Робкое знакомство

Оценить
Как Саратов упустил возможность стать первым в России городом с электрическим освещением

Впервые пробное электрическое освещение части улиц Большой Кострижной и Скобелевской (ныне Сакко и Ванцетти и Кирова) неподалёку от Александровского ремесленного училища (ныне колледж имени Гагарина) было проведено в 1883 году.

Это событие произошло в связи с обращением в Саратовскую городскую управу господина Я.И. Бертрана, являвшегося агентом представителя «Электрической эдиссонской компании для России» инженера-электрика А.И. Руссо. Он предложил заключить контракт на электрическое освещение улиц, частных домов и отдельных квартир. Город должен был на 90 лет предоставить право прокладки подземных кабелей, за что получил бы электрическое освещение вдвое дешевле газового. Городская дума образовала из 12 гласных электрическую комиссию, которой поручила разработать условия заключения контракта. Гласные захотели посмотреть, как будет выглядеть электрическое освещение, для чего решили «произвести опыты», обеспечив участие в них всех гласных, специалистов и лиц, «интересующихся этим делом». На проведение пробного освещения выделили 2000 рублей. Почти вся эта сумма ушла на закупку в Петербурге и доставку по железной дороге динамо-машины, проводов, электрических ламп в 24, 16 и 8 свечей и другого оборудования.

Динамо-машину установили в мастерских Александровского училища. И вечером 19 ноября 1883 года перед зданием училища на Большой Кострижной и перед домом Санина на Скобелевской улице засияли электрические лампы. «Опыты удались как нельзя лучше!» – ликовала местная пресса. Информацию об этом событии поместили также и центральные газеты. В Саратовскую городскую управу полетели из Баку, Вильнюса, Полоцка, Тифлиса, Тулы, Харькова, Херсона просьбы сообщить подробности.

Ведь тогда ещё ни один город России, в том числе и столицы, не имел электрического освещения. Более того, некоторые крупные города уже были связаны концессиями на газовое освещение, освобождение от которых требовало больших денег. Саратов находился в более выгодном положении, ему ещё только предстояло выбрать вид освещения и условия контракта. Саратовский городской голова отвечал коллегам из других городов, что окончательное решение будет принято «по производстве вторичных, более продолжительных опытов».

Но вскоре во избежание ненужных расходов дума решила повторных опытов не проводить и сосредоточилась на выработке «проекта кондиций договора». В этой работе участвовал господин Бертран, активно отстаивая интересы компании, из-за чего по некоторым позициям шли бесконечные прения. В конце концов, проект передали через А.И. Руссо в правление компании, предполагая внедрить его в жизнь с 1 сентября 1884 года. Однако правление спустя некоторое время вернуло проект с массой замечаний, возражений, поправок, с которыми дума не согласилась, считая, что это ударит по интересам саратовцев.

Не суждено было Саратову стать первым в России городом, имеющим электрическое освещение! Но жители города убедились, что такое освещение в принципе возможно. Приобретённая динамо-машина осталась в Александровском училище и некоторое время использовалась для освещения его мастерских. А осень 1883 года стала отправной точкой появления электрического света в нашем городе.

О пробудившемся у саратовцев интересе к электричеству свидетельствуют документы городского полицейского управления. В них зафиксировано получение из-за границы весной 1885 года купцом П.И. Шмидтом электрической машины весом 1551 кг для освещения двух принадлежавших ему мельниц. В июле того же 1885 года в зале Коммерческого клуба (ныне Дом офицеров) демонстрировалось «электрическое освещение последнего изобретения… три лампы силою каждая по 500 свечей».

В 1888 году «новый свет» можно было увидеть в саду «Эрмитаж», находившемся рядом с Александровским ремесленным училищем. В следующем году на непродолжительное время электричеством освещалась вновь отделанная гостиница «Россия». Весь летний сезон 1894 года электрическими огнями сияли сад и театр Очкина, находившийся напротив «Липок» (ориентировочно, ныне на его месте филармония и рядом с ней стоящие здания).

С 1893 года электричество стало использоваться для освещения территорий, служебных, производственных и подсобных помещений маслобойного завода Н.В. Скворцова, лесопильного и мукомольного заводов А.И. Селиванова, чугунолитейного и механического заводов А.В. Чирихиной. Помещения освещались лампами в 10, 16 и 25 свечей, а территории – дуговыми фонарями в 500 свечей. Пример этих купцов оказался заразительным для владельцев других предприятий. Вскоре электрическое освещение появилось на маслобойном заводе А.И. Шумилина, на маслобойном заводе и мельнице В.А. Красулина, на складе земледельческих орудий Р.К. Эрта, на гвоздильно-проволочном заводе О. Гантке и т.д.

Уезды тоже старались не отставать. Среди первых здесь надо назвать горчичный завод Воронина, лесопилку Шлыкова и паровую мельницу торгового дома «А. Туркин и А. Ткачёв» в Царицыне. В 1897 году появилась установка для электрического освещения на мельнице дворянина С.А. Унковского в деревне Агеевка Перевесинской волости Балашовского уезда. Надо полагать, это была первая мельница в деревне с электрическим освещением. В конце 90-х годов XIX века электрические лампы засияли на винокуренном и маслобойном заводах Н.М. Залогина в Вольске, на писчебумажной фабрике торгового дома «Братья Тихомировы», находившемся близ железнодорожной станции Князевка, на Волжском стальном заводе близ Саратова и др.