«Станция нагружена полностью»

Оценить
Так продолжалось знакомство Саратова с электричеством

Весной 1895 года постоянное электрическое освещение 200 лампами накаливания и 5 дуговыми фонарями было установлено в театре и саду купца Г.В. Очкина. Это событие подстегнуло местную власть. Дума единогласно постановила: «Ассигновать в распоряжение городской управы и театрального комитета из прибылей городского общественного банка 4500 рублей на постройку согласно сметы и плана архитектора А.М. Салько при городском театре здания для машин электрического освещения, причм из той же суммы должны быть покрыты расходы по составлению смет, проекта и кондиций по введению электрического освещения в театре». 31 января 1896 года театр предстал во всем великолепии нового освещения. Всего было установлено около 850 ламп.

Вскоре установки электрического освещения появились и в других зрелищных и общественных зданиях и частных домах: дворянском пансионе, дворянском собрании, цирке князя Н.Е. Куткина, доме Ф.Я. Дружинина.

В сентябре 1896 года Строительное отделение Саратовского губернского правления одобрило эксплуатацию первой в городе установки, обеспечивавшей электрическое освещение сразу двух зданий. Устроенная в губернской типографии, она обслуживала также и дом губернатора (ныне ул. Московская, дома 15 и 31). Между этими домами на 13-ти столбах была проведена первая в Саратове воздушная линия электропередачи. Любопытно, что и сейчас между обоими, к счастью, пока сохранившимися домами стоит ровно 13 столбов уличного освещения. Возможно, они и стоят на тех же местах!

Следующая подобная установка была устроена в январе 1898 года в доме И.И. Зейферта (гостиница «Россия»). От нее по воздушной линии получали ток для электрического освещения находившиеся по соседству магазины и конторы.

Самой крупной оставалась все же установка в городском театре. Ее называли Театральной электростанцией. У городских гласных «возникла мысль, вследствие настоятельной потребности в электрическом освещении домов и магазинов, приспособить станцию для продажи электрической энергии жителям города». В 1900 году на станции было установлено дополнительное оборудование. Теперь она могла обеспечивать электроэнергией еще и Художественный музей имени А.Н. Радищева, к которому был проложен первый в Саратове подземный кабель. Вскоре, благодаря установке дополнительных котлов и машин, проложили второй подземный кабель к только что выстроенному недалеко от театра зданию на углу Московской и Александровской улиц (ныне областная библиотека). Для освещения этого громадного здания понадобилось 571 лампа. Кроме того, к городской управе, находившейся на Московской улице, 35, протянулась первая от этой станции воздушная линия электропередачи.

С 1902 года станция начала отпускать электроэнергию первым 25 абонентам. В следующем году их уже стало 111. Себестоимость одного киловатт-часа составляла около 19 копеек. Городская дума установила абонентскую плату в размере 20 копеек за квт/час. Это было в 1,5-2 раза дешевле, чем в других городах России. К концу 1905 года «станция была нагружена полностью и принуждена была отказывать в просьбах об отпуске электрической энергии по недостатку мощностей».

В первое пятилетие ХХ века электрические установки начали действовать в училищах: соединенном механико- и химико-техническом, музыкальном, Александровском ремесленном, а также на складе вин князя М.С. Чавчавадзе, в типографии П.С. Феокритова и др. Со временем мощность частных установок наращивалась, и они начинали обеспечивать электрической энергией не только себя. Например, имели абонентов музыкальное училище, Коммерческое собрание (клуб), типография П.С. Феокритова, театр и сад Г.В. Очкина. Самой крупной из работавших в городе частных электростанций была электростанция торгового дома «Р.К. Эрт». (Об этой станции см. нашу газету от 07.02.2012.)

Как известно, знакомство саратовцев с электричеством началось с пробного уличного освещения (см. нашу газету от 11 сентября с.г.). Прошло двадцать лет. Многие здания, производственные территории и некоторые сады сияли электрическими огнями, а улицы города по-прежнему освещались керосиновыми фонарями. Единственный первый в городе столб с электрическим фонарем уличного освещения возвышался на углу улиц Вольской и Крапивной (ныне Шевченко) у дома графа А.А. Уварова, который в 1902 году приобрел керосиновый двигатель и динамо-машину и осветил и дом, и улицу перед ним.

Нельзя сказать, что городская управа отказалась от идеи уличного электрического освещения. В течение 1896-1903 годов в думу и управу поступило 28 предложений от фирм и частных лиц о всевозможных способах освещения улиц, в том числе и идея «для получения электрической энергии воспользоваться силой реки Волги, которая, разделившись под Саратовом на два рукава, представляет много удобств для устройства силовой станции». Но выбор пока не был сделан.