Паны дерутся, школа закрывается

Оценить
Из-за конфликта между властью и бизнесом в Калининском районе пострадали дети

В селе Орловка Калининского района в нынешнем году реорганизовали школу. Как говорят в районной администрации, здание находится в частной собственности у местного сельхозпредприятия, владелец не пожелал переоформить договор, позволявший детям учиться в этих стенах. По мнению руководства предприятия, причиной закрытия учебного заведения стали действия чиновников: администрация настаивала, чтобы собственник, вложивший в ремонт и оборудование миллионы рублей, отдал здание в безвозмездное пользование. В результате конфликта между властью и бизнесом пострадали дети: сейчас школьников из Орловки каждое утро везут на уроки в соседнюю деревню. Под угрозой оказалось существование самого села. По словам местных жителей, отсюда уже начали уезжать семьи с детьми.

В Орловке у крыльца сельсовета собрался настоящий митинг – бывшие педагоги, родители учеников, бывшие работники ООО «Вавиловское». Предприятие здесь называют по старинке – «колхоз». По сути, оно и выполняло эту советскую функцию «опоры села» – давало людям продукты, зерно, сено, солому, помогало социальным объектам, поддерживало коммунальную сферу, спонсировало деревенские праздники и т.д. Происходило это до недавних времен, пока не начался конфликт между руководством ООО и новой районной властью.

Орловская школа выкрашена в нежно-кремовый цвет. Два этажа, широкие окна с пластиковыми стеклопакетами, выложенное плиткой крыльцо. Здание не выглядит заброшенным. Сегодня солнечный, как летом, день, и кажется, что здесь просто не закончились каникулы. Но двор уже зарос нетоптанным бурьяном. «Здесь был цветник, – бывшая завуч Елена Бобкова указывает на лопухи за облезшим забором. – На заднем дворе – огород. Мы даже помидоры солили, капусту квасили, подвал у нас хороший был… В этом году, как началась заваруха, ничего не сажали». Бобкова работала в этой школе пятнадцать лет. У некоторых учителей 41 год стажа. Половина педагогов здесь же и учились. «В этом году на 1 сентября по домам сидели. Вечером собрались, поплакали и даже говорить друг с другом не смогли».

О выселении педагоги узнали весной. Весь коллектив – тринадцать учителей –отправились «на разговор» к генеральному директору ООО «Вавиловское» Марии Нурмашевой (раньше она преподавала биологию в этой же школе). «Она нам ответила: это не я школу закрываю, это районная власть виновата. Районная администрация говорит: это не мы, это она». Сельчане пошли по инстанциям. Инстанции напомнили, что право частной собственности – основа демократического государства. А если уж случаются исключения, то не ради какой-то деревенской школы.

«Вчера всем коллективом встали на биржу труда», – вздыхает Бобкова. Сама она собирается ехать искать работу в Калининск, несколько педагогов уехали из села еще раньше.

Детей из Орловки (в прошлом году здесь было 38 школьников) теперь каждое утро возят учиться в Таловку. Расстояние между селами всего пять километров, но в отечественных условиях оно может стать непреодолимым. В прошлом году в Таловку уже ездили местные старшеклассники и малыши из соседней крошечной Николаевки. «На обратном пути разыгралась пурга. Я стою в снегу и плачу: к Николаевке пробиться не можем, в автобусе остался малыш-второклашка, на чем его домой доставить, не знаю», – вспоминает Елена Александровна. По словам родителей, в мороз автобус не может завестись, так как ночует не в гараже, а под открытым небом, в гололед не может выехать, так как нет зимней резины. «В прошлом году наши старшеклассники месяц дома просидели. Какая уж тут подготовка к ЕГЭ!».

Мест в ПАЗике не хватает, надо делать два рейса. Остановочного павильона, где можно укрыться от непогоды в ожидании автобуса, ни в Орловке, ни в Таловке нет. Назад дети возвращаются около 16 часов. В это время уже в ноябре будет темно, на всю деревню два фонаря. В школе Орловки работали девять кружков. В Таловке они тоже есть, но «приезжие» не успевают их посещать.

Всего в Орловке чуть больше 300 жителей. Как подсчитали местные, из-за закрытия школы отсюда уже уехали четыре семьи с детьми.

Галина Манюшкина, специалист районного управления образования:

БЫЛО ПРИНЯТО ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

– Школа села Орловка реорганизована путем присоединения к школе села Таловка по причине отказа собственника ООО «Вавиловское» от заключения договора безвозмездного пользования школьным зданием. Здание было построено силами колхоза в 1974 году, но ни за какой организацией не числилось. Затем его поставили на баланс хозяйства, которое со временем реорганизовалось в ООО. Это было давно, почти двадцать лет назад, может быть, тогда не до всех документов докопались. ООО «Вавиловское» оплачивало коммунальные услуги, ремонт и т.д., а мы только предоставляли образовательную услугу.

До мая нынешнего года школа пользовалась зданием на правах оперативного управления. Руководство предприятия отказалось перезаключить договор. Согласно требованиям лицензирования, образовательное учреждение должно иметь какой-либо документ на недвижимость – о праве собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования и т.д. Мы обращались в арбитражный суд, министерство образования, Общественную палату, к уполномоченному по правам человека, но не сдвинули дело.

Было принято единственно правильное решение о подвозе детей в Таловку. Расстояние между селами пять километров, это соответствует санитарным нормам. Здание школы в Таловке 1970 года постройки, площадью 1219 квадратных метров. В 1987 году проводился капитальный ремонт, в прошлом году укрепили стены, поставили пластиковые окна, отремонтировали санузлы и пищеблок. Если вопрос со зданием в Орловке решится, дети смогут туда вернуться и вновь учиться по месту жительства.

В районе это не единственный случай, когда здания образовательных учреждений находятся в частных руках. Ранее была закрыта школа в селе Лебедка: здание принадлежит ООО «Пищевик», ссылаясь на отсутствие средств, собственник отключил отопление. Под угрозой закрытия детский сад Лебедки, также принадлежащий этому предприятию.

Мария Нурмашева, генеральный директор ООО «Вавиловское»:

НИКОГДА ТАКОЙ НЕБЛАГОДАРНОСТИ НЕ ВИДЕЛА

– Я руковожу хозяйством пятнадцать лет. Приняла его в 1997 году с 10-миллионными долгами, полностью разваленным. Здания школы и других социальных объектов изначально находились у нас на балансе, ООО «Вавиловское» является правопреемником предприятий всех форм собственности – колхоза, СХА, ТОО. По настоянию налоговой я оформила документы о правах собственности на здания и вкладывала деньги от чистого сердца. Когда я стала руководителем, балансовая стоимость школы составляла 277 тысяч рублей. Я вложила в нее 2,6 миллиона. Выполняла все требования управления образования, чтобы добиться статуса базовой школы: закупила пластиковые окна, металлические двери, линолеум, новую мебель, оборудование для спортзала. Была готова оплачивать бензин и дать второй автобус, чтобы школьников из Таловки возили к нам, а не наших к ним.

Не меньше вкладывала в клуб: на Новый год нанимала артистов за 14-17 тысяч рублей, привозила кукольный театр, фейерверки по 40-50 тысяч, чтобы настоящий праздник у нас был. Для художественной самодеятельности заказала костюмы на специализированной фабрике в Волгограде, поставила бильярдный стол, оборудование со светомузыкой, перекрыла крышу, полы и т.д. ФАПу давала деньги на лекарства и тонометры. Детский сад организовала прекрасный: игрушки – только из «Детского мира», питание – вплоть до красной икры. Всего вложения в село составили не меньше 10 миллионов рублей. За счет ООО соорудили мост, заасфальтировали улицу, составили проект газопровода. Когда символический газовый факел зажигали, меня даже не позвали. Ладно чиновники, люди «спасибо» не сказали. Да ни в жизнь больше ничего для них не буду делать! Никогда такой неблагодарности не видела.

Полтора года назад к власти в районе пришел Виктор Володин. Я против этой молодой команды, мне 66 лет, у нас разные взгляды на жизнь. Еще на праймериз я его критиковала, сказала, что птицу видно по полету. И началась травля, жалобы во все инстанции, проверяющие. Посевную мне хотели сорвать!.. Да я бы пешком с лукошком вышла и стала сеять!

В прошлом году администрация потребовала, чтобы я отдала здание школы, а также клуба и ФАП в безвозмездное пользование. Как можно отдать, если я вложила столько денег, а районный бюджет – ни рубля? Прокуратура от районной до Генеральной и арбитражный суд подтвердили, что закон на моей стороне. Я администрации отказала. Районные власти этим воспользовались и сократили штат, а меня выставили виноватой.

Когда суматоха прекратится, я открою клуб, сама поставлю работника и буду платить зарплату. Школа пусть стоит до лучших времен. Но безвозмездно никому ничего не дам, пусть хоть голову отсекают.

«Нет школы – всё, конец»

По сведениям на 1983 год, в Калининском районе работали 56 школ. За двадцать лет их количество сократилось до 48. В 2007-2010 годах в рамках общероссийской реформы образования в районе были «оптимизированы» четырнадцать школ.

Всего в Саратовской области 77 процентов школ считаются малокомплектными, то есть находятся под угрозой реорганизации. В России за 2008-2012 годы было закрыто 5,7 тысячи сельских школ, 16 процентов от числа имевшихся.

Примечательно, что в начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев, проводивший в Саратове совещание по вопросам развития сельских территорий, назвал важнейшей задачей сохранение и строительство новых школ. «Есть школа – хорошо, село развивается. Нет школы – всё, конец», – заявил премьер. Именно в бытность его президентом школы и закрывались.