авиалинии» сменило не только акционеров и управляющее звено, но и взяло курс на развитие авиапредприятия. Приоритетами политики компании стали восстановление технического состояния авиапарка и повышение безопасности перелетов.
Автор: Николай Ермаков
Последние три года компанию лихорадило: трижды контрольный пакет акций переходил от одного собственника к другому. Итогом такой неразберихи явилась высокая – порядка 400 млн рублей – кредиторская задолженность предприятия.
Под руководством новой команды управленцев финансовые показатели впервые за много лет наконец-то начали выравниваться. Если за прошлый год убыток предприятия от основной деятельности составил 53,8 млн рублей, то в этом только за первое полугодие прибыль составила 15,2 млн рублей. До конца года финансисты прогнозируют естественное увеличение этой суммы.
Для повышения надежности воздушных судов запущена программа по капитальному ремонту двигателей. Также на каждый самолет было установлено новое летно-навигационное оборудование. Финансисты уже сейчас прогнозируют, что к концу года сумма, потраченная собственником только на безопасность, составит порядка 172 млн рублей против прошлогодних 115 млн. В частности, немалая доля этих вложений пойдет на приведение в рабочее состояние нескольких самолетов авиапарка, прежде не летавших и всё время с момента своего появления в аэропорту стоявших без дела.
Не менее важным стало решение о реорганизации структуры «Саравиа» и выделение из нее ОАО «Международный аэропорт Саратов». Разделение даст возможность каждой компании сосредоточиться на своих главных направлениях и облегчит операционную деятельность каждой из них.
Комфортно клиенту – выгодно компании
В этом году компания разработала и запустила новую гибкую сетку тарифов. Самый выгодный и экономный тариф – молодёжный, предназначенный для людей в возрасте от 16 до 24 лет. Эта категория граждан теперь имеет приятную возможность добраться, например, до Москвы всего за 1500 рублей, что даже ниже цены купейных мест в поездах, плюс ко всему в 10 раз быстрее и комфортнее.
– При введении этого тарифа перед нами стояла задача обеспечить молодежи большую мобильность, дать возможность передвигаться по стране и позволить уже с достаточно юных лет приобщиться к такому современному и удобному виду транспорта, как авиация. Ведь, к сожалению, многие люди, даже весьма солидного возраста, никогда не летали на самолётах, – поясняет назначение самого недорого тарифа Елена Голишникова, заместитель генерального директора по экономике и финансам.
Помимо этого, у авиаперевозчика имеется групповой тариф для туристических поездок, который существенно ниже даже средней стоимости билета.
Для самых рисковых пассажиров действует тариф «последней секунды». Тариф начинает действовать за час до отправления воздушного судна и при наличии свободных мест цена на него почти вдвое ниже купленного заранее билета. Также по более низким ценам перелёт могут совершать заслуженные деятели культуры.
Гибкая и четко продуманная тарифная сетка позволила компании увеличить пассажиропоток за восемь месяцев текущего года только в Москву примерно на 10 тысяч человек. Если раньше в столицу ежедневно было два рейса, сейчас показатель увеличился до шести рейсов в день при средней загрузке самолетов в 70 процентов. Более того, компания планирует наращивать пассажиропоток.
– Сейчас мы зачастую достигаем и 100-процентной загрузки. Все наши тарифы выгодны и нам, даже «последние секунды» – ведь лучше получить хотя бы половину стоимости билета, чем совсем его не реализовать и везти воздух, – объясняет Михаил Герасименко, заместитель председателя совета директоров, советник по общим вопросам генерального директора ОАО «Саравиа».
– Мы считаем, что это существенная заслуга компании. Такой загрузки удалось добиться в первую очередь за счет гибкой тарифной политики, – поддерживает Герасименко Елена Голишникова. – У «Саравиа» был имидж дорогой компании, но если посмотреть на тарифы других компаний, летающих в Москву, то становится понятно, что это не так.
С начала лета впервые в практике «Саратовских авиалиний» была запущена трансферная система продажи билетов. На данный момент желающие могут слетать в более чем 50 городов России, Европы и Америки по весьма приятным ценам. Пассажиру эта система дает удобство в перелете – в частности, отсутствует проблема с багажом на пересадочных пунктах. Пассажир может самостоятельно выбрать временной интервал между самолетами, что даёт возможность долететь в нужную точку земного шара быстро и без потери времени или же, наоборот, выделить пару-тройку часов на личные встречи и дела. Список доступных городов и направлений неизменно увеличивается за счет заключения договоров с авиакомпаниями.
Трансферные рейсы выгодны не только пассажирам, но и «Саравиа»: за счет экономичности и других преимуществ таких перелетов поток пассажиров неуклонно растет. Настолько, что уже сейчас имеющихся самолётов хватает с трудом. Облегчить загрузку станет возможно уже к концу года, когда закончится программа капитального ремонта нескольких двигателей.
Частые клиенты авиакомпании наверняка не могли не оценить ещё один важный для удобства аспект деятельности нового руководства – реконструкцию блоков-накопителей. Если раньше пассажир, пройдя санитарную зону и попав в накопитель, не имел возможности удовлетворить элементарные нужды при ожидании посадки, то теперь эта проблемы наконец-таки решена.
Безопасность превыше всего
Для увеличения количества рейсов ОАО «Саравиа» ведется подбор возможного нового типа самолета. Одно время рассматривался канадский Bombardier, но в итоге было принято решение от него отказаться. Несмотря на то что самолёт достаточно неплох по своим характеристикам, он, во-первых, маловместителен, во-вторых, пассажиры и лётный состав отнеслись к нему с некой долей скептицизма.
Сейчас рассматриваются два типа самолетов другого производителя вместимостью 90 и 140 мест. Критериев выбора у саратовской авиакомпании к «новобранцам» много, и все они немаловажные. Главные среди них, разумеется, – возможность эксплуатации и обслуживания самолёта в условиях саратовского аэропорта и надёжность. Немаловажную роль играют также удобство, вместимость и топливная экономичность, что позволит создать более низкие тарифные планы.
Кстати, эксплуатируемые ныне Як-42 находятся также в хорошем лётном состоянии. По данным статистики, их уровень износа гораздо ниже, чем у ряда других российских самолётов, выпущенных в советское время.
– «Саравиа», наверное, единственная компания в России, у которой осталась своя авиационно-техническая база, позволяющая поддерживать самолёты в достойном техническом состоянии, – не без гордости рассказывает Михаил Герасименко. – Более того, сейчас и другие авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, прибегают к нашим услугам для обслуживания своих бортов.
За безопасность на предприятии, как антитеррористическую, так и авиационно-техническую, отвечают 432 человека, что без малого составляет почти половину всей численности работников организации. Поэтому естественно, что основные ресурсы компании уходят на обеспечение безупречного технического состояния воздушных судов.
– Да, бывает, пассажир заходит на борт самолёта и видит рваную обшивку кресла, – признает главный экономист авиапредприятия, – но поскольку наши финансовые ресурсы ограничены, то приходится выбирать между креслами и деталями, которые влияют на безопасность. И естественно, что на креслах мы пока вынуждены экономить. Безусловно, приоритетное направление для компании – безопасность полетов.
Нехватка квалифицированных кадров
Одной из основных проблем предприятия и страны в целом остается дефицит квалифицированного персонала. Если командирами воздушных судов «Саратовские авиалинии» укомплектованы полностью, то со вторыми пилотами ситуация пока напряженная.
Крупные авиакомпании предлагают пилотам специальные денежные программы по привлечению новых кадров: если пилот приводит человека, у которого имеется доступ на нужный вид транспорта, то первый получает за услугу 200 тысяч рублей, новобранец еще до начала работы – 300 тысяч рублей. Но даже у них нет полной кадровой укомплектованности. Компании с гораздо меньшим годовым оборотом, конечно, позволить себе такие траты не могут, это непозволительная роскошь. Средняя заработная плата работников предприятия порядка 14 тысяч рублей, однако авиакомпания делает всё возможное для повышения уровня жизни своих работников, и с 1 сентября зарплаты поднялись в среднем на 20 процентов.
Сейчас компания набрала на обучение десять пилотов. Здесь они пройдут лишь тестовую подготовку, а получать квалификацию будут в Ульяновске.
Ближайшие перспективы
Парковочные места сейчас одна из наболевших проблем для клиентов компании и провожающих. И эта проблема в ближайшее время должна быть разрешена. На данном этапе создание удобной вместительной парковки затруднено федеральным законом, не позволяющим организовывать ее ближе чем в 50 метрах от здания аэропортового назначения. Учитывая же, что в Саратове эти здания разбросаны по территории города, организовать нормальную парковку крайне сложно.
Осознавая, что данный факт негативно влияет на имидж компании и создает серьезные проблемы для пассажиров, руководство саратовских авиалиний уже начало искать выход из сложившей ситуации. На данный момент уже имеется готовая схема парковки. Также ведутся переговоры с проектантами по вопросу оптимизации аэропортового комплекса. Этот комплекс сейчас находится в раздробленном состоянии: зал ожидания в одном здании, терминалы, накопители – в другом, международный терминал – в третьем и т.д. Для пассажиров это создает неудобства и путаницу, для предприятия оборачивается убытками, так как содержать отдельно стоящие разрозненные помещения весьма накладно. Скорее всего, новый централизованный комплекс будет располагаться на месте нынешнего терминала-накопителя.
Немаловажным пунктом можно обозначить попытку изменения технологии прохождения таможни при заграничных рейсах, сделать ее по примеру столичных аэропортов: пассажир идет на досмотр, а багаж после регистрации направляется на пограндосмотр отдельно. Сейчас же эта технология куда сложнее: пассажир проходит регистрацию, берет багаж, едет с ним на международный терминал, поднимается на второй этаж, проходит досмотр и только после этого попадает на борт. Поэтому компания сейчас делает всё возможное, чтобы облегчить и ускорить процедуру.
Улучшать сервис «Саравиа» собирается и уже непосредственно на борту. Совсем недавно было проведено подробное исследование, направленное на то, чтобы услуги компании в большей степени соответствовали пожеланиям пассажиров. Так, например, непосредственным объектом исследования стало питание на борту воздушного судна. Респондентам предлагалось ответить не только на вопросы о том, что стоит улучшить в целом, но даже и на конкретные вопросы о том, чем бы они хотели перекусить во время полета.
Несмотря на все еще существующие проблемы, уже сегодня можно оценить масштаб приложенных усилий и финансовых вливаний собственников. Чего только стоит расширение авиапарка, увеличение числа, другие новшества, направление на повышение комфортности полетов. Но, пожалуй, главный итог – это стабилизация расходов и доходов, которой удалось добиться путем активной работы новой управленческой команды и верно выбранным приоритетам развития организации.
– В ближайшие годы я вижу «Саравиа» нормальным рабочим предприятием, которое перестанет лихорадить вследствие неразумной политики предыдущих лет. А мы в свою очередь приложим для этого все усилия, – заверил заместитель председателя совета директоров Михаил Герасименко.