В единой точке доступа

Оценить
Правительство у вас на дому – не такая уж фантастика, нужен только компьютер и выход в интернет

Представьте себе такую картину: вам нужна некая справка или документ. Попивая чай или кофе, вы садитесь за домашний компьютер, заходите на определённый сайт, вводите необходимые данные и получаете справку, распечатывая её на принтере. То есть никаких очередей, никаких нервов, потраченных на общение с не всегда приветливыми чиновниками. А главное, колоссальная экономия времени, ведь собирать всякого рода сопутствующие бумаги больше не нужно. «Фантастика!» – скажете вы. «Только отчасти», – ответим мы.

До механического правительства дело еще не дошло, но кто знает, что ждет нас впереди…

Конечно, технический прогресс пока ещё до такого не дошёл. За справкой придётся идти лично. Плюс далеко не все справки и документы можно получить в электронном виде. Однако прогресс не стоит на месте. С каждым годом число возможностей увеличивается. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но всё же.

Е-правительство

Термин «электронное правительство» наверняка уже слышал каждый. Зато не каждый знает, что он означает и откуда взялся. Концепция e-government (в переводе на русский – электронное правительство) появилась на Западе в конце 1990-х годов. Идея её состоит в повсеместном внедрении современных информационных, компьютерных технологий в работу госструктур. Цель – повышение эффективности и прозрачности работы госаппарата. Кстати, степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН.

За Западом, как водится, решили последовать и мы. В 2002 году была утверждена целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на девять лет. Направлена она была на внедрение технологий электронного правительства. Итог получился неважный. Эффективность исполнения программы была признана низкой. Электронный документооборот между госорганами, а также электронные коммуникации между властью и гражданами так толком и не заработали.

Под конец действия программы в большом количестве стали появляться федеральные нормативные акты в сфере информатизации. В их числе «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия», закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжение «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты». Целый ворох документов появился в 2011 году. В общем, дело стало сдвигаться с мёртвой точки.

«В августе было утверждено положение о новом управлении президента – управлении по применению информационных технологий и развитию электронной демократии. Таким образом, электронное правительство теперь выделено отдельно и будет контролироваться особенно тщательно. Нам уже начали поступать запросы из новой структуры», – говорит председатель комитета по информатизации областного правительства Павел Малков.

Так как развитие е-правительства подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь, конечно же, глобальной сети, то нынешнее время – самое для этого дела подходящее. Показатели охвата нашей страны мировой паутиной растут год от года.

«Интернет становится важнейшим каналом взаимодействия власти, бизнеса и населения. Его аудитория в России составляет сейчас около 50 процентов совершеннолетнего населения. В возрастной группе до 45 лет интернет превосходит по среднесуточному охвату все остальные медиа, включая телевидение. По итогам 2011 года интернет опередил другие медиаканалы в России по степени доверия. Ему сейчас доверяет 40 процентов населения», – приводит статистку Малков.

Услуги большие и маленькие

Одним из направлений развития е-правительства является внедрение электронных услуг и электронного межведомственного взаимодействия. Это то, о чём мы писали в самом начале. Справки. Документы. И прочие важные бумажки.

Зарегистрировавшись на портале www.gosuslugi.ru, можно отправить документы на получение паспорта, заплатить штраф ГИБДД и сделать много других полезных вещей. Список представленных услуг ширится, вместе с ним растёт и количество пользователей портала. В нынешнем году, по словам Малкова, граждане отправили в министерства и ведомства более 2500 электронных обращений. Причём тысячу из них – только за август. По числу региональных услуг, к которым люди обратились через единый портал, Саратовская область занимает восьмое место в России.

Сейчас на портале представлена информация по 190 государственным и более 2300 муниципальным услугам. В электронном виде доступны 38 сервисов. «К концу года мы планируем перевести в электронный вид около 200 региональных услуг», – сообщил председатель комитета. И рассказал о новшествах. Летом была запущена и моментально стала пользоваться спросом услуга записи на регистрацию брака. Было подано 772 заявления. Перевод услуги в электронный вид выручил многие пары, так как стал отличной альтернативой стоянию в очередях и дежурству у ЗАГСов по ночам.

«Сейчас мы отлаживаем электронную регистрацию рождения ребёнка, – рассказывает Малков. – У меня у самого маленькая дочка, и на собственном опыте знаю, что эта процедура занимает достаточно времени. Необходимо собрать документы, отнести их в ЗАГС, отстоять очередь, сдать документы. Потом через какое-то время прийти и забрать свидетельство о рождении. Понятно, что молодым родителям совсем не до этого. Теперь документы можно подать через интернет, выбрать удобное время посещения ЗАГСа и получить свидетельство в назначенное время. Несколько первых заявлений уже принято, надеюсь, что услуга найдёт своего потребителя и станет популярной. На самом деле ЗАГС готовит по этой услуге ещё один сюрприз, но пока не будем раскрывать все карты».

Все услуги, представленные на портале, отличаются разной степенью востребованности. Какие-то пользуются частым спросом, какие-то – нет. Среди популярных, по словам Малкова, значатся вопросы, касающиеся лицензирования, организации отдыха и оздоровления детей, предоставления социальной поддержки на оплату жилых помещений, содействие в поиске работы. В будущем, считает собеседник, в числе самых востребованных могут стать такие: запись к врачу и запись в детский сад.

Что касается первой, то она уже реализуется на отдельном медицинском портале, с начала года ей воспользовались около 25 тысяч человек. Теперь её планируется подключить к порталу gosuslugi.ru, чтобы объединить все услуги в единой точке доступа. Насчёт записи в детский сад. Этот сервис находится пока в работе. Закончить работу и интегрировать услугу к единому порталу планируется до конца года.

Самой «продвинутой» структурой области, той, что активнее всего переводит свои услуги в электронный вид, Малков назвал Федеральную миграционную службу. С помощью портала можно зарегистрироваться по месту жительства, оформить приглашение на въезд для иностранцев, получить российский и заграничный паспорта.

У предоставления электронных услуг в районах и сёлах есть свои существенные особенности. Такая услуга, как запись к врачу, по словам Малкова, не будет здесь востребована. Сельским жителям проще самим дойти до медицинского учреждения (заодно можно со знакомыми по дороге пообщаться, новости обсудить), чем пытаться сделать это с помощью компьютера. «Я недавно был в Аркадаке. Спрашиваю: «Как у вас идёт запись к врачу?» – Отвечают: «У нас один человек записался из любопытства», – рассказал собеседник. Зато большое будущее на селе есть у тех услуг, которые оказываются удалённо, за которыми надо ехать в районный или областной центр. Правда, здесь есть существенный ограничитель – далеко не все сельские жители могут выйти в Сеть. У кого-то нет домашнего интернета, а у кого-то и компьютера.

«Одно из направлений развития электронного правительства – обеспечение на уровне районов и поселений возможности широкополосного доступа к интернету, а также обучение жителей основам компьютерной грамотности», – говорит Малков. Он уточняет, что в первом вопросе комитету помогают «Ростелеком» и областное министерство промышленности, во втором – министерство образования.

Сериал «911» в действии

В число ключевых направлений развития электронного правительства входит также реализация ведомственных проектов. Таких, как Система-112 и ГЛОНАСС.

Создание системы вызовов экстренных служб по единому номеру 112 комитет по информатизации реализует совместно с ГУ МЧС России области. «После завершения проекта любой житель региона, набрав в экстренной ситуации короткий номер 112, сможет попасть в call-центр к оператору связи. Тот скоординирует и вызовет все необходимые службы. Все смотрели сериал «911», вот что-то подобное делается у нас на территории всей страны. Этот проект – реальные спасённые жизни», – отрекомендовал Малков.

Что касается системы ГЛОНАСС, соответствующими приборами до конца года планируется обеспечить все автобусы, школьный транспорт и автомобили скорой помощи.

«Также мы работаем над информационной открытостью органов местного самоуправления по электронным муниципальным услугам, развитию телекоммуникационной инфраструктуры. Введена в эксплуатацию система видео конференц связей. Запустили её в мае, а уже сейчас система набирает популярность. Проведены десятки конференций. Проведено два личных приёма граждан – губернатором Валерием Радаевым и заместителем председателя областного правительства Александром Соловьёвым», – подытожил собеседник.