Чужие деньги все хотят сделать своими

Оценить
Новая пенсионная реформа – подножка для экономики будущего

Сегодняшних пенсионеров новая реформа российской пенсионной системы впрямую не касается. Пройдет она и мимо чиновников высоких и более-менее высоких рангов, депутатов Государственной думы, областных парламентов и тех, кто работает в муниципальных представительных собраниях на освобожденной основе. Военные и работники правоохранительных органов, получающие пенсии по особым законам, тоже могут пока расслабиться – новые правила не для них писаны. Насторожиться и внимательно следить за ходом реализации задумок российского правительства стоит совсем другим людям. В первую очередь тем, что младше 1967 года рождения. Именно им десять лет рассказывали о накопительной части пенсий и о том, что именно об этой части надо заботиться, устраиваясь на работу с высокой официальной зарплатой, потому что эти взносы работодателей персонально учитываются на счетах работников.

Будущие пенсии запакованы в госдолг

На индивидуальных счетах будущих пенсионеров, куда отчисления шли по закону об обязательной накопительной части пенсий, к сегодняшнему дню накопилось около 500 миллиардов условных рублей. Условные они потому, что, конечно же, на счетах эти деньги на самом деле не лежат. Они там учитываются. А на самом деле эти живые деньги работодателей отправляются в государственные ценные бумаги. Государственная власть берет их под малюсенький (сильно меньше инфляции) процент в долг. И обслуживает ими все десять лет свои бюджетные нужды.

По крайней мере, такая раскладка характерна для денег «молчунов», которые не написали заявления в Пенсионный фонд России и деньгами которых по умолчанию занимается государственная управляющая компания Внешэкономбанк. Но денег «молчунов» в общем объеме накопительной части будущих пенсий – около 80 процентов. По данным Федеральной службы контроля за финансовыми рынками (ФСФР) и российского Министерства финансов, доля негосударственных пенсионных фондов в пенсионных накоплениях на конец 2011 года составляла чуть более 22 процентов.

Большой разницы в том, где лежит эта условная часть условной пенсии российского гражданина – под управлением государственной или частной компании, – нет. Потому что, когда в 2002 году российское правительство приняло решение ввести в стране современную сложную пенсионную систему, лично председатель правительства Михаил Касьянов настоял на том, чтобы так называемые «длинные» пенсионные деньги вкладывались в основном в государственные долговые бумаги. Гадать сегодня о том, чем объяснялась такая позиция Касьянова – заботой о сохранности пенсионных отчислений населения или потребностью в длинных дешевых деньгах для бюджетных заимствований, – бессмысленно. Но уже через несколько лет тогдашний российский министр финансов Алексей Кудрин начал говорить о том, что подход к накопительной части будущих пенсий нужно менять. Пришла пора более активно вкладывать их в акции предприятий, которые составляют основу российской экономики.

Зная правду о российских финансах, Алексей Кудрин, который возглавляет теперь Комитет гражданских инициатив, говорит о том, что годовой объем инвестиций в непотребительский сектор российской экономики составляет 11-12 триллионов рублей. Но только 20 процентов из них составляют государственные инвестиции, как бы кому ни хотелось представить дело так, что двигатель прогресса в России – государство. 80 процентов инвестиций в России – частные. И именно этими деньгами, которые вкладываются в строительство портов, новых заводов, в модернизацию старых производств, в создание современных рабочих мест, поднимется конкурентоспособность страны.

А частные инвестиции берутся не из текущей прибыли предприятий, а из сбережений, накопленных обществом в финансовой системе. Пенсионная система – крупнейшее звено в системе сбережений. Объем денег в системе страхования и на банковских вкладах во всем мире идет уже следом за пенсионными деньгами. То есть отложенные права на пенсионные деньги еще работающих сегодня граждан способны поменять инвестиционную среду страны, если ими правильно распорядиться. Чиновники нынешнего российского правительства предпочитают наплевать на мировой опыт и, вместо того чтобы усовершенствовать работу с этими деньгами, предлагают пустить их на текущие выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

На индивидуальных счетах будущих пенсионеров, куда отчисления шли по закону об обязательной накопительной части пенсий, к сегодняшнему дню накопилось около 500 миллиардов условных рублей

Экономическая целесообразность данного шага инициаторами предложения не просчитана. Потому что триллион (или два триллиона – по другой раскладке) рублей, взятых с работодателей за десять лет существования системы, уже используется бюджетом через ценные бумаги. А новые отчисления будут считаться ежегодно максимум в миллиардах, а совсем не в триллионах. Как этими миллиардами можно закрыть сегодняшнюю бюджетную дырку Пенсионного фонда стоимостью более трех триллионов? А завтра она будет еще больше. Потому что сейчас у России чуть меньше 37 миллионов пенсионеров, к 2020 году их будет 42 миллиона, к 2028-му – 45,5 миллиона, к 2050-му – 48 миллионов. И, чтобы обеспечить лояльность этой многомиллионной армии электората, пенсии придется повышать постоянно. Потому что перебои в выплатах пенсионных денег по старости в свое время обернулась проклятиями в сторону президента Бориса Ельцина, за которого до этого голосовали гораздо активнее, чем за всех последующих президентов.

Динамику прожорливости пенсионной системы Алексей Кудрин прокомментировал в эксклюзивном интервью для членов клуба региональных журналистов. Он напомнил, что в 2005 году дефицит Пенсионного фонда РФ был 30 миллиардов рублей. А сейчас только официальный – 1 триллион 300 миллиардов.

– Власть хочет обеспечить стабильность Пенсионного фонда, но если делать это простейшим способом, то можно вытеснить из бюджета любые расходы на выполнение любых других задач. Давайте еще конкретнее: на строительство всех дорог в России тратится примерно 350 миллиардов рублей в год, а нужно для нашей страны с ее территорией и под новый рост ВВП – от 1,5 до 2 триллионов рублей. Но вместо того, чтобы выполнять свою главную функцию – создавать инфраструктуру для всей экономики, власть взялась решать только одну задачу: вовремя платить пенсии. Но нужно ведь и то, и то – значит, придется повысить налоги… Масштаб готовящихся событий Алексей Кудрин называет катастрофическим. Намекая при этом на то, что «самые тяжелые времена у нас еще впереди». Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев тоже не исключает в ближайшие годы экономических потрясений для России.

И на этом тревожном фоне инвесторам дается сигнал: мы опять меняем правила игры. Учреждения финансовой системы остаются без возможности использовать длинные накопительные деньги будущих пенсионеров, все работодатели, заплатившие страховые взносы в Пенсионный фонд чувствуют себя обманутыми, люди – одураченными. Но повышать пенсии надо, хоть тресни, что означает повышение налогов, сборов и взносов, меньшую прибыльность производств и сведенное на нет желание что-то делать в этой стране, где государственные управленцы режут куриц, исправно несущих яйца в не самых комфортных условиях.

Чем лучше закрывать дыру в Пенсионном фонде?

Михаил Дмитриев убеждал меня, что деньги на закрытие дефицита Пенсионного фонда России у государства есть. И совсем не так уж плохи дела с федеральным бюджетом, чтобы власть обирала народ, наплевав на свои обязательства, сформированные десять лет назад. Дело в том, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с одной очень хитрой особенностью, которая ему позволяет быть более или менее устойчивым. Хитрая штука состоит в том, что постоянно в планах завышается курс рубля по отношению к иностранным валютам. Например, на будущий год курс рубля, по которому сверстан наш федеральный бюджет, установлен меньше 30 рублей за доллар. А реально он будет 32-33 рубля за доллар. Удешевление рубля даст Минфину в реальности больше доходов, чем планировалось. Но вот эту свою заначку в 10 процентов от завышенного курса чиновники минфина предпочитают не раскрывать.

– Имеет смысл шире посмотреть на возможности всей экономики России, а не изыскивать средства внутри самой пенсионной системы, – идет еще дальше экс-министр правительственных финансов Алексей Кудрин. Что ему на самом деле эта 10-процентная заначка «на всякий случай», если он хорошо видит неиспользованные возможности приватизации. – Это громаднейший источник средств, который используется неэффективно и приносит маленькие доходы. Больше того, эти доходы все время складываются куда-то не туда. Например, доходы, которые государство получает как владелец больших пакетов акций Роснефти и Газпрома, стали аккумулировать в некой организации под названием «Роснефтегаз». Но ведь пакеты акций и доходы по ним – это государственная собственность, которая, по всем международным нормам, должна поступать в государственный бюджет, а не вкладываться в какую-то непонятную контору и тратиться на покупку каких-то активов… И таких вариантов у нас много. Вот эти доходы можно добавить в имеющийся Фонд национального благосостояния или создать другой фонд, но с конкретными целями. Был бы у нас там, допустим, пакет акций Газпрома, но часть этого пакета можно продать и купить, например, акции предприятий других отраслей экономики, но не нефтяной и не газовой, то есть диверсифицировать вложения. И цель этих покупок была бы не покорить Газпромом Европу, а обеспечить стабильность доходов от вложений государственных денег. Как вы понимаете, это – совсем другая цель, и ее можно достичь. Но у нас пока мотив – «оставить что-то для будущих поколений» – не очень-то работает… Хотя надеяться только на фонды – неправильно. Источник покрытия не сегодняшней, а будущей дыры в Пенсионном фонде – это та самая накопительная часть пенсии, сбережения граждан, которые Минтруд сегодня так хочет потратить, направив их на текущие выплаты нынешним пенсионерам. И все разговоры о том, что сознательные граждане бросятся накапливать дополнительную пенсию добровольно, не имеют под собой основы. Во-первых, им придется платить при этом дополнительно еще два процента от заработка, во-вторых, количество таких «добровольцев» будет совсем небольшим. Так что вся система накоплений обрушится вместе с системой негосударственных пенсионных фондов. В пенсионной системе по-другому должны реформы проводиться. Система может видоизменяться, но не кардинально и не резко. Нужно объяснять каждый свой шаг, каждое предложение, выслушивать мнения людей, развеивать сомнения, повышать финансовую грамотность населения, укреплять доверие к государству. Но сначала заставить людей накапливать свои права, а через десять лет просто взять и изменить все правила игры – так поступить со своими гражданами ответственное государство не может.

Все работодатели, заплатившие страховые взносы в Пенсионный фонд, чувствуют себя обманутыми, люди – одураченными

Экспертный совет при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при президенте Российской Федерации подготовил еще в апреле 2011 года предложения по развитию пенсионной системы в России. Это большой труд, основанный на прогнозах экономического развития страны и социологических опросах. В нескольких словах его можно рассказать просто. Нельзя уходить от системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Накопительную систему нужно не рубить на корню, а тонко настраивать. Для этого следует застраховать пенсионные накопления по типу банковских вкладов, расширить инструменты для инвестирования пенсионных денег и изменить принципы контроля за их использованием. Но ни в коем случае нельзя идти по пути превращения негосударственных фондов в коммерческие организации. Потому что в этом случае неизбежен конфликт интересов из-за огромного желания сиюминутно заработать на больших чужих деньгах.

Плюс еще 10 миллионов

А еще беспокоиться стоит врачам и учителям, например. У чиновников есть желание отменить им выслугу лет и право на досрочную пенсию. Досрочная пенсия в принципе не нравится руководству Пенсионного фонда и специалистам из Министерства труда. И подходы к наполнению списков №1 и №2 скоро будут пересмотрены в любом случае. А теперь давайте переведем эти разрозненные группы российских обывателей в количественное выражение. У нас получится пять миллионов «досрочников» по вредным условиям труда, 2,5 миллиона «досрочников», проработавших определенное число лет на вредных территориях, три миллиона человек, рассчитывающих воспользоваться «выслугой лет», и 20 миллионов россиян, за которых работодатели отчисляли взносы в накопительную часть их будущей пенсии. Получается, что 30-миллионная армия российских людей живет себе и не имеет никакого представления о том, что чиновники приготовили каждому свой сюрприз.