Сразу мысль: а как народ?

Оценить
За голоса избирателей никто особо не борется

«Александр Ландо сетует на «омерзительные листовки». Так называется одна из информаций одного популярного сайта. На «омерзительные листовки» Александр Соломонович жаловался в ходе подписания соглашения «За честные выборы!». И соглашение, и мероприятие инициировала общественная организация «Ассоциация юристов России». Но об этом позже.
А пока – про листовки.

Возможно, чернуха, которую лицезрел председатель региональной общественной палаты Ландо, где-то и встречается. Но это, скорее, исключение из правил. Потому как в целом по городу не видно не только «омерзительных листовок», но и примитивных выборных агиток-газеток с календариками.

А вот телереклама пошла. Ролики разного качества, разных партий стали появляться на телеэкранах. Пока в непраймовое время.

Традиционные АПМ

АПМ – это агитационно-печатные материалы. Как правило, в ходе кампании их выпускают несколько раз. И появляться эти шедевры печатной продукции начинают за месяц-полтора, может, даже и три месяца до выборов.

Партии и отдельные кандидаты знакомят потенциальных избирателей со своими программами, рассказывают о собственных достижениях и просто о себе. Всё как на духу: родился, женился, преуспел в жизни и решил помогать простому народу, потому как «Утром мажу бутерброд – Сразу мысль: а как народ?»

Так вот, в эти выборы АПМа на удивление мало. Нет завала календариков и календарей всех размеров, газетки – и те встречаются очень редко. Нет, это можно списать на профессионализм агитаторов, которые изо всех сил стараются донести информацию о своем кандидате непосредственно до избирателя и с легкостью заходят в каждый дом, в каждую квартиру. Где их, понятно, с радостью встречает вернувшийся с работы электорат и нетерпеливо хватает принесенный АПМ. Кто-нибудь в это верит? Лично я – нет.

Более того, в процессе старательного сбора информации о ходе выборов удалось обнаружить наличие сети агитаторов всего у трех кандидатов. Остальные или не утруждают себя такой ерундой, как газеты, или бросают свои «нетленки» в почтовые ящики.

Передовики по ящикам

Я, например, нашла в своем сразу две газеты от «Единой России». Одна, судя по всему, призвана побудить народонаселение отдать голоса за списочный состав ЕР, вторая делает упор на одномандатников. Первая ориентирована на Саратовскую область в целом, вторая – на город Саратов. И – вот тут самое забавное – на одномандатников Заводского района Саратова Сергея Кузнецова и Алексея Прокопенко. Именно их фотографии, помимо светлого лика губернатора, первого в выборном списке, Валерия Радаева, красуются на газетных полосах. А живу я в районе Волжском. Где у меня одномандатниками от партии власти Алексей Мазепов и Леонид Писной.

Безусловно, Кузнецов и Прокопенко – замечательные ребята. Но они не мои кандидаты. Нет, может быть, разносчики газет (язык не поворачивается назвать их агитаторами) решили, что я должна узнать как можно больше о планах партии? Предположим. И разберем подробно сии шедевры.

Итак, газета № 1. Называется «Единая Россия. Делаем для людей». Тираж 650 тысяч экземпляров, изготовлена по заказу регионального отделения ЕР. Первая и последняя полосы – в цвете, внутренности – черно-белые. Судя по тиражу, газету распространяют по всей области.

На первой полосе фотография улыбающегося Валерия Радаева и интервью с ним же. Тут же, в подвале, депутат Госдумы Николай Панков и учитель начальных классов Ирина Титаренко кратенько объясняют свое предвыборное кредо. Которое, понятно: «Всегда!»

Вторая полоса – интервью третьего в списке ЕР, нынешнего и, скорее всего, будущего председателя областной думы, а в недавнем прошлом руководителя местного пенсионного фонда Владимира Капкаева. Речь, понятно, идет о пенсионерах и их светлом будущем. Тут же, для равновесия: «Единая Россия» поддерживает молодых специалистов и их, молодых специалистов, компетентное мнение.

Третья страница – окончание губернаторского интервью (подъем экономики, помощь аграриям, детские сады, дороги): коротко и по проблемным точкам. И тут же опять забота об аграриях с участием Николая Панкова. Опять всё предельно политкорректно.

Разворот газеты тоже выдержан в лучших традициях политпропа. Десяток фотографий – люди самых разных социальных слоёв и профессий объясняют, почему они будут голосовать за ЕР. В подвале – планы партии под рубрикой «Думаем о будущем» с относительно конкретными адресами.

Шестая и седьмая страницы – дети и спорт. Восьмая – рецепты и сканворд.

Короче, всё как положено. Добротно и без изысков.

Вторая пиар-агитка рассчитана на саратовцев. Тираж – 100000 экземпляров, заказчики – Кузнецов и Прокопенко. Полноцвет на всех 8 страницах. Называется просто и безыскусно: общественно-информационный вестник. Но на треть полосы идет лозунг: «Работаем для людей».

Помимо Кузнецова и Прокопенко в газете упомянут ФОК в Юбилейном (Волжский район), лыжероллерные гонки на Театральной площади (Кировский район), стадион «Спартак» (Октябрьский район). Это вторая и третья страницы. На первой, как и в общеобластной газете, начало интервью Радаева. Окончание шедевра – на развороте, это четвертая и пятая полосы. Там же планы партии, полный аналог областной агитки и комментарии Кузнецова и Прокопенко. Первый говорит, понятно, о городских дорогах, второй – о Заводском районе.

Шестая страница под рубрикой «Актуально» рассказывает о правильности принятого правительством РФ решения о выборности мэров и еще почему-то об учениях дальней авиации. Седьмая страница – день города имени Бари Алибасова. Восьмая – сканворд и засолка грибов.

Так же как и в первом случае – классика агитпроповского жанра. Добротная, профессиональная, рассчитанная на широкий круг избирателей.

Существенная подробность: ни в одной газете нет именных текстов. То есть нет ни одной статьи, подписанной хотя бы псевдонимом автора многочисленных текстов.

И еще: на ТВ общепартийных ЕР-роликов тоже нет. Отдельные кандидаты появляются, но за партию власти пока на телевидении не агитируют. Есть подозрение, что этим тотально займутся накануне 14 октября. Чтобы электорат успел усвоить и не успел забыть.

Передовики по перекресткам

Против пустых обещаний и огульного критиканства – примерно такой лейтмотив у агитационного ролика «Справедливой России», который стали демонстрировать на местном телевидении. А еще за эсеров по-прежнему страстно агитирует народная артистка Римма Маркова. Ролик с ее призывами сделал неплохой процент справедливороссам на выборах в Госдуму. Теперь Маркову используют на выборах региональных.

Агитаторы СР газеты в почтовые ящики не бросают. Они раздают их на городских перекрестках. Может, это и неплохо. По крайней мере АПМ попадут в руки заинтересованных людей. А еще налицо экономия: агитаторов значительно меньше, и газетные тиражи скромнее. 300 и 350 тысяч экземпляров. Полноцвет, выдержанный в желто-красных цветах партии «Справедливая Россия».

Пока удалось ознакомиться с двумя выпусками АПМ. Один – имени лидера регионального отделения партии «Справедливая Россия», областного депутата Зинаиды Самсоновой, второй – имени областного же депутата Виктора Тюхтина.

Первая газета посвящена Зинаиде Михайловне ровно наполовину. Есть автобиографический полосный материал, есть текст с программными заявлениями. Помимо Самсоновой в АПМ засветились немного Виктор Тюхтин и чуть больше – не известный никому депутат Госдумы от СР Владимир Парахин. Парахин рассуждает о вступлении России в ВТО, а Тюхтин заботится о здоровье нации. Еще в агитке появляются два кандидата в депутаты от СР – Игорь Овечкин и Демокрит Датов. На последней странице, как положено, сканворд.

В газете имени Виктора Тюхтина помимо трех полос, посвященных Виктору Ивановичу, есть немного Самсоновой, но на почетном месте – на второй странице. Еще есть выступление кандидата по Заводскому району Елены Кучиной, критикующей оппонентов, и пара полосных неподписанных текстов, критикующих «Единую Россию». Понятно, и здесь без сканворда никуда.

Короче, «Справедливая Россия» выдает нам добротный и профессиональный АПМ, посыл которого несколько расходится с лейтмотивом телероликов. Может, просто исполнители разные? И они никак не пересекутся.

Передовики по креативу

У демократов в России, да и в Саратове, свой путь. И классика жанра – это не для них. Есть подозрение, что задача у наших демократов – это не привлечь голоса избирателей, а рассказать о себе любимых без купюр и прикрас.

Итак, газета «Гражданин из города С». Если бы не тираж в 30 тысяч экземпляров, то можно было бы подумать, что это партийное издание партии «Яблоко», предназначенное членам парторганизации. И на худой конец ее сторонникам.

Потому как очень симпатичный Дмитрий Коннычев с первой страницы газеты требует свободы для «Пусси Райот». Нет, с девочками поступили варварски. Но, увы, большинство населения страны не на стороне бунтарок. Полосное интервью всё того же Коннычева мелким шрифтом на третьей станице. Очень длинно, очень умно, чересчур много.

И целых три страницы посвящены праймериз, которые проводили демократы в социальных сетях. Всё это опять рассчитано на узкий круг людей. Умных, образованных. Коих совсем немного, куда как меньше необходимых пяти проходных процентов.

С «Пусси Райот» начали, ими же и закончили. Что, увы, не сделало газету более электоральной.

Информационный бюллетень для всех, кто неравнодушен к судьбе области, а именно так назвали свою продукцию демократы от «РПР-ПАРНАС», тоже не рассчитан на среднестатистического избирателя.

Хотя бы потому, что людей, живущих в нашем абсолютно патерналистическом регионе, парнасовцы призывают к действиям: «Позвони и стань наблюдателем». Активные люди уже стали таковыми. Более того, они, эти активные люди, уже давно в большинстве своем не голосуют за «Единую Россию».

Дальше идет скромная радость Владимира Рыжкова об объединении демократов. Всех, кроме «Яблока». Про параллельные миры – сравнение простого человека со средней зарплатой и пенсией – очень неплохо.

Нет, по отдельности и интервью, и сравнения хороши. А вот вместе… Получается как у демократов. Агитка «за их стабильность» непонятна. А уж потребителям «Ягуара» (кстати, что это такое?) тем более. Короче, как и у «Яблока», информационный выпуск «ПАРНАСа» рассчитан на умных людей, которые умеют и любят читать. И еще умеют или хотя бы пытаются думать.

Кстати, яблочных телероликов замечено не было. А телевизионные агитки от «РПР-ПАРНАСа» на экраны просочились. Существуют некоторые проблемы с цветами: есть подозрение, что «постарались» изготовители роликов – специалисты с ГТРК. А в остальном кандидаты от «ПАРНАСа» стараются – говорят громко и правильно.

Бытует мнение, что очень вялая избирательная кампания, которую ведет сегодня партия власти в Саратовской области, – это неспроста. Просто власть сегодня не заинтересована в высокой политической активности избирателя. Потому как выборы состоятся даже в том случае, если к урнам придут 100 человек. Потому нет билбордов, растяжек, массового забрасывания жителей области всякого рода полиграфической продукцией.

А может быть, это и к лучшему? Потому как изучение победных реляций и планов громадья от очевидных победителей раздражает столь же сильно, как и воздушные замки, которые пытаются создать из ничего их оппоненты.

Нет, жаль, конечно, что коллеги не заработают много денег, а выборы – это период чёса для некоторых категорий узких специалистов. Но зато моральное здоровье населения области не будут подрывать агитаторы, горланы, главари. Впрочем, про главарей – это не у нас.