Документалистика – на первом плане

Оценить
«Саратовские страдания». Том 9

Девятый Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы
«Саратовские страдания» проходит в саратовском Доме кино с 14 по 20 сентября. Организаторы жалуются на то, как сейчас трудно проводить подобные форумы, и повторяют, что культура находится на задворках. Однако они и в этот раз справились с нелегкой задачей – во многом благодаря усилиям директора фестиваля Татьяны Зориной. «Это мероприятие, на которое съезжаются по-настоящему родные и близкие люди. Вообще, за это время фестиваль нашел много преданных друзей. Нам удалось пригласить к нам в теплый, узкий и добрый круг кинематографистов международного уровня», – говорит она.

Автор: Андрей Сергеев, Артём Земцов

Как нам освещать фестиваль: газета выходит во вторник, и, таким образом, обзор может захватить только первые три дня. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. Минус очевиден: газета даст первый отчет еще до того, как фестиваль подойдет к концу. С другой стороны, это давало возможность работать, обращая внимание на всякие мелочи, смело давая прогнозы, еще не зная, кто в финале окажется на каком месте. Это, конечно, не гонзо-журналистика, но тоже интересный вариант.

И кино, и интернет, и ТВ

На минувшей неделе, во вторник, в министерстве культуры состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему фестивалю. Министр культуры Светлана Краснощёкова рассказала, пожалуй, о наиболее проблемной стороне вопроса – финансировании фестиваля, подчеркнув, что в этом году была поистине непростая ситуация и переговоры велись практически полгода. При этом министр заметила, что Саратов, по сути, является единственным городом в России, в котором все еще уделяется такое пристальное внимание документальному кино. Как потом скажет директор фестиваля Татьяна Зорина, без спонсорской поддержки девятые «Саратовские страдания», скорее всего, не состоялись бы, и организаторам пришлось бы всерьез задуматься о том, чтобы уходить на просторы интернета. Но незадолго до начала фестиваля при участии областного министерства культуры проблему финансирования удалось разрешить.

К слову, об альтернативных способах подачи: руководитель «ГТРК-Саратов» Дмитрий Петров на той пресс-конференции заявил, что «если удастся договориться с авторами фильмов, мы будем показывать «Страдания».

Зорина рассказала, что центральными темами этого фестиваля будут Германия, а также музыка. Первая тема – потому, что 2012-й – год Германии в России, а музыка – потому, что в этом году исполняется 100 лет саратовской консерватории. Поэтому не должны удивлять приглашенные гости. Так, на открытии фестиваля представит свой фильм «Ростовщик» немецкий режиссер с польскими корнями Станислав Муха, а в день закрытия пройдет творческий вечер композитора, народного артиста РФ Максима Дунаевского. К сожалению, в этот раз на фестивале не будет его главной звезды и бессменного президента – Олега Павловича Табакова. Однако и без него известных персон на фестивале будет предостаточно: это режиссеры Александр Расторгуев и Павел Костомаров, Оливер Койне и Вадим Абдрашитов, Леонид Эйдлин и Иван Верховых.

Нарисую себе кино

Официальное открытие фестиваля было запланировано на воскресенье,16 сентября. Но фактически «Саратовские страдания» начались в пятницу вечером – со специального показа документального фильма Мартина Скорсезе «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире». Представлявший фильм киновед Дмитрий Ванюков пошутил по этому поводу, мол, в зале собрались сплошные киноманьяки и киноизвращенцы. Пытался он пошутить и по поводу Pussy Riot, заявив, что «пусси в фильме будут, а райот – нет». Похоже, эту шутку никто особенно не понял. Или не принял.

Несмотря на крайне неудобное время, никто из кинотеатра не уходил, и даже в перерыве между частями зрители не разошлись. Видимо, ночное открытие фестиваля просто поддерживает традицию ночной жизни культуры – не потому, что независимое кино богемно по определению, а, может быть, потому что все культурные передачи на нашем телевидении показывают ночью.

В субботу было запланировано четыре мероприятия. Утренний детский сеанс открывал фильм Поволоцкого и Другого «Мой папа – Барышников». Основная масса сидевших в зале – юные ребята. С 15 часов дня шел фильм «Необыкновенное лето» в честь 120-летия со дня рождения Константина Федина. Перед этим показали небольшой документальный фильм про съемки этой картины в Саратове. Комментарии давала научный сотрудник музея Федина Ирина Ткачёва.

Между этими событиями на проспекте Кирова была запланирована промо-акция «КинематоГРАФФИТИ», в рамках которой дети рисовали кино так, как они себе представляют. Затем работы молодых художников вывесили около Дома кино. Победителям достались радиоуправляемые автомобили.

День открытия

Своего рода ключевые слова фестиваля – Год Германии в России, Год истории и Год музыки – были условными. Это чисто формальные ориентиры – все действительно намного шире в этом году. Тематика картин была самая разная.

Официальное открытие «Страданий» прошло вечером, а конкурсная программа началась с самого утра. В воскресенье она открылась документальным фильмом Инны Прозоровой «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек». Картина посвящена поистине легендарному человеку, филологу, чье имя известно во всем мире – Ольге Борисовне Сиротининой. Несмотря на то, что главной героине 89 лет и здоровье уже совсем не то, она пришла на показ и, кажется, осталась довольна.

После этой картины на Сеансе №1 показывалось еще три фильма: румынский «Штремт-89», «Доброе утро, Митровица» Ирины Уральской из России и финский фильм «Твоя навсегда».

В перерыве между сеансами состоялась презентация выставки работ саратовского художника, члена Союза художников РФ Лады Вальковой. Старые саратовские дворики, забытые богом улочки исчезающего Саратова и памятники старины: городской пейзаж Вальковой необыкновенно трогателен и добр. Это Саратов, который постепенно уходит куда-то в себя. Пластиковые, железные коробки приходят ему на замену. Художница сама рассказывала о своих картинах, а также о теплом отношении к фестивалю, который продолжает существовать вопреки всем невзгодам.

После обеда в воскресенье стартовал второй сеанс конкурсной программы. Первый фильм испанского режиссера Розера Корелла «Человек-машина». Затем – немецкая лента русского режиссера Анастасии Винокуровой «Вооружен и не очень опасен». История о сантехнике – герое нашего, казалось бы, негероического времени. Идиллия повседневного труда и светлой веры в доброе начало человека. Бескорыстный, отважный и ироничный работник ЖКХ рассказывает историю своей жизни.

Торжественная церемония открытия фестиваля. Воскресный вечер. Тут, наверное, должны быть помпезные речи и толпы горделивых гостей-кинематографистов. Но всё было интересно и честно, от сердца. Минимум формальностей, максимум неподдельной открытости перед зрителями.

После недолгой церемонии стартовал фильм-открытие «Ростовщики» Станислава Мухи. Картина о людях, посветивших себя вечному, непрекращающемуся обмену материальных ценностей, людей, постепенно подзабывающих о самих себе и все более одержимых. В фильме кладовщики ценностей мирового экономического кризиса сами рассказывают о своем бизнесе. Но режиссер с юмором относится к своим героям. Прямо как к детям.

Кстати, помимо основной конкурсной программы в этом году на Малой студии Дома кино проходит еще одна конкурсная программа – Панорама «Кинодок». Фильм «Земля Андрея Сметанина» рассказывает нам историю жизни обычного фермера. Он и его семья – единственные жители разрушенного поселка. «Как ангел босыми ножками прошел по душе», – говорит Сметанин после своей работы в поле. Этот удивительный человек живет и трудится несмотря ни на что. Параллельно с историй нашего героя освещается тема детей, растущих без отцов, которые из-за постоянных заработков в больших городах просто не бывают дома. «У нас сплошные капитаны дальнего плавания», – смеясь, рассказывает герой. Он, словно толстовский мужик, стоит себе горделиво крепышом, сопротивляясь, как одинокий дуб, ветрам и молниям.

Другая проблематика

В этом году представлено на редкость много иностранных фильмов. Причем очень качественных. Это, может, и не лучшее, но очень качественное кино. Кино со всего мира: Америка, Африка, Малая Азия. Так оно и должно быть, ведь фестиваль носит статус международного. И организаторы стараются каждый год выискивать что-то интересное для саратовского зрителя.

– Мы – маленький саратовский фестиваль, но с мировым уровнем, – говорит член дирекции «Саратовских страданий» Григорий Гришин. – Вообще, кинофестивалей документального кино в России очень мало – их можно перечислить по пальцам одной руки. И «Саратовские страдания» в этом скромном перечне есть. Мы стараемся находиться на среднем европейском уровне и делать средний качественный европейский фестиваль. Тот фестиваль, за который не стыдно перед лицом мира, Европы, киноманов Саратова. Чтобы собрать эту программу, мы прикладываем очень большие усилия, организуем такие мероприятия, которые на самом деле интересны публике. Как это оценивается публикой на всех уровнях – это вне нашего разумения, но стараемся делать всё для того, чтобы зритель остался довольным.

– Какие фильмы представлены в этом году на «Саратовских страданиях», много ли зарубежных картин? – Если пройтись по верхам программы, у нас есть очень качественный фильм совместного производства США и ЮАР «Дорогой Мандела». Это кино, которое снималось чуть ли не десятилетие. Это обычная норма работы документалистов, которые могут работать над фильмом и больше, например, есть русский фильм «Азбука любви», который снимался 12 лет. Он тоже, кстати, представлен в конкурсной программе «Кинодока».

Очень интересен китайский двухчасовой фильм «Исчезающий свет весны». Эта история, которая важна для современного Китая, в то же время она очень хорошо рифмуется с историей советской России. С тем, что происходило в 50-60-е годы с русской деревней. Это история исчезновения образа жизни, правил поведения, норм морали, которые формировались столетиями. Наравне с разрушением деревень, изменением менталитета изменяется само общество. Меняются люди, семьи, они становятся другими. Эта тема становится как раз предметом осмысления китайских документалистов. В том числе и на нашем фестивале.

– Каков общий характер и тематика документалистики на фестивале в этом году? Сегодняшний документальный фильм – это что?

– Кино стало остросоциальным. Телевидению верят всё меньше. И, естественно, документалистика здесь выходит на первый план. Станислав Муха сегодня говорил, что он взялся работать над темой мирового кризиса, но показать это смог только через отдельно взятого человека. Режиссеры сейчас отталкиваются в большинстве от остросоциальных проблем и потом ищут их частные выражения в жизни людей. В программе этого года в наименьшей степени представлено кино внутреннее, кино интимного характера, автобиографические картины. Исповедей, которые мы привыкли видеть в документальном кино, практически нет. Потому что мировой кинематограф ориентирован сейчас на другое. «Саратовские страдания» находятся в общемировом документальном процессе. То, что происходит во всем мире, отражается и у нас. Может быть, это связано с тем, что пространство правды находит другие выражения.