Капуста, которую не увидел Медведев
В Саратовскую область, уже успевшую оправиться от весеннего визита президента Путина, нагрянул на минувшей неделе второй по величине гость – Дмитрий Медведев. Бывший президент, а ныне председатель правительства и всем известной партии, посетил школу в селе Шумейка Энгельсского района, осмотрел новый корпус СГМУ и встретился с однопартийцами. А вот планируемое посещение Медведевым крестьянско-фермерского хозяйства того же Энгельсского района сорвалось.
Не доехал до фермеров Дмитрий Анатольевич по причинам вполне естественным – вследствие разыгравшейся непогоды дорогу к полям хозяйства размыло. Но ничего из ряда вон выходящего на самом деле не произошло: в полях, куда планировали свозить премьера, дорога просто не предусмотрена, асфальт там не нужен. Пару дней спустя – когда Медведев уехал, а выглянувшее солнце предоставило людям ещё несколько тёплых светлых деньков, – хозяйство смогли посетить журналисты.
Основал КФХ почти 15 лет назад, в 1998 году, Павел Щеренко, его нынешний владелец и глава. Начинал Павел Юрьевич с 24-х гектаров, сейчас площадь земель хозяйства составляет 278 га. Занимается хозяйство выращиванием лука, картофеля, капусты и прочих овощных культур. В 2011 году объём производства овощей составил 4700 тонн, картофеля – 1400. Выручка от реализации продукции – 28 миллионов рублей. В 2012 году посевные площади КФХ под овощи составили 124 га, под картофель – 51 га. Свою продукцию хозяйство реализует в Саратове, Энгельсе, а также в соседних Пензенской, Самарской и даже Московской областях.
Куда не ступила нога премьера
На полях, воздух которых не посчастливилось вдохнуть Дмитрию Анатольевичу, зрела капуста. Чуть подальше располагался участок с луком. Рядом в небольшую колонну выстроилась сельскохозяйственная техника – наверное, приготовленная специально для демонстрации столичному визитёру. Поодаль виднелись стоящие в поле поливные установки.
Под орошением у хозяйства находится 239 га земли. Помимо обычной системы орошения хозяйство использует орошение капельное – при таком способе вода подаётся непосредственно в прикорневую зону малыми дозами, что способствует экономии воды и увеличению урожая. Капельная лента укладывается вместе с семенами во время сева. Использует такую систему полива КФХ на луке, вследствие чего урожайность по нему возрастает в два раза (а в Волгограде, например, в связи с более благоприятным климатом использование такой системы даёт и трёхкратный урожай). Также при капельной системе не поливается междурядье, в связи с чем растёт меньше лишней травы и облегчается прополка. Применять капельное орошение КФХ начало несколько лет назад на площади в 10 га. С теперешних 60 «капельных» гектаров хозяйство получает около трёх тысяч тонн лука, из которых около двух тысяч идёт на семена, остальное отправляется на реализацию.
Чтобы вести хозяйственную деятельность, КФХ вынуждено ежегодно брать кредиты. По словам агронома Юрия Сурова, на хозяйстве висит солидная сумма заёмных средств. Ранее эти деньги шли на приобретение техники, покупку шлангов для капельного полива (каждый год приобретаются новые, а старые отправляют в утиль). В прошлом году, по причине невысокой цены на овощи, пришлось взять заём для покупки зерна и удобрений. Вероятно, без кредитов не обойдётся и дальше – в связи с небольшим перепроизводством овощей цены на лук и картофель в этом году, по выражению Сурова, «не очень».
Практически вся техника в хозяйстве приобреталась новой. Половина – итальянского производства. Используемое немецкое и австрийское оборудование собирается в РФ из зарубежных комплектующих (после чего, для получения субсидий, такую технику можно гордо назвать «сделано в России»). Хозяйство имеет в своём арсенале тракторы, картофеле- и лукоуборочные комбайны, сеялку, сортировочные и дождевальные установки. Для посадки капусты используются итальянские рассадопосадочные машины. При рассадном способе посадочные ряды идут строго через 33 сантиметра, без прогалов. Капуста получается стандартного размера (средний вес – 3,5 кг). Такой прогрессивный способ высадки даёт 100 тонн с гектара против 70 тонн с гектара при прямом высеве.
Очень компактное хозяйство
Рядом с полями располагается ещё одна территория хозяйства. За забором, под высокой железобетонной крышей, у аппарата для очистки и сортировки лука трудились люди (в основном женщины). Лук загружается в большую ёмкость машины, далее в автоматическом и ручном режимах обрабатывается (удаляется грязь, битые и гнилые луковицы, отдельно отсыпаются мелкие луковицы). После обработки лук ссыпается в мешки. Поодаль стоял другой похожий аппарат – для картофеля.
Также на огороженной территории находится здание, в котором планируется разместить столовую для бесплатного питания работников.
Постоянная численность персонала КФХ – 21 человек, во время уборочной хозяйство дополнительно привлекает ещё около 50 работников. Согласно розданной журналистам информационной справке, средняя зарплата на КФХ составляет 10200 рублей. В частных беседах работники такие заплаты подтверждали, хотя некоторые озвучивали суммы и в пять тысяч. Отмечу, что у многих из тех, кто говорил о получаемой «десятке», в глазах была заметна какая-то хитринка… В общем, лично я заподозрил неладное. По словам самого Щеренко, платит он работникам по 500 рублей в день.
Также в хозяйстве есть два овощехранилища суммарной ёмкостью 4400 тонн. В настоящее время идёт реконструкция помещения для третьего хранилища – на 1600 тонн.
– Вы же понимаете, что логистика – одна из самых основных вещей, – говорит Щеренко. – У нас имеются овощные склады в поселке Пробуждение – на две тысячи тонн, но даже десять километров расстояния нас немного напрягает. Из-за этого мы хотим здесь довести до ума второй склад, который вместит ещё 2,5 тысячи тонн овощей. Тогда вообще здесь всё будет в компакте, и расстояние от поля до склада будет минимальнейшим.
Субсидии для выживания
Почему Медведеву решили продемонстрировать именно это хозяйство? Овощеводством в районе занимается ещё более пятидесяти хозяйств, в числе которых есть и другие достойные сельхозпроизводители. По словам Павла Юрьевича, помимо того, что хозяйство входит в пятёрку лучших по области, оно обладает удачным сочетанием возделываемых культур в одном месте: там, куда планировалось привезти премьера, видно и картофель, и капусту, и лук. Как выразился Щеренко, «максимальный обзор». К тому же хозяйство ближе всего находится к Энгельсу.
– Жалко, что премьер не приехал, – посетовал глава хозяйства. – Столько готовились, такая честь для нас. Технику помыли. Планировали показать, как это будет в работе; рассказать о себе.
Также фермер хотел пообщаться с председателем правительства по вопросу сохранения льгот в свете вступления страны в ВТО. Разумеется, преференций со стороны государства современные крестьяне лишаться не хотят.
– Программа субсидирования покупки техники позволила нам обновить всю поливную технику, – рассказал Павел Щеренко. – Купив ещё одну поливную машину, в дальнейшем мы бы закрыли полностью потребность в этой технике: она бы обновилась до идеала. Также программа дала нам возможность купить капельное орошение, сеялку, уборочную технику. Субсидируется электричество на подачу орошения на участок: в размере 70 процентов от стоимости. Это достаточно ощутимые и неподъёмные финансовые вложения даже для нас.
К самому факту вступления во Всемирную торговую организацию глава хозяйства относится с пониманием, считая, что рано или поздно Россия к этому всё равно бы пришла. Как надеется Щеренко, для отечественных сельхозпроизводителей после этого шага станет доступнее и дешевле техника мирового уровня. Чиновники надеются, что со вступлением в ВТО на наш агропромышленный комплекс будут приходить зарубежные инвесторы. Павел Юрьевич эти надежды тоже разделяет:
– Думаю, что все будут заинтересованы в этом. Я лично бывал и в Голландии, и в Германии, Турции, Израиле. Смотрел, как выращивают фермеры там продукцию, в каких условиях им приходится работать. Голландия вынуждена осушать свои участки и прокладывать дренажи. Это дорогое вложение. Мы же здесь должны поставить поливную технику – и этого будет вполне достаточно, чтобы получать хороший урожай. Это мизер по сравнению с дренажированием. А Израиль или Турция обязаны поставить теплицы, чтобы жара всё не съела: потому что это, по большему счёту, пустыня. И из этих стран ещё умудряются поставлять нам в Россию и морковь, и картофель, и всё остальное. Хотя у нас есть всё для того, чтобы получать урожай.
По словам Щеренко, такая ситуация, возможно, сложилась по той причине, что после развала Советского Союза сельское хозяйство было забыто:
– Другие отрасли спасали, по большему счёту. А сельское хозяйство выживало самостоятельно. Было время, когда мы вообще никаких субсидий не получали, никакой помощи не было совершенно. Мы выживали исключительно на своём энтузиазме, от того, что получали от продажи. Сейчас мы пользуемся всеми программами: топливо берём по льготной цене, за семена субсидируется часть вложений, и за полив, и за технику, и за удобрения.
Хорошей погоды пожелал другим производителям области агроном Юрий Суров:
– Пускай снижают себестоимость, так как при вступлении в ВТО нам придётся конкурировать с зарубежными производителями. А они почти все субсидируются – за счёт этого они живут.
По словам Сурова, помимо удачи с погодой для качественной и нормальной работы сельхозпроизводителям нужны «нормальное кредитование, нормальная голова – и всё, больше ничего не надо».